Этот материал должен был бы получиться более жёстким по отношению к тем, кто скрывался от мобилизации. Но моя задача была показать максимально объективно общее восприятие СВО в бывшей советской республике, как со стороны русских, проживающих там, так и со стороны казахского населения.
Миграция русских в Казахстан на фоне объявленной мобилизации вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Большинство восприняло её как предательство. Лишь немногие не осуждали тех, кто в первые же дни после объявления частичной мобилизации выстроился в очередь у границ. Ну а как смотрят на русских, приехавших в Казахстан, сами казахстанцы? Что думают сами мигранты о своём выборе? И смогут ли они и захотят ли когда-нибудь вернуться?
История русских в Казахстане насчитывает уже больше четырех веков. Первые переселенцы появились на территории нынешнего Казахстана еще в период Русского Царства. Во времена Российской Империи интенсивность освоения земель нынешнего независимого государства только увеличилась. Русские несли с собой не только новые по тем временам технологии, но и культуру народу, находящемуся на тот момент еще на стадии феодально-родовых отношений, отголоски которых слышны еще и сейчас в современном казахстанском обществе. Можно сказать, те города, дороги, заводы и другие блага цивилизации были принесены в Казахстан русскими сначала во времена Российской Империи, а затем уже и при Советском Союзе, особенно интенсивно, во время освоения целинных земель. Но уже к девяностым годам, когда Казахстан объявляет о своей независимости, начинается обратный процесс – исхода русских. В последующие годы они в большинстве своём покидают казахскую землю, и каждая новая волна миграции совпадает с очередным витком казахизации – переименования городов и улиц с русских на казахские, сокращения часов преподавания русского в школах и т.д. Последняя крупная волна миграции произошла непосредственно перед началом пандемии и была остановлена закрытием границ по санитарным требованиям.
Поэтому нынешняя ситуация по современным меркам уникальна для страны, которую не особо радуют со времен объявления независимости ни туристы, ни квалифицированные специалисты из других стран, кроме тех, что работают на иностранные фирмы, добывающие полезные ископаемые в этой Среднеазиатской стране.
Наплыв мигрантов из России стал для Казахстана неожиданностью. И на следующий день, после пересечения казахской границы большим потоком потенциальных призывников, легли сайты некоторых госорганов Казахстана, как, например, e-gov (аналог «Госуслуг»). В усиленном режиме работали полиция, центры обслуживания населения, миграционные службы.
Надо отметить, что еще недавно по Казахстану гуляли языковые патрули, так назывались рейды националистов под прикрытием полиции, по магазинам и общепиту, где от продавцов и работников столовых, кафе и ресторанов требовали говорить по-казахски, что якобы требует Конституция. На самом деле такие требования по местному законодательству можно предъявлять только госслужащим, но это никак не смущало активистов, да и полицейских, которые их сопровождали. Зачинатель этого дела, Куат Ахметов, ютуб-блогер и по совместительству мастер по установке стеклопакетов даже успел стать звездой на Украине, куда сбежал, после возбуждения на него уголовного дела на родине. В Незалежной его приглашали на телепередачи, где украинские ведущие, вместе с Куатом, ругали русский язык и русских, правда, делая это ни на казахском или украинском, а на чистейшем русском.
К чести нынешнего президента Токаева, все «звезды» ютуба от казахских нацпатов получили условные или уголовные сроки. Однако волна запущенная ими еще прокатывается по соцсетям, и то и дело появляются ролики от очередных активистов, призывающих избавить Казахстан от русских оккупантов. На фоне таких призывов, въезд на территорию республики с февраля по октябрь около одного миллиона восьмисот тысяч этнических русских, выглядела, как злая насмешка над казахскими националистами, которые хотели избавиться от русских, а получили всё с точностью наоборот.
Казахстанские власти, еще год назад, смотревшие сквозь пальцы на языковые патрули, в этот раз были более лояльны к выходцам из России.
Так, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время рабочей поездки в Туркестан сказал буквально следующее: «В последние дни к нам приезжает много людей из России. Большинство из них вынуждены уезжать из-за сложившейся безвыходной ситуации. Мы должны проявить заботу о них и обеспечить им безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос. Я поручил правительству принять необходимые меры».
Конечно, всё же не обошлось без роликов в интернете, где разъяренные казахские националисты призывали не разговаривать с приезжими на русском, ничего не продавать им и не сдавать квартиры. Однако, эти видео не набирали и сотой доли просмотров, какие когда-то набирали ролики с языковыми патрулями, а то, что остальным казахам эти призывы были попросту неинтересны, говорит факт взлёта цен на жильё практически в два раза. А страшилки про злых россиян, которые будут терроризировать местное население, грабить и убивать, опровергаются местной же статистикой. Так, по словам и.о. председателя комитета миграционной службы (КМС) МВД Аслана Аталыкова, «россиян за нарушение миграционного законодательства привлечено 3,2 тыс., что составляет всего 0,2% от числа въехавших граждан РФ. Это демонстрирует их определенную дисциплинированность в Казахстане по соблюдению сроков пребывания».
И даже неофициальный лидер казахстанских националистов и глава казахстанской парламентской партии «Азат» Азат Перуашев, который поддерживал действия языковых патрулей, в этот раз был сдержан в описании ситуации с прибывшими релокантами. В своем комментарии он так описал ситуацию: «Казахи оказывают поддержку вынужденным переселенцам с одеждой, питанием, ночлегом. Но рыночные отношения диктуют свои условия, что привело и к росту цен на жильё. Это привело и к очередям в отделах миграции, к скоплению людей в центрах обслуживания населения. Часть населения восприняла отрицательно миграционный поток из-за увеличения конкуренции на рынке труда, обострения этнического и языкового факторов.
Республика Казахстан как независимое государство, прежде всего, заинтересована в защите интересов собственной национальной безопасности. Мы как парламентская партия направили письмо в Правительство о том, чтобы оно проработала разные варианты развития ситуации, в том числе, по провокационным моментам.
Сегодня поток спал, из Казахстана выезжает россиян больше, чем въезжает. Что касается языковой политики, то мы не видим угрозы для национального языка, так как мигранты остаются гражданами Российской Федерации. Кроме того, в казахстанской экономике существует нехватка специалистов, которых немало среди мигрантов, прибывших на нашу территорию. Для таких специалистов мы предложили создать обучающие центры, где они смогут узнать о традициях Казахстана, основах законодательства и получить начальные знания языка.
В центрах обслуживания населения государственные служащие обслуживают посетителей, в том числе и на русском языке, хотя с моей точки зрения это неправильно. Но в Конституции Казахстана русский язык является официальным, поэтому проблем с оформлением документов у приезжих быть не должно».
Такая сдержанная позиция официальных лиц во многом объясняется большим количеством вливаний в бюджет страны, который обеспечили приезжие.
По разным источникам, россияне только за три месяца с начала мобилизации принесли в бюджет около сорока миллиардов тенге, а Нацбанк Казахстана сообщает о росте банковских вкладов на 8,6 процентов только за сентябрь месяц.
Но не все, кто прибыл в Казахстан, являются людьми состоятельными, среди них немало и тех, кто достаточно ограничен в финансах, они как раз и обращаются за помощью, и в первую очередь идут в Православную церковь.
Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской Епархии также прокомментировал ситуацию вокруг беженцев: «То, что в Казахстан въехало много людей, мы видим по тому, что количество прихожан в храмах увеличилось. Некоторые из них обращаются с просьбой о том, чтобы им помогли с жильём и работой. Русская Православная Церковь в Казахстане окормляет людей разных национальностей: русских, украинцев, белорусов. Каждое утро в наших храмах начинается с молитвы о мире. Принимая исповедь от прихожан, наши священники не интересуются политическими взглядами верующих. Нам важно, чтобы между верующими не происходило конфликтов по национальным и политическим мотивам.
В меру своих сил и возможностей Православная Церковь готова оказывать духовную и социальную помощь каждому, кто к ней обращается. Такие качества, как патриотизм и любовь к Родине, украшают любого христианина. В те времена, когда Родина переживает тяжелый период, христиане призывают проявлять самые лучшие качества своей души».
У казахстанских русских отношение к прибывшим тоже весьма неоднозначное. С одной стороны, их поступок воспринимается как отрицательный, с другой, во многом приезд такого количества этнических русских имел и положительный эффект для диаспоры, для которой увеличение их количества только на пользу.
Руководитель республиканского славянского движения «Лад» Максим Крамаренко рассказал о своём отношении к новым мигрантам: «Миграция россиян в Казахстан в этом году вызвана двумя причинами. С 24 февраля началась первая миграционная волна, и связана она была с бизнес интересом, желанием избежать влияния санкций Запада. Эта причина понятна, и мы со своей стороны в ряде случаев оказали и юридическую консультацию, и помощь в регистрации коммерческих юридических лиц.
Вторая волна миграции россиян началась после объявления частичной мобилизации, когда с 22 по 25 сентября на территорию нашей республики въехало порядка 98 тысяч граждан РФ. Правда, за этот же период выехало уже с территории РК около 69 тысяч россиян. С некоторыми из этих мигрантов удалось поговорить.
Если говорить об их «усреднённом портрете», то это молодые ребята 23-27 лет, большинство из которых не служило в армии, и основной мотив, почему они решили покинуть свою страну – страх, что их, не имеющих армейского опыта, могут отправить на передовую в СВО на Украине. При этом отмечу, что у тех, с кем говорил я, или члены нашей организации, не было повесток. То есть – это де-юре не дезертиры, бегущие от мобилизации. Оценку их миграционному мотиву мне давать трудно. Но, и этой категории мигрантов из РФ мы тоже оказываем консультационную помощь по вопросам временного пребывания в стране. Некоторые из них были выходцами из Казахстана, и сейчас они подумывают вернуть себе первоначальное казахстанское гражданство.
Казахстанцы в целом добродушно относятся к мигрантам, особенно приехавшим после объявления частичной мобилизации. В основном, негатив высказывают блогеры национально-патриотического толка, но простые люди, наоборот, выражают готовность оказать помощь и поддержку».
Ну, а что сами бежавшие от мобилизации? Надо отметить, что среди них очень мало людей низкоквалифицированных профессий. Львиную долю составляют IT-специалисты, инженеры, бизнесмены, как среднего уровня, так и выше среднего.
Большинство ведут себя примерно одинаково. Пьют пиво, ругают Путина, друг другу пытаются доказать, что сделали всё правильно. И многие боятся депортации.
Но нельзя сказать, что все без исключения мигранты таковы. Среди них достаточно много людей умных и высказывающих вполне обоснованную критику в отношении происходящей мобилизации. Неумелое руководство СВО, сдача позиций, нежелание вести полномасштабную операцию в угоду крупному бизнесу, – всё это заставляет задуматься: стоит ли отдавать свою жизнь в угоду чьих-то коммерческих интересов или просто разгильдяйства и головотяпства военного начальства?
Некоторые из них говорят, что желали бы пойти на фронт, но по своей специальности: врача, инженера и т.д. Но неразбериха в военкоматах, отправление в зону СВО простыми рядовыми пехотинцами высококвалифицированных специалистов, – всё это вызывало непонимание того, а что вообще происходит и есть ли смысл умирать, когда бизнес олигархов ценится выше жизней простых солдат?
Не все, правда, воспринимают отрицательно и однозначно. Кого-то мобилизация застала врасплох, не дав адекватно оценить ситуацию. Так, по рассказу одного из мигрантов, он сам не понимает, зачем он выехал из страны. Все начали уезжать, жена стала давить, родители, родственники, друзья. И сорвался с места. И теперь не знает, что делать. А потом, помолчав, сказал: «Не хочу быть предателем».
Многие русские мигранты проезжают через Казахстан транзитом: кто-то двигается дальше, в Восточную Азию, Израиль, кто-то намерен уехать на Запад. Но есть и те, кто готов осесть на казахстанской земле. В основной массе в Астане и Алма-Ате.
Надо сказать, что проблем с устройством на работу практически ни у кого нет, так как Казахстан испытывает серьезный голод на квалифицированных специалистов. Да и с обычными профессиями не всё так хорошо. Из страны выезжали и выезжают не только русские. Крупные когда-то диаспоры немцев, евреев, корейцев на сегодняшний день составляют небольшие группы, в основном состоящие из людей после пенсионного возраста. Причём, покидают страну в том числе и этнические казахи, основным направлением миграции которых является Турция. Объясняется это во многом не только политикой казахизации, но и довольно низким уровнем жизни и маленькими по сравнению с той же Россией зарплатами. Поэтому страна является вряд ли идеальным местом для русских мигрантов.
Несомненно, что большинство россиян покинут Казахстан после окончания СВО. Но кто-то останется: найдёт хорошую работу, женится и т.д. Они вряд ли будут полностью ассимилированы местным населением. Как показывает четыре века взаимодействия русских и казахов, никакого смешения между ними так и не произошло. Смешанные браки – большая редкость. Русские в основном женятся и выходят замуж за представителей европейских этносов. Причём, русские довольно лояльно относятся к бракам с казахами, чего не скажешь о казахских семьях, воспринимающих такие браки резко негативно. Поэтому перспективы тех, которые всё же захочет остаться, весьма нерадужные. Если процесс казахизации будет идти теми же темпами, то русские здесь превратятся в изолированный и небольшой этнос.
Что до тех, кто уже сегодня возвращается назад, здесь их судьба тоже не радужна. И я вовсе не говорю о каком-то уголовном преследовании, которое им может грозить. На самом деле, это был бы лучший исход для них, потому что он бы имел чёткие границы ответственности и ясные критерии того, когда можно было бы сказать, что вина искуплена. Дело здесь совсем в другом. Ведь бежавшим придётся столкнуться с новой страной, совсем не той, из которой они уехали, кто-то в сентябре, с началом мобилизации, а кто-то девять месяцев назад, сразу после начала СВО. И дело тут вот в чём.
России той, которая была до февраля 2022 года, уже никогда не будет. Противостояние славянофилов и западников или современных «белых» и «красных» не идёт ни в какое сравнение с тем, что будет, когда закончится СВО. Из-за границы потянутся караваны тех, кто бежал от мобилизации, с одной стороны. А с другой – тех, кто будет возвращаться с фронта. И это будут земляки, соседи, одногруппники, друзья, братья. И между ними возникнет огромная пропасть. А то и непонимание, и даже ненависть. И это ещё предстоит как-то преодолевать...
Николай Владимирович Чумаков, публицист
3.
Теперь это называется "гражданская позиция"
2.
Но с некоторыми наблюдениями и предположениями совсем не согласен.
Лишь немногие не осуждали тех, кто в первые же дни после объявления частичной мобилизации выстроился в очередь у границ. В интернетах (при чём именно в лентах общественно-политических и новостных сайтов) - может быть.
А в живой жизни - не замечал какого-то явного массового осуждения. Преобладающее отношение - нейтральное. И большинство людей всё же не любит бросаться серьёзными словами, как "предательство", "измена".
И слава Богу. Это подкрепляет надежду, что не будет в общественных масштабах никакой "пропасти" и "противостояния", о которых ниже говорит автор:
Противостояние славянофилов и западников или современных «белых» и «красных» не идёт ни в какое сравнение с тем, что будет, когда закончится СВО. Из-за границы потянутся караваны тех, кто бежал от мобилизации, с одной стороны. А с другой – тех, кто будет возвращаться с фронта. И это будут земляки, соседи, одногруппники, друзья, братья. И между ними возникнет огромная пропасть. А то и непонимание, и даже ненависть. Надеюсь, что "противостояния" будут не более чем отдельные конфликты между конкретным воевавшим Ивановым и конкретным уезжавшим Сидоровым. А как раз окружающие земляки, соседи, одногруппники, друзья, братья - в том числе и воевавшие, и уезжавшие - будут говорить Иванову и Сидорову: "хорош, мужики, бросьте уже".
Пример - 90-е. Не было волны эмиграции - но был и массовый "откос", и были тысячи воевавших на Кавказе. Вы слышали что-нибудь потом о стычках, тем более массовых? Нет. И слава Богу.
А уж хотеть, желать разделения, ссор и остракизма между своими соотечественниками - как бы Вы ни относились к их гражданской позиции - это гиблое дело.
1. Актуальная классика
Две Мухи собрались лететь в чужие краи,
И стали подзывать с собой туда Пчелу:
Им насказали Попугаи
О дальних сторонах большую похвалу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их, на родине своей,
Везде гоняют из гостей;
И даже до чего (как людям то не стыдно,
И что они за чудаки!):
Чтоб поживиться им не дать сластями
За пышными столами,
Придумали от них стеклянны колпаки;
А в хижинах на них злодеи пауки.
«Путь добрый вам», Пчела на это отвечала:
«А мне
И на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь себе сыскала —
От поселян и до вельмож.
Но вы летите,
Куда хотите!
Везде вам будет счастье то ж:
Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,
Вы ни почтенны, ни любезны,
А рады пауки лишь будут вам
И там».
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишен,
Чужая сторона тому всегда приятна:
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.