Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Те из Его учеников, которые первыми услышали эти Его слова, говорят, чтобы мы непрестанно молились. Мы должны молиться всегда, и особенно когда у нас большая беда и нужда. Мы знаем, как в Великую Отечественную войну внезапно стали открываться храмы, потому что так велика была потребность народа в молитве, и вопль его достиг Господа. Храмы не могли вместить всех приходящих. Почему же не переполнены наши храмы сегодня? Разве мы меньше нуждаемся в молитве? Или кто-то надеется только на свои силы?
Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы обязательно должны быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». И нам должно быть понятно, почему убийство, воровство и блуд все беспрепятственнее распространяются в мире.
Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий.
Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.
Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести это иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.
В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Господу. А состояние ее действительно было ужасное. Согнутая к земле, она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное.
Согнут человек к земле, не может выпрямиться своими собственными силами, поднять лицо к небу, не может даже лицо другого человека увидеть. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость — это недостижимо, это ему непонятно. Как животное стал человек вследствие отпадения от Бога, согнут он, хотя физически иногда может голову свою поднимать очень высоко.
Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, не так давно прославленный Церковью, говорит, что глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны, ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в радости жизни, созданной для него Господом.
Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим кроме чуда этого света, чудо мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божия закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать этот день».
Смотрите, что происходит. Свет чуда ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть этот свет от других людей. Для него совершенно понятно, что здесь действует Божие чудо, что здесь Сам Бог. Но он хочет превратить это чудо в нечто обыкновенное, ничего не значащее. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и поэтому он готов ограничить Самого Бога в Его милосердии.
Женщина не надеялась уже ни на что. Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, то мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах — то вы погибнете в грехах ваших».
Сегодня Господь показывает, что благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается только в любви, в достижении милосердия и сострадания по отношению к другому человеку. Он говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести к водопою? Каждый человек это делает, потому что дико было бы, жестоко по отношению к животному не напоить его водой. Но неужели нельзя облегчить страдания этой дщери Авраамовой, связанной сатаной, которая мучается уже в течение восемнадцати лет! Не для того ли существует покой субботы, чтобы открылась нам тайна любви и милосердия Божия? Жизнь вечная — вот что такое «покой». И только через сострадание, через любовь, которая есть подлинное благочестие, входим мы в эту жизнь.
Господь обличает сегодня грех лицемерия. Он говорит, что из всех грехов — этот самый отвратительный. Мы помним, как в Евангелии Господь многократно возвышает Свой голос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Никому из простых людей Он не говорит таких слов: «горе вам», потому что видит, как страшна внешняя видимость благочестия, которая, по свидетельству святых отцов, явится «тайной беззакония» в самой Церкви. «Человек беззакония» в самой Церкви, по слову апостола Павла, по толкованию святых отцов, сядет, выдавая себя за Бога. Этого лицемерия будем страшиться больше всего.
Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, именно в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь дает Вам такой удивительный дар?», он отвечал: «Это просто милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши или лицемерия в отношениях с Богом и с другими людьми». Где такая прямота отношений, там свет Христов, чудо любви Божией, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.
Мы видим, что женщина, получив чудо исцеления, благодарит Господа. Весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Сегодня Церковь призывает нас увидеть, что человек, милостью Божией получивший исцеление, когда выпрямляется его душа, не может не благодарить Бога. Это становится естественным для него. И это есть единственный признак исцеления человека, потому что сам человек не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа, неспособная к этой хвале. Благодать Божия, которую приносит в мир Христос, может выпрямить и выпрямляет все, что грех искривил в нашей жизни.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России