«Ближний — тот, кто делает добро не ради грядущих заслуг»

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что человек счастлив пропорционально тому, сколько добра он делает людям

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
441
Время на чтение 6 минут
Фото: Сергей Власов, Олег Варов

Вчера, 27 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках г. Москвы, сообщает Патриархия.ru

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

За сегодняшней Божественной литургией нам было предложено евангельское чтение про милосердного самарянина (Лк. 10:25-37). Все, наверное, хорошо знают этот евангельский рассказ, но я кратко напомню его содержание. Некий человек, видимо, достаточно состоятельный, путешествовал, на него напали разбойники, ограбили, избили и бросили еле живым. Это было в южной части Палестины. Места, где это произошло, достаточно пустынные — горы, песок, камни, и можно себе представить, как ни в чем не повинный человек, ставший жертвой разбойничьего налета, лежал, истекая кровью. Мимо проходил священник иерусалимского храма, видел этого человека, но даже не подошел к нему и пошел дальше. Потом по той же дороге шел левит (это примерно то же, что сегодня диакон в нашей церкви, церковный служитель). Посмотрел, не мог не посмотреть, ведь любопытство — это всегда достаточно сильное чувство; но не подошел.

А потом проезжал на осле или на лошади самарянин, то есть человек, который не принадлежал к иудейскому народу. Тот, кто попался разбойникам, был иудеем, а отношения между самарянами и иудеями были очень и очень напряженными — иудеи с самарянами не общались. Хотя и те, и другие верили в Ветхий Завет и в пророков, однако были некие особенности в вероучении, ввиду которых никакого общения между самарянами и иудеями не было. Но самарянин подошел к несчастному иудею, на которого напали разбойники, и стал оказывать ему помощь. В первую очередь надо было дезинфицировать раны, а единственным средством дезинфекции тогда было вино. Конечно, у самарянина было в запасе вино, поскольку он путешествовал, и он возлил вино на раны. А для того чтобы снять гематомы, синяки, надо было умягчить ткань, и для этого самарянин использовал масло, елей, растирая им тело несчастного. Казалось бы, достаточно, но нет, самарянин берет его с собой, привозит в селение, помещает в гостиницу, платит деньги хозяину и говорит: "Позаботься об этом человеке, а если что истратишь сверх, то я возмещу твои затраты, когда буду возвращаться".

И Господь спрашивает: "Скажи, а кто был ближним для этого человека?" Ему отвечают: "Тот, кто сотворил ему милость". Но ведь тот, кто сотворил милость, не был единоплеменником, а был из вражеского племени, он был самарянин! Что же это означало в тех исторических условиях? Это было невероятное заявление! Невозможно было услышать ни от одного иудея, чтобы самарянин, представитель враждебного племени, мог быть ближним для иудея. Но Господь говорит: тот, кто сделал тебе добро, — он и есть ближний.

Как же мы можем применить мудрость этого евангельского повествования к нашей жизни? Ведь и мы часто как бы выбираем себе ближних. Есть родственники, братья, сестры, муж, жена — это понятно, это по родству, ну, а дальше как? А дальше мы уже сами избираем себе ближних и нередко хотим, чтобы эти ближние были влиятельными, состоятельными, даже начальствующими. Мы стараемся заручиться их поддержкой, войти в доверие, чтобы от этой близости что-то получить — продвижение по службе, увеличение зарплаты, какое-то другое поощрение. Мы выбираем себе ближнего, который нам нужен, который может для нас что-то сделать. Но Господь этой притчей, этим повествованием учит нас тому, что критерий выбора ближнего не должен быть меркантильным. Вступая в общение с человеком, никогда не нужно спрашивать себя: а что он может для меня сделать? а стоит ли с ним дружить? а стоит ли его в дом приглашать? (И если ответ такой: да вряд ли что-то может, — то, конечно, и в дом не приглашать, и не дружить.)

Господь обращается сегодня к тем, кто таким образом выбирает себе друзей, знакомых, составляет компании, стремясь к своей собственной выгоде, надеясь через круг нужных знакомств непременно что-то получить. Но в таких людях невозможно найти ближних. Почему? Потому что ближний — тот, кто делает тебе добро не ради грядущих заслуг, не ради денег, а по движению сердца своего.

Очень важно использовать этот критерий, когда мы устанавливаем дружеские отношения с людьми. Нужно спрашивать себя, что я могу сделать для этого человека — не ожидая от него никакой награды, никаких преференций; и если я могу что-то сделать, надо это сделать. Именно добро соединяет людей, ведь добро и делает знакомого человека другом. Друг познается в беде, гласит пословица. А что такое "познается в беде"? Это значит даже в трудных, опасных обстоятельствах друг не останавливается перед тем, чтобы делать добро. Именно добро есть маркер дружбы, бескорыстная способность делать доброе друг другу. И это не что иное, как закон жизни, который очень легко тестировать на наших отношениях и с ближними, и с дальними.

Скажу очень прямолинейно: какую женщину муж называет хорошей женой? Ту, которая заботится о нем, которая любит его. А кого женщина назовет хорошим мужем? Того, кто заботится о ней, кто отдает себя. Получение от кого-то добра и есть движущая сила, которая приводит в действие особые чувства, когда мы друг в друге опознаём друзей или, еще важнее, мужа и жену, которые по заповеди Божией должны быть единой плотью (см. Быт. 2:24). Но эта единая плоть очень быстро может разорваться, и не останется никакого единства, если супруги не будут поддерживать друг друга доброделанием. Не только подарочками, хотя и это неплохо, но добрыми делами по отношению друг к другу. Любовь всегда должна поддерживаться добрыми делами. Как вера без добрых дел мертва (см. Иак. 2:20), так и любовь мертва без добрых дел.

Всему этому мы научены сегодняшней дивной евангельской вестью, совершенно особенным повествованием, которое дает нам в руки ключи от нашего счастья. Наверное, нам больше и знать ничего не надо. Делай человеку добро вне зависимости от того, получишь ли ты такой же ответ или не получишь. Сделай совершение добра неким важным ориентиром своей жизни, и тогда ты точно будешь счастливым человеком. Мы счастливы пропорционально тому, сколько добра мы делаем людям.

И вот еще о чем здесь нужно сказать. И священник, и левит, которые прошли мимо несчастного, не были бедными людьми. Они не были богачами, но жили неплохо. Вот и человек, который помог, самарянин, тоже не был нищим. Ведь он не только помог путнику справиться с этим шоком, с этой скорбью, но и привел в гостиницу, заплатил за него, обещав хозяину вернуть издержанное сверх того. Значит, были деньги и у самарянина. Так вот, самая важная заповедь, которую мы должны усвоить, некий закон жизни: чем больше мы даем, тем больше получаем. А иногда Господь испытывает нас: мы дали — и ничего не получили. Снова дали — ничего не получили. Правильно! Мы ведь не в магазине и не на рынке: дал денежки — получил товар. Нет, не так. Мы отдаем, не ожидая немедленного ответа от Господа, Который на нас изольет Свою благодать, успех и здоровье. Мы просто делаем добро, потому что мы так Богом научены. Но, в конце концов, за нашу милость к другим Господь нам воздаст, и воздаст так, что для нас будет очевидно, почему в какой-то момент жизни, когда все повисло на волоске, когда вдруг все разрушилось, появился тот, кто протянул мне руку помощи. А эта рука будет рукой Божией — в ответ на ту милость, которую ты сделал для ближних своих.

Вот если мы таким образом, бескорыстно будем стараться делать добро, то вся наша жизнь изменится. Изменятся межличностные отношения, общественные отношения, и не надо будет выдумывать никаких коммунизмов, никаких счастливых общественных систем, которые никогда не могу реализоваться, потому что идеальная жизнь не может быть установлена при сохранении человеческого греха, а потому все эти сказки так и остались сказками. Но что может быть? Может быть реальное умножение добра и через это умножение добра — обретение счастья, мира, благополучия и любви.

Всему этому мы научены сегодня, мои дорогие, словом Божием, и постараемся делать добро. Опять-таки, не для того чтобы кто-то увидел, не для того чтобы кто-то похвалил, а просто для того чтобы самим быть счастливыми. И да поможет нам Господь жить именно так, по Его закону, который, кроме благополучия в земной жизни, дарует нам и жизнь вечную в Царствии Божием. Аминь».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. ВОТ ТАКИМ ЗАКОНАМ ЖИЗНИ И НАДО /умно/ УЧИТЬ РЕБЯТ С 1-ГО КЛАССА!

Абсолютный Божественный Закон "ДОБРОТЫ":
"Делай добро не ради не ради награды, а по движению сердца своего".
"И это не что иное, как ЗАКОН ЖИЗНИ, который очень легко тестировать на наших отношениях и с ближними, и с дальним".
Это одновременно и "Критерий близкости"; частная формулировка более общего критерия истинности —" ПО ПЛОДАМ".

"Некий Абсолютный Божественный Закон жизни" - Закон "ВОЗДАЯНИЯ":
Чем больше мы даем, тем больше получаем".
*
Если ВСЕ будут знать хотя бы пару именно этих Законов в сердце, жизнь уе станет иной... А если ещё научить ребят пользоваться ими в жизни.?!
*
Но есть и противоположные "законы" дьявола... Примеры таких" законов": лжи, гордыни, блуда и разврата... ЛГБТ... С последствиями...
Тоже знать надо бы... И уметь пользоваться, чтобы не нарваться... Для рельефа, честности и объективности... Иначе не полно, недоговорённость к-то... Нет?
*
Продуманная ситема изложения нужна... Законы Смирения, Покаяния, Молитвы, Правды, Целомудрия... Причём с детского сада и до "ящика"...
Но для обычных людей — очень кратко! Иначе читать и слушать не будут...
Для церковных — священству виднее...
*
Святейшего можно поблагодарить? Или не принято..?
*
PS. А какая национальность у разбойников?
Сант / 28.11.2022, 10:05

1. Лицемерие

Хотя и писал уже такой комментарий под проповедью прот. А. Шаргунова, но хочется повторить.

Из 100 миллионов (примерно) крещеных в РПЦ людей лишь мизерное количество (не более 1%) сегодня регулярно посещают храмы. Да и те все избитые и израненные грехом и разбойниками - злыми духами, нуждающиеся в помощи и лечении.
А современные священники все, как один, проходят мимо.
Вот печальные итоги деятельности современной земной Церкви.
Что же удивляться современным попущениям Божиим? Может ли Он спокойно смотреть на это?
Виктор Фролов / 28.11.2022, 08:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Ослабление веры в Бога – причина русских бед
Как не хватает нам сейчас подвижников веры в Бога
23.06.2025
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
О полемике Бориса Корчевникова и Юрия Крупнова
23.06.2025
«Быть свидетелями Божиими…»
Нам есть чему учиться у первых христиан
20.06.2025
Познать гения
Размышления после Суворовской конференции
20.06.2025
Румыны бросают вызов Русской Церкви?
«Бессарабская митрополия» предъявила необоснованные претензии на каноническую территорию Православной Церкви Молдовы
20.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Фестиваль в контакте с демонами и молчание патриотов
Новый комментарий от РоманС
23.06.2025 17:29
Некоторые ошибки мужчин в семейной жизни
Новый комментарий от РоманС
23.06.2025 17:20
Община экономическая держится общиной духовной
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.06.2025 17:01
Третья мировая война началась
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
23.06.2025 16:32
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от учитель
23.06.2025 13:34
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
23.06.2025 13:00