Надо отметить, что наш герой умеет привлекать внимание к своей персоне, при этом не брезгуя особо в выборе средств. В девяностые это была откровенная чернуха с трупами и кровью, что весьма эффектно била по не окрепшим мозгам бывших советских граждан, которые еще не успели отвыкнуть от стерильно чистой информационной среды общества строителей коммунизма.
Потом был короткий, и не совсем удачный для нашего персонажа период, когда он при помощи циркового номера с умным Гансом попытался убедить всех, что лошади умеют читать. Но к тому времени российский уже телезритель сполна наелся воскресшими трупами от Юрия Лонго и летающим Копперфильдом, так что читающей лошадью было трудно кого-то удивить. И на дешевый фокус никто не купился.
И, наконец, венцом академической деятельности журналиста с неоконченным церковным образованием стал выход в свет как атеиста, анатома и циника, разоблачающего погрязших в пороках попов и несущего свет просвещения в массы. Эдакий Вольтер питерского разлива. Тут наш герой попал в точку. И вот он, успех и овации зрителей. Парад-алле! Встречаем! Сегодня на манеже сам Александр Глебович Невзоров!
Новое амплуа Невзорова пришлось по вкусу в основном молодежи. Дебютировал он в этом образе в интернет-проекте «Уроки атеизма». На фоне декораций, позаимствованных то ли с площадки фильма про алхимиков, то ли из ближайшей районной аптеки, Александр Глебович со свойственной ему неуместно напыщенной манерой занимался своим любимым делом – ковырялся в чужом грязном белье, только теперь церковном. Надо сказать, что в самих выпусках об атеизме речь практически не шла, зато антиклерикализма там было предостаточно.
Пожалуй, чуть ли не единственным примером атеистического демарша была передача, посвященная Петру и Февронии. Невзоров тут попытался высмеять двух русских святых, в день памяти о которых в России отмечается праздник семьи, любви и верности. Александр Глебович изрядно поглумился над святыми, заострив внимание на том, что для праздника семьи в России была выбрана бездетная пара. Будь у него не то, что богословское образование, а хотя бы зачатки преставления о христианстве, он бы знал, что цель христианина, прежде всего, спасение души, а не рождение как можно большего количества детей. И это не единственный случай, когда Невзоров показал свою некомпетентность в богословских вопросах. Впрочем, хроническим недоучкой он оказался и в других сферах.
Вы скажите, а как же наука? Ведь он рядится в эдакие просветители, который высмеивает мракобесов попов и недалеких, погрязших в Средневековье россиян.
Пока он посыпал свои многозначительные речи фамилиями вроде Кеплера, Сеченова и других известных ученых исключительно ради красного словца, ему это прощали. Но, потеряв окончательно землю под ногами и решив, что он не просто праздный болтун, а самый что ни на есть настоящий антрополог, Невзоров выпустил книгу под названием «Происхождение личности и интеллекта человека».
Книга эта наделала немало шума. Но не потому, что Александр Глебович сказал новое слово в науке, а потому, что «интеллектуал» Невзоров допустил шестьдесят фактических ошибок, и это только на первых тридцати страницах пятисотстраничной книги! Оказалось, что главный просветитель страны не только путается в объемах емкости мозгового черепа, но не знает, когда люди научились добывать огонь. Более того, Невзоров умудрялся допускать ошибки даже при прямом переписывании целых абзацев из книг других ученых.
Участники проекта «Антропогенез», которые указали новоиспеченному антропологу на его ошибки, подверглись яростной критике со стороны Невзорова. И сделал это он в своей манере. Вместо того чтобы привести доказательства в поддержку тезисов, представленных в книге, Александр Глебович перешел на личности, обвинив ученых в лизоблюдстве перед церковниками. Причем приплёл церковников в своей обличительной речи Невзоров так криво, что даже его поклонники недовольно сморщили носы.
Впрочем, очень скоро Невзоров объявил, что разочаровался в антропологии. Как ранее разочаровался в Церкви. В принципе, Александр Глебович разочаровывается во всех сферах, где оказывалось, что создавать образ умного человека еще недостаточно, необходимо этот ум применять еще и на практике.
Но как же публицистика?! Ведь публицист-то он, несомненно, талантливый. И, действительно, на первый взгляд, так и выглядит. Если не присматриваться внимательно. Потому что при серьёзном разборе оказывается, что публицистит Невзорова имеет такой же мутный цвет, как анализы больного с заболеванием мочевого пузыря. И все дело в изрядной нечистоплотности нашего героя, который не брезгует откровенным шарлатанством и подтасовками фактов. Чего стоит только последний пассаж Александра Глебовича про Сталина, расстреливающего детей, что был озвучен в «Невзоровских средах».
Голубой воришка из небезызвестного романа Ильфа и Петрова краснел, когда ему приходилось воровать. Не знаю, как насчёт воровства, но то, что Невзоров научился врать, не краснея, это точно. Так, на голубом глазу главный борец с совками заявил, что по приказу Сталина расстреливали детей, и в качестве доказательства сослался на постановление Совнаркома № 3/598. Якобы злые красные комиссары могли, опираясь на это постановление, расстреливать детей, начиная с двенадцати лет, за малейшую провинность. И тут, как всегда, наш любитель чернухи и кровищи попросту выдаёт свои больные фантазии за реальность. И то, что это постановление не Сталина, а Совнаркома, и то, что там речь идет не о расстрелах, а о снижении возрастной планки по тяжким преступлениям, Невзорову не интересно. Главное, как в старые добрые времена «600 секунд», застращать своих слушателей очередными трупами из подворотни.
И тут вы можете вполне обоснованно парировать. Ведь Невзоров популярен, у него много поклонников, и он вовсе не бездарность. Отчасти я с вами соглашусь. Рецепт популярности Александра Глебовича покоится на двух китах.
Во-первых, он вполне успешно следует совету, который дал когда-то Остап Бендер: «Побольше цинизма – людям это нравится». Образ закоренелого циника Александра Глебовича стал его визитной карточкой.
Во-вторых, несомненно, Невзоров обладает непревзойденным чувством юмора. Я неслучайно в начале статьи упомянул цирковой манеж. Ведь сложись судьба нашего героя иначе, поступи он в годы своей юности в цирковое училище, то возможно, своим талантом он бы превзошел самого Никулина или даже Попова. Но, видно, не судьба.
И уже изрядно постаревшему Невзорову так и придётся до конца дней развлекать публику в «Невзоровских средах» с каждым годом все менее смешными шутками и дешевыми фокусами.
Николай Владимирович Чумаков, публицист
1. Любитель чернухи
Николай Владимирович Чумаков, публицист
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да это был чистой воды невзоровский плагиат на старый советский фильм, узбекской киностудии" Насреддин в Бухаре" отснятый в 1943г. С актёром Свердлиным в главной роли. Только в фильме не лошадь, а ишак читал книгу.