«Ближний — тот, кто делает добро не ради грядущих заслуг»

Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что человек счастлив пропорционально тому, сколько добра он делает людям

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
432
Время на чтение 6 минут
Фото: Сергей Власов, Олег Варов

Вчера, 27 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках г. Москвы, сообщает Патриархия.ru

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

За сегодняшней Божественной литургией нам было предложено евангельское чтение про милосердного самарянина (Лк. 10:25-37). Все, наверное, хорошо знают этот евангельский рассказ, но я кратко напомню его содержание. Некий человек, видимо, достаточно состоятельный, путешествовал, на него напали разбойники, ограбили, избили и бросили еле живым. Это было в южной части Палестины. Места, где это произошло, достаточно пустынные — горы, песок, камни, и можно себе представить, как ни в чем не повинный человек, ставший жертвой разбойничьего налета, лежал, истекая кровью. Мимо проходил священник иерусалимского храма, видел этого человека, но даже не подошел к нему и пошел дальше. Потом по той же дороге шел левит (это примерно то же, что сегодня диакон в нашей церкви, церковный служитель). Посмотрел, не мог не посмотреть, ведь любопытство — это всегда достаточно сильное чувство; но не подошел.

А потом проезжал на осле или на лошади самарянин, то есть человек, который не принадлежал к иудейскому народу. Тот, кто попался разбойникам, был иудеем, а отношения между самарянами и иудеями были очень и очень напряженными — иудеи с самарянами не общались. Хотя и те, и другие верили в Ветхий Завет и в пророков, однако были некие особенности в вероучении, ввиду которых никакого общения между самарянами и иудеями не было. Но самарянин подошел к несчастному иудею, на которого напали разбойники, и стал оказывать ему помощь. В первую очередь надо было дезинфицировать раны, а единственным средством дезинфекции тогда было вино. Конечно, у самарянина было в запасе вино, поскольку он путешествовал, и он возлил вино на раны. А для того чтобы снять гематомы, синяки, надо было умягчить ткань, и для этого самарянин использовал масло, елей, растирая им тело несчастного. Казалось бы, достаточно, но нет, самарянин берет его с собой, привозит в селение, помещает в гостиницу, платит деньги хозяину и говорит: "Позаботься об этом человеке, а если что истратишь сверх, то я возмещу твои затраты, когда буду возвращаться".

И Господь спрашивает: "Скажи, а кто был ближним для этого человека?" Ему отвечают: "Тот, кто сотворил ему милость". Но ведь тот, кто сотворил милость, не был единоплеменником, а был из вражеского племени, он был самарянин! Что же это означало в тех исторических условиях? Это было невероятное заявление! Невозможно было услышать ни от одного иудея, чтобы самарянин, представитель враждебного племени, мог быть ближним для иудея. Но Господь говорит: тот, кто сделал тебе добро, — он и есть ближний.

Как же мы можем применить мудрость этого евангельского повествования к нашей жизни? Ведь и мы часто как бы выбираем себе ближних. Есть родственники, братья, сестры, муж, жена — это понятно, это по родству, ну, а дальше как? А дальше мы уже сами избираем себе ближних и нередко хотим, чтобы эти ближние были влиятельными, состоятельными, даже начальствующими. Мы стараемся заручиться их поддержкой, войти в доверие, чтобы от этой близости что-то получить — продвижение по службе, увеличение зарплаты, какое-то другое поощрение. Мы выбираем себе ближнего, который нам нужен, который может для нас что-то сделать. Но Господь этой притчей, этим повествованием учит нас тому, что критерий выбора ближнего не должен быть меркантильным. Вступая в общение с человеком, никогда не нужно спрашивать себя: а что он может для меня сделать? а стоит ли с ним дружить? а стоит ли его в дом приглашать? (И если ответ такой: да вряд ли что-то может, — то, конечно, и в дом не приглашать, и не дружить.)

Господь обращается сегодня к тем, кто таким образом выбирает себе друзей, знакомых, составляет компании, стремясь к своей собственной выгоде, надеясь через круг нужных знакомств непременно что-то получить. Но в таких людях невозможно найти ближних. Почему? Потому что ближний — тот, кто делает тебе добро не ради грядущих заслуг, не ради денег, а по движению сердца своего.

Очень важно использовать этот критерий, когда мы устанавливаем дружеские отношения с людьми. Нужно спрашивать себя, что я могу сделать для этого человека — не ожидая от него никакой награды, никаких преференций; и если я могу что-то сделать, надо это сделать. Именно добро соединяет людей, ведь добро и делает знакомого человека другом. Друг познается в беде, гласит пословица. А что такое "познается в беде"? Это значит даже в трудных, опасных обстоятельствах друг не останавливается перед тем, чтобы делать добро. Именно добро есть маркер дружбы, бескорыстная способность делать доброе друг другу. И это не что иное, как закон жизни, который очень легко тестировать на наших отношениях и с ближними, и с дальними.

Скажу очень прямолинейно: какую женщину муж называет хорошей женой? Ту, которая заботится о нем, которая любит его. А кого женщина назовет хорошим мужем? Того, кто заботится о ней, кто отдает себя. Получение от кого-то добра и есть движущая сила, которая приводит в действие особые чувства, когда мы друг в друге опознаём друзей или, еще важнее, мужа и жену, которые по заповеди Божией должны быть единой плотью (см. Быт. 2:24). Но эта единая плоть очень быстро может разорваться, и не останется никакого единства, если супруги не будут поддерживать друг друга доброделанием. Не только подарочками, хотя и это неплохо, но добрыми делами по отношению друг к другу. Любовь всегда должна поддерживаться добрыми делами. Как вера без добрых дел мертва (см. Иак. 2:20), так и любовь мертва без добрых дел.

Всему этому мы научены сегодняшней дивной евангельской вестью, совершенно особенным повествованием, которое дает нам в руки ключи от нашего счастья. Наверное, нам больше и знать ничего не надо. Делай человеку добро вне зависимости от того, получишь ли ты такой же ответ или не получишь. Сделай совершение добра неким важным ориентиром своей жизни, и тогда ты точно будешь счастливым человеком. Мы счастливы пропорционально тому, сколько добра мы делаем людям.

И вот еще о чем здесь нужно сказать. И священник, и левит, которые прошли мимо несчастного, не были бедными людьми. Они не были богачами, но жили неплохо. Вот и человек, который помог, самарянин, тоже не был нищим. Ведь он не только помог путнику справиться с этим шоком, с этой скорбью, но и привел в гостиницу, заплатил за него, обещав хозяину вернуть издержанное сверх того. Значит, были деньги и у самарянина. Так вот, самая важная заповедь, которую мы должны усвоить, некий закон жизни: чем больше мы даем, тем больше получаем. А иногда Господь испытывает нас: мы дали — и ничего не получили. Снова дали — ничего не получили. Правильно! Мы ведь не в магазине и не на рынке: дал денежки — получил товар. Нет, не так. Мы отдаем, не ожидая немедленного ответа от Господа, Который на нас изольет Свою благодать, успех и здоровье. Мы просто делаем добро, потому что мы так Богом научены. Но, в конце концов, за нашу милость к другим Господь нам воздаст, и воздаст так, что для нас будет очевидно, почему в какой-то момент жизни, когда все повисло на волоске, когда вдруг все разрушилось, появился тот, кто протянул мне руку помощи. А эта рука будет рукой Божией — в ответ на ту милость, которую ты сделал для ближних своих.

Вот если мы таким образом, бескорыстно будем стараться делать добро, то вся наша жизнь изменится. Изменятся межличностные отношения, общественные отношения, и не надо будет выдумывать никаких коммунизмов, никаких счастливых общественных систем, которые никогда не могу реализоваться, потому что идеальная жизнь не может быть установлена при сохранении человеческого греха, а потому все эти сказки так и остались сказками. Но что может быть? Может быть реальное умножение добра и через это умножение добра — обретение счастья, мира, благополучия и любви.

Всему этому мы научены сегодня, мои дорогие, словом Божием, и постараемся делать добро. Опять-таки, не для того чтобы кто-то увидел, не для того чтобы кто-то похвалил, а просто для того чтобы самим быть счастливыми. И да поможет нам Господь жить именно так, по Его закону, который, кроме благополучия в земной жизни, дарует нам и жизнь вечную в Царствии Божием. Аминь».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. ВОТ ТАКИМ ЗАКОНАМ ЖИЗНИ И НАДО /умно/ УЧИТЬ РЕБЯТ С 1-ГО КЛАССА!

Абсолютный Божественный Закон "ДОБРОТЫ":
"Делай добро не ради не ради награды, а по движению сердца своего".
"И это не что иное, как ЗАКОН ЖИЗНИ, который очень легко тестировать на наших отношениях и с ближними, и с дальним".
Это одновременно и "Критерий близкости"; частная формулировка более общего критерия истинности —" ПО ПЛОДАМ".

"Некий Абсолютный Божественный Закон жизни" - Закон "ВОЗДАЯНИЯ":
Чем больше мы даем, тем больше получаем".
*
Если ВСЕ будут знать хотя бы пару именно этих Законов в сердце, жизнь уе станет иной... А если ещё научить ребят пользоваться ими в жизни.?!
*
Но есть и противоположные "законы" дьявола... Примеры таких" законов": лжи, гордыни, блуда и разврата... ЛГБТ... С последствиями...
Тоже знать надо бы... И уметь пользоваться, чтобы не нарваться... Для рельефа, честности и объективности... Иначе не полно, недоговорённость к-то... Нет?
*
Продуманная ситема изложения нужна... Законы Смирения, Покаяния, Молитвы, Правды, Целомудрия... Причём с детского сада и до "ящика"...
Но для обычных людей — очень кратко! Иначе читать и слушать не будут...
Для церковных — священству виднее...
*
Святейшего можно поблагодарить? Или не принято..?
*
PS. А какая национальность у разбойников?
Сант / 28.11.2022, 10:05

1. Лицемерие

Хотя и писал уже такой комментарий под проповедью прот. А. Шаргунова, но хочется повторить.

Из 100 миллионов (примерно) крещеных в РПЦ людей лишь мизерное количество (не более 1%) сегодня регулярно посещают храмы. Да и те все избитые и израненные грехом и разбойниками - злыми духами, нуждающиеся в помощи и лечении.
А современные священники все, как один, проходят мимо.
Вот печальные итоги деятельности современной земной Церкви.
Что же удивляться современным попущениям Божиим? Может ли Он спокойно смотреть на это?
Виктор / 28.11.2022, 08:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Вера и Жизнь
Беседа с епископом
18.07.2024
Письмо коллеге и соратнику
Ответ Евгению Никифорову
11.07.2024
Кейс митрополита Илариона
Чем грозит влиятельному архиерею скандал с келейником?
10.07.2024
«Радонеж» хочет стать иноагентом?
О провокационной программе православного радио
09.07.2024
О «власовцах в рясах»
Как расценивать категорический отказ отдельных священнослужителей совершать молитву о Святой Руси?
08.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О действии Промысла Божия в русской истории
Новый комментарий от Рабочий
24.07.2024 20:05
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
24.07.2024 19:48
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от В.Р.
24.07.2024 19:02
Слово о победоносном Суворове
Новый комментарий от Человек
24.07.2024 16:22
Кто и как спасёт Православие в Малороссии?
Новый комментарий от Игорь Ал
24.07.2024 15:48
Русская история едина
Новый комментарий от р.Б.Алексий
24.07.2024 15:26
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Апографъ
24.07.2024 13:53