На днях пересмотрел фильм «Четвёртая высота», советская картина 1977 года, рассказывающая о жизни и подвиге Гули Королевой. Казалось бы, фильм пересмотрен десяток раз – но что-то вновь и вновь заставляет обращаться к нему. Что же?
Фильм создан по мотивам повести писательницы Елены Ильиной 1946 года, но не копирует её. В фильме акцент с самого подвига смещён на становление героини (самого подвига не даже не показано – фильм заканчивается, когда героиня штурмует высоту). Что самое замечательное, в фильме это, хоть и пунктирно (не сериал же, как мы привыкли), удалось показать: лаконичными диалогами, мастерски поставленными эпизодами.
Героиня с младых ногтей берёт высоты. Сперва на съемках фильма, когда она в роли юной партизанки, после нескольких падений с лошадки подчиняет её, затем догоняет класс по учёбе, затем прыгает с вышки. Зачем? Удовлетворить тщеславие и пассионарность?
Нет. Затем, чтобы преодолеть себя, чтобы стать выше, чем ты есть на самом деле. Будто или совесть подтачивает изнутри, или будто что-то зовет извне: брать высоты, преодолевать себя настоящую, во имя себя будущей. По сути, она не живёт настоящим, «здесь и сейчас»; девочка словно бы готовит себя к какой-то цели, которую даже сама не знает. Но цель ведет её к себе, словно аристотелевская энтелехия, и Гуля полностью захвачена этой целью: нет жизни «для себя» – есть только преодоление себя, во имя чего-то несравненно более важного, чем ты есть «здесь и сейчас»…
Этот сюжет бы стать лубочной сказкой, но этого, к счастью, не произошло. Один эпизод подкупает – когда юная героиня отказалась ехать на шашлыки с героем испанской войны, на автомобиле ради подготовки к экзамену, чтобы перейти в следующий класс (была в те годы такая образовательная программа – после 7 лет всеобуча лодырей дальше не пропускали – были ремесленные училища, прообраз ПТУ). Многие ли из нас в подростковом возрасте преодолели бы этот соблазн? А героиня взяла и эту высоту.
Героиня вела дневник, очень лаконичный, где были ровно две записи:
1) Воспитать твёрдый характер;
2) Воспитать умение бороться с трудностями.
Девочка-подросток, познавшая славу киноактрисы, пишет такое в свой девичий дневник!?
Третья высота героини не так удивительна. Это спорт, где преодоление заложено в саму парадигму спорта. Кинематографически это красиво, но выбивается из антропологии героя. Спорт заточен на тщеславие – на эгоизм чемпиона. Поэтому эта ветвь в фильме была максимально заретуширована – девочка (точнее, уже девушка) выступила за команду. Победила или нет – это было неважно.
Фильм рассказывает не столько про экзистенциальную «высоту» героини, сколько про общий тренд 30-х – преодоление, выход за пределы возможного. Челюскинцы, полет Чкалова и Гризодубовой, гибель стратонавтов… Обывателем быть пошло, а героем быть – нормально.
В СССР 30-х годов была создана своего рода «фабрика героев» (в отличие от гламурной «фабрики звёзд» нулевых) – удивительное поколение молодёжи, штурмующей высоты. Философ А.А. Зиновьев как-то сказал, что ВОВ выиграл советский учитель. Это вовсе не было литературным преувеличением – в 30-е годы было воспитано особое поколение, поколение героев, которому было суждено выстоять и победить на полях Великой Отечественной войны. Особый «модус» сознания советской молодёжи, жившей идеалами, а не мещанской жизнью, описанной Зощенко и Булгаковым (хотя эта составляющая часть жизни тоже имела место быть), давший Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, Марину Раскову, Леню Голикова и миллионов других безымянных героев, стал залогом победы.
В фильме мастерски показана предвоенная обстановка. На первый взгляд, показана мирная жизнь обывателя. Но во всём ощущается тревожное «предчувствие войны». Во всем. В культе героев испанской войны, во всем этом тревожном геополитическом накале… Словно в мирный Шир хоббитов дохнуло ледяное дыхание Мордора.
И вот – началась война. К которой готовились давно, но которая случилась внезапно и неожиданно. Девушка, у которой был выпускной 21 июня, была к войне полностью готова. И не готова – возможно ли к этому быть в принципе готовой в 17 лет?
Застала ли война героиню врасплох? Конечно, нет. И конечно, да. Все жили предчувствием войны, но никто не ожидал, что всё получится так скверно. Когда приходится отдавать свои земли, хоронить своих любимых – и самим идти защищать Родину. Героиня быстро стала вдовой, так и не познав радости семейной любви. Вообще, история любви Гули и её мужа в фильме показана чрезвычайно целомудренно, будто два голубя обнялись крылами. И получился – Ёжик.
Греясь у буржуйки, Гуля сжигает книжки, тетрадки и – свой дневник. На секунду задерживает на нем своё внимание, и со словами «Господи, как всё давно это было!» без сожаления его сжигает. Потому что вся программа выполнена. И это ещё одна высота. давно взятая, и поэтому надо двигаться дальше.
Получив похоронку, Гуля берет очередную высоту – бросает семью и своего любимого сына Ёжика. Чтобы пойти на фронт и отомстить врагу. Это её война, и она не может быть в стороне. Она идет санинструктором на войну…
И наконец, четвёртая высота (хотя мы насчитали больше) – это поистине христианский подвиг самопожертвования. Санинструктор Гуля, вынеся из поля боя полсотни бойцов (!), ведёт батальон в атаку на безымянную высоту и погибает при её взятии. Наверное, по-другому и быть не может – герой ради других может пожертвовать только своей жизнью. Слово «Господи» было произнесено не случайно – героиня совершила поистине христианский подвиг, даже если и была атеисткой. Хотя, мы знаем, на войне атеистов не бывает.
В кино и литературе так часто встречается «собирательный образ» героя (тот же Штирлиц), что неосведомленный зритель поневоле задастся вопросом: а была ли Гуля на самом деле?
Оказывается, была! Повесть Ильиной – это не романтическая выдумка в стиле «Овода» Этель Лилиан Войнич. Это «документари», авторизованная биография Марионеллы Королёвой. Вот что известно о «четвертой высоте» Гули-Марионеллы Королевой: «23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 она вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление. Умерла от ран в тот же день. 27 декабря 1942 года члены Военного Совета 24 армии представили М. В. Королёву к ордену Красного Знамени (посмертно)».
***
Мы победили в Великую Отечественную войну как раз благодаря таким «гулям королёвым», которые взяли свою «четвёртую высоту».
А мы – много ли высот мы взяли? Есть ли у нас такая «четвёртая высота»? Это отнюдь не праздный вопрос – от этого зависит, победим ли мы в нашей Великой Отечественной войне (стыдливо именуемой как СВО) или проиграем?
Мы слишком расслаблены, слишком привыкли жить в обществе гедонизма и потребления. Для нас даже соблюдать пост – это что-то за гранью возможного. Но историей мы поставлены перед неумолимым фактом – победить или поиграть, да или нет? Суждено ли нам взять «четвёртую высоту»?
Может ли заплывший жирком бюргер прыгнуть хотя бы на метр, хотя бы в длину? Или пробежать стометровку? Пробежать, а не проползти пресмыкающимся ленивцем…
Нельзя штурмовать «четвёртую высоту», не взяв «первой высоты», всю жизнь сидя на диване или прожигая жизнь в ночных клубах. Это другой модус. Модус героя vs модус потребителя. Или – или.
Война ставит каждого из нас перед экзистенциальным выбором: стать героем или дезертиром. Полутонов, увы, нет. Родина-мать нас в очередной раз зовёт на подвиг, на «четвёртую высоту». Вот только готовы ли мы к этому подвигу?
***
Несть пророка в своем отечестве.
В один не самый прекрасный момент мы как-то позабыли о своих героях, начав прославлять чужих «героев», воевавших на стороне фашизма или симпатизировавших ему. Нет молодогвардейцев – а есть коллаборационисты Власов, Бандера и Нжде, нет советского аса Ивана Кожедуба – а есть немецкий ас Эрих Хартман. Мы не считаем зазорным прославить прислужников фашистов Маннергейма, Шмелева, Краснова или Кодряну, «забывая» о советских борцах с фашизмом.
А ведь это далеко не такие безобидные вещи, как кажется. Заигрывание с фашизмом превратило Украину в нашего смертельного врага, и мы вновь вынуждены бороться с фашизмом, как наши деды и прадеды, кровью отвоёвывая захваченные русские земли. Вот только победим ли мы фашизм, прославляя и даже канонизируя его идеологов?
***
Кто-то, узнав о «четвёртой высоте» Гули Королевой, грустно вздохнет: «Богатыри – не мы!». Это так и не так. Героическое время требует героев, и они рождаются. Прямо среди нас: Алексей Мозговой, Моторола, Гиви, Дарья Дугина. Они прожили удивительно цельную жизнь, будто бы готовили себя к подвигу самопожертвования, к «четвёртой высоте», что было невероятно сложно в условиях культа потребления и гедонизма. Сегодня, в День героев Отечества, мы склоняем голову перед их мужеством и подвигом, их Главной высотой. И вновь и вновь спрашиваем себя: а мы – мы достойны ли быть продолжателями ратного подвига погибших товарищей? По плечу ли нам «четвёртая высота»?
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир
16. Далее.
Но не только Византия не увидела этого в России, но и Запад не нашел в России достаточного основания. Запад не нашел в России культурной научной среды. Лишь по одной причине : междоусобицы. Впрочем, все виноваты, каждый со своей стороны.
Вот и сейчас на Украине разжигается междоусобица. Князья делят власть. И Запад помогает. И коммунизм уже не тот.
История повторяется в виде фарса. Но можно поправить диалектикой отрицания отрицания. Для этого эту диалектику надо отследить, понять. Но в тождестве особенного Истории (в котором всеобщее и единичное Истории как диалектика отрицания отрицания; то есть вся История от начала Творения и до сегодня).
15. Два сорита.
Сам сорит есть куча суждений, в котором ум и мысль есть, но четкой логики формально не соблюдается. Чтобы разговор не выглядел как "Дом, который построил Джек".
Вспомним парадокс "куча". Раз зерно, - не куча; два зерна, - не куча... сколько зерен пшеницы образуют кучу? Очевидно, что тогда, когда количество переходит в качество. Когда количество зерна переходит в качество зерна. Где здесь какой сорит? Пока нет, но все зависит от ответа. Если мы говорим, что качество зерна образуется при росте зелени, самой пшеницы то мы уходим в сторону. И это - подмена первой правды (гокленовского сорита). А если мы говорим, что качество есть количество зерен, за которым не видно самого, то есть одного зерна, то это - сорит аристотелевский.
Подменить первую правду первой правдой невозможно. Только если связать подменой понятий со второй правдой. Ведь каждая правда каноничная. Отсюда следует, что христиане и евреи есть тождество первородства как две миссии народа Бога. Конечно, их можно объявить врагами, если спутать первую правду каждого с его второй правдой канона. Как аристотелевский и гокленовские сориты (суждения) в мировоззрении.
Или, как например, основной вопрос философии. Что первично? Материя или дух? Так надо сказать, во-первых, что материя и дух есть канон. А уже потом рассматривать их в каноне как Порядок двух правд так, чтобы не путать силлогизмы сорита аристотелевского и гокленовского как существующих сами по себе, вне канона. Ну не может вопрос материи рассматриваться отдельно от духа. Как собака и ее деятельность: не может деятельность собаки рассматриваться вне самой собаки так, чтобы деятельность собаки стала -во-первых, а сама собака - во-вторых.
14.
Потому, что настало время эпохи особенного Истории ( в котором соединены единичное и всеобщее Истории).
Теперь, когда мы знаем, что тайна беззакония (падения православной Византии) есть потеря канона (христианского первородства) вообще. Отсюда появилась две правды, которые спорят о правде: что первично - дух или материя. А это - канон. Но этот вопрос звучит не в каноне. Канон как две правды ( правда) утерян. А две правды спорящие о первенстве - это не канон. В каноне нет спора, а есть Порядок первой и потом, здесь же, второй правды. В каноне обе правды - правда. А правда греха - первенство чувства в каноне. Но это грех.
Материализм в коммунизме, в России, - это тот же сорит Византии, которая пошла в падение канона, в грех, в подмену. В материализме коммунизма в России все наоборот: исходят из подмены, из первенства чувства в каноне; из греха как факта, и выводят Россию к истине канона первой правды мысли и веры (православной). Через Революцию, во-первых, и через Победу 1945, во-вторых. Это и есть отрицание отрицания Победы.
Что надо сегодня? Коммунистам надо убрать сорит Византии из материализма. То есть, провести в материализме и коммунизме линию первородства канона как Порядка двух правд при первенстве первой правды и вторичности второй правды: мысли и чувства, но как одного и того же канона, как одной правды (Порядка двух правд). Надо поправить все учение материализма и коммунизма, которые когда-то приняла Россия.
13. Ответ на 12, Игорь Бондарев:
Тема большая, поэтому ничего страшного, что я немного об одном, а Вы немного о другом.Византия ? Канон ? Константинополя больше нет , есть Стамбул. В мире 2 млрд. мусульман , но этих людей не видят. Все живут в старой традиции евроцентризма. Хотя именно мусульмане теперь Хранители консервативных традиций.
12. Ответ на 10, учитель:
Тема большая, поэтому ничего страшного, что я немного об одном, а Вы немного о другом.
11.
В идеале, рассуждая, если бы Византия не пала, то оставалась бы православной истинно. Именно потеря первородства и есть падение Византии, падение православия из-за потери первой правды канона духа, из-за подмены первой правды второй правды, с согласия первой правды. Иначе бы это было противостоянием открытым, а так - тайное падение. Так вот, тайное падение православия и есть тайна беззакония, ибо здесь, когда падает православие - падает все христианство. Правда, уже есть, к этому моменту православная Россия. В Византии согласились с подменой правдой чувств правды мысли, а это - обман духа, ибо мысль первична. Но мысль первична не в отдельности от вторичного чувства. А в каноне.
Тайна беззакония перестает быть таковой тогда и только тогда, когда появляется понимание, что две правды канона и есть одна правда.
Потому, что когда ставится вопрос: что первично - материя или дух, чувство или мысль, то этим самым уже случилась тайна беззакония. Происходит потеря понимания того, что есть канон. И далее по правилу сорита. Теряется часть утверждения, упускается из поля зрения, при этом все остальное рассуждение продолжается.
То, что католики потеряли канон, это нормально. Наука доказательство строит именно на каноне. А вот что доказывать - какую истину, ведь канон первой правды веры был утерян в православной Византии. Вот поэтому, потому, что Византия пала как православие, Запад и не смог подчинить Науку истине.
Не жена виновата в падении, а Адам. Жена должна была съесть плод с древа познания, а муж - нет. Он - главный, он - первая правда канона человека. А жена, по человеку, могла съесть, ибо ей же и рожать. А Адам не рожает. Впрочем, за Адама понесла проклятие земля.
А за падение православия (Византии) понес проклятие весь христианский мир. Впрочем, Третий Рим - православная Россия. И ей пришлось взять на себя бремя власти утерянного первородства Византии. То есть - выполнять к своей функции еще и функцию охраны христианства по канону. А собственная функция России (при действующей Византии) была в том, чтобы привести, вместе с Западом - Науку к первородству канона веры, мысли по первенству первой правды. Ибо чисто западная Наука изучает канон лишь в доказательстве, но доказательстве вторичности второй правды факта. В идеале (пределе) этого - Кант с его коперниканским переворотом и неопределенности феномена ноумена.
Так что, у России две ее вселенские задачи; охранять канон христианства в первородстве (по Византии) и привести Науку, вместе с Западом, к первородству в том же каноне.
10. Ответ на 8
9. Ответ на 8.
8. Ответ на 7, учитель:
Россия - наследница Византии: Третий Рим. Падение Византии произошло. Но обязанность Византии перешла на Россию. Но в идеале и Византия и Россия должны были сделать общую работу, которая теперь свалилась на плечи одной России. Православие только в России (Третий Рим), то есть вся работа, которую должны были делать Византия и Россия до сих пор, по причине падения Византии свалилась на плечи России. Ведь Россия понесла идеал Православия в условиях, когда идеал пал. Но идеал все равно должен быть исполнен, иначе История не продолжится. Поэтому в России не только великие скорби Истории, но и великие Победы от Бога.
Если бы Византия была сегодня, во времена 1917, то царская Россия была бы сильна настолько, что позволила бы быть критике коммунизма вместе с критикой европейской Науки. И не было бы такого трагического и великого события какое мы видим в революционные годы в России. Да и Первой мировой войны бы не было, и Второй бы не было. Однако, случилось то, что случилось, и России пришлось одной тянуть за весь христианский мир. Не пала бы Византия, то и татаро-монголов бы отразили. Однако, Византия пала. И Россия осталась одна. Не без помощи Бога, но без помощи такой мощи, как Византия, которая бы могла сегодня выглядеть, согласимся, весьма и весьма внушительной силой, мощью православия в мире.
Ведь не может Россия, одновременно выполнить и свою функцию и функцию Византии. Речь об идеале. Поэтому царская Россия слабеет, и силу обретает коммунизм, который в России подвергается собственной критике (той критике, которую должна была выдержать царская Россия, будучи в идеале поддерживаемой Византией на тот момент современности). Поэтому и говорят о Сталине, как вожде-царе, который вернул России монархию и религию, правда в виде собственной критике коммунизмом (по-сталински). И так далее.
То есть, если мы рассуждаем о Истории, то надо рассуждать критически. А критически рассуждать мы можем если знаем идеал Истории. А идеал Истории есть то самое первородство, которое было во многом, в процессе Истории, утеряно. Но сам ход Истории от этого не лишился своего будущего измерения времени, ход которого определен идеалом по Предначертанию от начала. А в начале человек, мир и История есть одно тело.
Поэтому критическое рассуждение об Истории только то, которое обнаруживает идеал первородства и с учетом этого свидетельствует рассуждением о нем как о возвращении потерянного первородства.
7. Ответ на 5, Потомок подданных Императора Николая II: