Абсолютное существует только в Боге. Уже после того, как была опубликована статья «Хозяева мировой игры и проблема анти-власти», я осознал некую недосказанность в изложенном там понятий о «власти» и «анти-власти». Дело в том, что нечто абсолютное существует только в Боге, в том числе и Власть Его.
Человек сотворён по образу и подобию Божию, это так. Но образ и подобие Божие омрачены и искажены в нас грехом. Даже апостол Павел сетовал: «что ненавижу, то делаю».
В нас чистого добра нет, но, слава Богу, и чистого зла ‒ нет. Они в нас смешаны в той или иной пропорции. Даже в святых. Все предпричастные молитвы, с перечислением всех наших смертных и не очень грехов, написаны величайшими святыми – о себе и для себя, и лишь потом стали достоянием всех верующих. А это – лучшие люди за всю историю Церкви, обитатели «верхних ярусов» Небесного Иерусалима, ближайших к Творцу. Что уж говорить о нас, грешных, даже старающихся быть людьми посильно церковными.
То же самое касается власти и анти-власти. В чистом виде они на земле существовать не могут и не существуют. В самой наилучшей православнейшей монархии обязательно присутствует элемент анти-власти. И наоборот. Вопрос опять же в степени и пропорции.
Именно поэтому никакой «рай на земле» (он же «царство божие на земле») принципиально невозможен. А любые попытки построения такового оборачиваются страшными катастрофами.
Что касается смешения власти и анти-власти в наглядной истории, то, начиная примеры от противного, скажу, что даже в гитлеровской Германии, знакового примера владычества «анти-власти», было прекрасное рабочее законодательство, по крайней мере, до 1939 года. О трудящихся заботились, как никогда не заботились ни до, ни после. Да и немецкие солдаты чуть ли не до начала битвы за Берлин имели регулярные отпуска с фронта [которые далеко не всегда имели солдаты советские]. Это ‒ элементы «власти» даже при указанном образе правления.
Далее, в мало любимых мной Штатах, по крайней мере, в части из них «властью» запрещены аборты, в отличие, опять же от нас.
Все это антиномии бытия нашего грешного. В относительно «чистом варианте» анти-власть, возможно будет только во времена антихриста. И то не факт.
Первично всегда смешение и упрощение в духовной сфере. В предыдущей работе также вполне справедливо отмечено, что признаками власти являются творчество, созидание, структурирование, формирование, «цветение» и охранение того, над чем она властна. И наоборот, признаками анти-власти являются смешение, разрушение, упрощение, поощрение зла, и подавление устремления человека к Богу.
Но при этом надо помнить, что первично всегда смешение, искажение и упрощение в духовной сфере. Но все это может происходить иногда на фоне видимого расцвета и творчества в сфере материальной [технический прогресс и частично научный] и даже в сфере душевной [в данном случае, под душевной сферой понимаю культуру светскую: всем известные примеры – Ренессанс в Европе, и Серебряный век у нас].
То есть, падение духовное, как собственно и видно из истории последних столетий, может сопровождаться безпрецедентными материальными, и, с оговорками, культурными достижениями.
Этапы усиления анти-власти. Не претендуя ни на полноту, ни на особую точность, скорее для наглядности, можно предложить примерную «модель» этапов усиления влияния анти-власти в Европе-Америке за последние полтысячелетия [повторю, что при всем нижесказанном, в Европе и США до второй половины XX века была все же «у руля» ‒ власть, размываемая и ослабляемая анти-властью]:
‒ анти-власть поднимает голову и обретает базу ‒ Реформация (1517 года и далее), восстание в Нидерландах 1566/68 гг. 1648 ‒ возникновение Голландской республики; в Амстердаме формируется крупнейшая в Европе иудейская финансовая община;
‒ анти-власть переносит свой штаб из Нидерландов в Англию: гражданская война и протекторат Кромвеля в Англии (1642-1659); 1688 – спонсированный «нидерландской общиной» государственный переворот, названный «славной революцией»: голландский флот высадил десятитысячный десант в Англии, сверг короля Якова II и возвёл на трон Вильгельма Оранского, который стал правителем одновременно и Англии, и Голландии; 1694 – создание Банка Англии («Денежная держава расправляет крылья. Часть 3»); просматривается влияние «спонсоров» на дальнейший подбор «удобных» английских монархов;
‒ «новая Англия» ведёт Вторую столетнюю войну против Франции (1688-1815/30). Итоги: Франция полностью переформатирована и в значительной попадает под влияние анти-власти, идеи Французской революции распространены по всей Европе, включая Россию. Появление дихотомии «прогресс ‒ реакция»;
‒ анти-власть внедряется во власть в Европе; идет борьба «прогресса» против «реакции», апогеем которой становится Первая мировая война (1815/1830-1914);
‒ ликвидация «римских» монархий в Европе и «старого порядка», включая «белль-эпок» (1914-1922);
‒ «столица» анти-власти переходит из Великобритании в США (1913-1922-1945); проект «нацизм» для уничтожения России советской;
‒ со второй половины прошлого века повсеместно идет усиленное замещение власти анти-властью, при сохранении декорума, и иногда и реальных действий власти.
Сильны люди своей земли. Что же касается России, то анти-властью уже в Царской России зачастую была «пятая колонна» из отдельных представителей отечественной элиты. Именно они были проводниками чуждых России идеологий и обычаев, авторами невыгодных нам политических решений. Недаром отец Ивана Васильевича Грозного, Василий III Иванович произнес чеканную фразу: «У Русского народа существуют три врага: Басурманство, Латинство и сильны люди своей земли». И если, повторим еще и еще раз, первые два врага в этой формуле могли исторически варьироваться, то третий всегда оставался на своем месте, меняя, впрочем, также исторически, обличье, и век от века понижаясь в качестве. Особенно моральном.
В некотором смысле, именно о власти и анти-власти говорится уже в известной переписке нашего первого Царя Иоанна Васильевича с государственным изменником Курбским, о чем возможно будет у нас отдельный разговор.
Узко понимаемые интересы элиты, говоря шире, «образованного», или как говорят нынче «креативного» класса, но, главное, «сильных людей нашей земли», зачастую расходились и расходятся с интересами Русского народа и Русского государства.
Крушение Российской Империи в феврале 1917 и Советского Союза в августе-декабре 1991, события неотличимые по схеме проведения, произошли не из-за военных поражений, а исключительно вследствие внутренней измены, ‒ измены верхов, «сильных людей своей земли». Их влиянием на события объясняются и многие «непонятки» наших дней.
Единственным, повторюсь, известным исключением, когда «сильны люди своей земли» сидели как мышь под веником и четко выполняли приказы и пожелания Верховного Главнокомандования, ‒ это Великая Отечественная война. В чем несомненная немеркнущая заслуга Иосифа Виссарионовича Сталина. И его решающая роль в нашей, дай Бог не последней, победе. К сожалению, даже Сталину «додавить» пятую колонну не удалось, что показывает вся наша история с марта 1953 года.
Враг силен и коварен. И только помощью Божией можно его одолеть, ‒ как в каждом из нас, так и в масштабах «всея Руси». И все же, верую: Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!
Борис Глебович Галенин, историк, публицист
1.
А кто, когда и где строил рай на земле (он же "царство божие на земле")? Уточните, пожалуйста, очень интересно. А если имеется ввиду советский социализм, то ни о каком "рае на земле", а тем более о ''царстве божием на земле" строители социализма никогда не думали и подумать не могли в принципе, поскольку, в большинстве своём, были атеистами. Приписали им такие намерения (и по сей день приписывают) в аккурат противники социализма и сторонники капитализма, как внутренние наши, доморощенные, так и их духовные наставники из стана наших извечных врагов, с единственной целью - дискредитировать социализм как общественный строй, а СССР как первое в мире социалистическое государство, добившееся невероятных успехов и победившее фашизм. Покусились, мол, на несбыточное, неосуществимое в принципе и вообще богопротивное устройство бытия и были за то наказаны разрушением созданного такими великими трудами СССР.
На самом же деле, Иерусалимская община, созданная апостолами по заветам самого Христа, была гораздо более близка к "раю на земле", чем советский социализм ибо главной в ней была общность во Христе, а уже вторичной общность имущества. Однако никто первоапостолам попытку построить "рай на земле" (царство божие на земле) почему-то не приписывает. Интересно, почему?
А страшная катастрофа случилась в аккурат не при попытке построения (она-то как раз была сверхуспешной), а при разрушении построенного заклятыми врагами социализма.