itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нужна смена парадигмы

О национальной доктрине образования и Концепции воспитания человека в России

Семейно-ориентированное образование  Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Общество 
0
1214
Время на чтение 9 минут
Фото: из свободных источников Интернета

7 ноября в г. Алатырь Чувашской Республики прошли Алатырские епархиальные чтения, сообщает сайт администрации г. Алатыря Чувашской Республики. С докладом по теме «О проектах "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" и "Концепция воспитания человека в Российской Федерации"» выступил один из авторов проектов, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев. Предлагаем вниманию читателя его доклад.

Мы свидетели и участники великих мировых событий. Западный глобалистский проект финансово-ростовщического капитализма терпит крах. По сути, начался суд (по-гречески – кризис) над Великой Вавилонской блудницей.

Россия и наш народ нашли в себе смелость остаться с Богом. Поэтому мы находимся в системном противостоянии с сатанинскими силами Запада. С ними нельзя справиться только человеческими усилиями. Всё наше упование в этой битве должно быть на Спасителя. Спасителя душ в вечности и тел в этой земной жизни. Упование на Того, кого именуют Ника – то есть Победитель.

При этом наша образовательная система, как и в последние 30 лет, ориентирована на глобалистский проект – подготовку «идеального потребителя». «Железнодорожный состав» Западного проекта катится под откос, а наша система образования по инерции продолжает готовить из наших детей пассажиров этого гибнущего поезда, своеобразных «граждан мира». Мира, который уходит в небытие.

В последние месяцы в нашем обществе происходит осмысление этого великого исторического момента. О чём говорилось на XXIV Всемирном Русском народном Соборе, прошедшем 24-25 октября этого года в Москве?

О том, что мир разделился на два лагеря. Один лагерь государств – за традиционные ценности и суверенитет. Другой лагерь – за т.н. «либеральные ценности» и стирание государственных границ, гегемонию англо-саксонского мира, расчеловечивание, отмену традиционных духовно-нравственных ценностей и проч.

На Соборе говорилось о том, что помимо военного противостояния в плоскости земного мира, идёт война между «небом и адом».

Перед российским образованием стоит острая необходимость экстренных и кардинальных изменений – смена парадигмы – с целеполагания встраивания в глобалистский проект на строительство национально-ориентированного образования.

В связи с этим актуальными становятся ряд документов, подготовленных нашей научной группой – Международным научно-экспертным советом по духовной безопасности при Макарьевском фонде – проектов Национальной доктрины образования в Российской Федерации (это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, он должен утверждаться Указом Президента РФ), Концепции воспитания человека в Российской Федерации и Федеральной целевой программы семейно-ориентированного образования в Российской Федерации (это разрабатываемые в рамках единого с Доктриной целеполагания документы стратегического планирования, адресованные профессиональному педагогическому сообществу).

Доктрина – документ, с одной стороны научно-концептуальный, с другой стороны политический. В первом смысле он раскрывает мировоззренческую позицию на место и роль образования в человеческом обществе. Во втором – это политическая декларация позиции руководства страны в сфере образования, на основе которой должна выстраиваться вся образовательная политика.

Поэтому Доктрина – основополагающий документ для всего образования, своего рода Конституция образования.

Главные мысли Доктрины. Доктрина постулирует мысль о том, что всё российское образование работает на построение будущего России. Поэтому для эффективной деятельности образовательной системы необходим образ будущего России, который формулируется в форме мировоззренческой концепции и идеологии.

Имея представление об образе будущего России можно сформулировать национальный образовательный идеал – тот портрет выпускника, который сообразен этому будущему нашей страны.

В Доктрине сформулирован отход от стереотипного восприятия образования как социального производства необходимых для государства и бизнеса кадров. Оно представлено более широко, в трёх ипостасях – как форма общественной практики, как практика культурно-исторического наследования и как практика становления человеческого в каждом конкретном человеке.

В Доктрине даётся образ отечественного педагога-профессионала и исходя из всего вышесказанного общие представления о Содержании национально ориентированного образования, а также контуры необходимой для реализации Доктрины образовательной политики.

Главный смысл Доктрины – российское образование должно быть направлено на воспитание сынов и дочерей Отечества земного и Отечества Небесного.

Главные мысли Концепции воспитания человека. В Концепции изложены основания национально-ориентированного воспитания в России – цивилизационные, антропологические и ценностные.

Ценностные основания, которые мы с коллегами сформулировали, перекликаются с формулой теории официальной народности министра народного Просвещения графа Сергея Семёновича Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». В современном контексте она звучит как: «Вера, Отечество, народ».

Вера: Бог (Конституция РФ, поправка к ст. 67), культурообразующая религия, духовность и духовные идеалы, свобода совести и вероисповедания, духовно-нравственные традиции, межконфессиональный мир и согласие, религиозность, торжество добра и истины, соработничество разных конфессий.

Отечество: связь поколений, Отечество небесное, Отечество земное, великая и малая Родина, отеческое достояние и наследие, державность, вселенскость, русский язык как государственный и межнациональный, языки народов России, русская и национальные культуры, служение Отечеству.

Народ: человек, семья, единство народа в многообразии этносов, государствообразующий народ, другие народы и национальные общины, общность исторической судьбы.

Интересен тот факт, что у бывших частей Российской Империи имеются аналогичные девизы, выражающие идеологию. В Польше он звучит как «Бог, Честь, Отечество», а в Грузии – «Отечество, Язык, Вера».

В проекте Концепции воспитания человека в Российской Федерации даётся ряд основополагающих определений.

Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью Российского Отечества, обладающий мировоззрением, основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов, стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству, любящий Отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве.

Педагогическая цель заключается в воспитании человека, способного к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.

Воспитание человека – целенаправленный процесс совместного восхождения воспитателя и воспитанника к педагогической цели воспитания, основывающийся на взращивании сущностных сил и способностей человека, осуществляющийся в осознанной устремлённости к воспитательному идеалу.

Воспитание обладает двуединством стратегических ориентиров: 1) на личность – её духовное становление и восхождение к высшим духовным ценностям, развитие её базовых способностей, 2) на общество, народ – его самосохранение, самовоспроизводство, устойчивое развитие и способность быть верным своему историческому призванию.

В Концепции находят отражение такие феномены как Смысл воспитания; Пространство воспитания – от со-бытийной встречи взрослого и ребёнка, через воспитательные деятельности, со-бытийные общности к воспитательному укладу; Содержание воспитания.

Даётся развёрнутая характеристика образа воспитывающего взрослого, а также общие пути реализации Концепции.

Иерархия смыслов. Все документы стратегического планирования в любой сфере жизни общества имеют свою иерархию. Фундаментом для всех них явялется Конституция Российской Федерации и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Внутри каждой сферы общественной жизни в т.ч. образования основополагающим документом выступает Доктрина – в данном случае Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Из неё вытекает Концепция образования, которая может иметь две ипостаси – Концепцию воспитания в Российской Федерации и Концепцию обучения в Российской Федерации.

Далее идёт Стратегия образования в Российской Федерации, которая помимо предыдущих документов, вытекает из анализа тех рисков и угроз, которые существуют для российского общества в образовательной сфере. Стратегия – это система организационных решений существующих проблем, внятно изложенная концепция выхода из кризисного состояния на более высокую ступень.

Далее за Стратегией следуют Федеральные образовательные программы, в которых излагаются уже конкретные пути решения задач, поставленных в Стратегии.

Итак, Доктрина – мировоззренческая позиция. Концепция – развёрнутая идеологическая модель. Стратегия – системный план действий на долгосрочную перспективу. Федеральная программа – конкретный тактический план осуществления действий в том или ином направлении образовательной деятельности.

Все документы стратегического планирования должны быть составлены в единстве смыслов и целей и вытекать друг из друга. Они должны быть выстроены от мировоззренческого видения – общих представлений о мире, человеке, обществе и образовании к конкретной образовательной практике.

У нас позади уже 40 лет реформ образования. Сейчас России необходимы не реформы и модернизация, а его Преображение – метаморфоза. Подобное преобразованию из куколки в бабочку, из личинки в стрекозу.

В нашей стране идёт мобилизация всех сфер жизни – военной, экономической общественно-политической и др. Необходима ещё и педагогическая мобилизация всего общества. Это значит, что каждый взрослый человек должен участвовать в процессе воспитания подрастающего поколения, осознавать свою особую педагогическую позицию перед детьми и молодёжью. Для этого необходима всеобщая педагогизация сознания взрослого населения России, включающая создание широкого педагогического движения и проведение всенародного педагогического всеобуча.

Слово «позиция» означает то основание и ту точку координат, от которых человек выстраивает своё собственное видение мира, ведёт свою борьбу, разворачивает свою деятельность. Мартин Лютер сформулировал это для себя в известном выражении: «На том стою и не могу иначе!». Позиция есть у воина – «отступать некуда – позади Москва». Позиция есть у гражданина. Должна быть позиция и у каждого взрослого в отношении ребёнка, с которым он общается.

Мы вместе справимся с теми глобальными вызовами, которые встали перед нашей страной и обществом, только в том случае, если делу воспитания детей и молодёжи уделим необходимые внимание и силы.

Фото: сайт Администрации города Алатыря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Цели и смыслы .

В СССР был официально признанный .. " Моральный кодекс строителя коммунизма ". Кроме того , этот кодекс признавали за добрый и правильный почти все граждане. И он работал ! Так или иначе - он был тем оселком нравов общества.
" Трещину " он начал давать.. когда выяснилось , что построение коммунизма - утопия.
---------------------------
Если нужны моральные принципы жизни и воспитания всего общества. Верующих и неверующих. Православных.. и прочих инославных. То подобный пример хорош. Только в название и в принципах не должно быть никакой утопии или бренности.
----------------
Вот что то бы подобное.. по форме .. и чтобы совесть всех людей принимала.
Само собой - Православному человеку не требуются никакие дополнительные "кодексы " . Следовательно.. оный гипотетический кодекс не должен ни в чем противоречить Заповедям Божиим. Само собой - имхо.. как говориться.
боеприпас / 25.11.2022, 21:55

3.

«Железнодорожный состав» Западного проекта катится под откос, а наша система образования по инерции продолжает готовить из наших детей пассажиров этого гибнущего поезда.
...для эффективной деятельности образовательной системы необходим образ будущего России, который формулируется в форме мировоззренческой концепции и идеологии.


Разумные положения, о которых уже многие пекутся. Удивительно, как Россия смогла поклониться "золотому тельцу" и свое потомство в этом воспитывать. Это явное духовное помрачение. И внем нужно скорее покаяться. Т.е. вернуться на тот путь, о котором компетентно и убедительно говорит о. Дмитрий.

Ценностные основания, которые мы с коллегами сформулировали, перекликаются с формулой теории официальной народности министра народного Просвещения графа Сергея Семёновича Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». В современном контексте она звучит как: «Вера, Отечество, народ».


Конечо, "отечество" и "самодержавие" не прямые синонимы. России и после Красной Революции осталась присуща форма самодержавия. Сталин ведь не случайно сказал своей матери, что народ держит его за царя. И форму самодержавного, но желательно нравственно и идеологически преемственного, правления в России необходимо сохранить. Сложность, как это сформулировать в Главном Законе страны.
Дай Бог, чтобы Россия скорей возродилась. Что возможно в полной мере, только после возвращения лучшей православной и патриотической части народа на заброшенную землю.
Это стремление тоже нужно воспитывать с детства, поддерживая его медийно и материально.

...поколение вырождается физически, безсилеет, пакостится... Ну, а физика тащит за собой и нравственность... Земля всё... - у всех должна быть земля, и дети должны родиться на земле, а не на мостовой

Ф.М.Достоевский

2. Ответ на 1, prot:

Много воды,а суть в том,что"нормальным"человек может быть только в двух случаях.Это или страх Божий,или разновидность концлагеря.Давайте выбирать.

Знакомо - за нашу и вашу свободу!

1. Если нет Бога - все можно.

Много воды,а суть в том,что"нормальным"человек может быть только в двух случаях.Это или страх Божий,или разновидность концлагеря.Давайте выбирать.
prot / 23.11.2022, 12:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Моисеев
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего
Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года
05.02.2024
Мы на стадии расчеловечивания
О последствиях для человечества вживления в мозг импланта Neuralink
03.02.2024
ИИ может привести к деградации интеллекта человека
Об этических проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта
20.09.2023
Как воспитать семьянина
О создании в России семейно-ориентированного образования
19.11.2022
Все статьи Протоиерей Димитрий Моисеев
Семейно-ориентированное образование
Главное – семья, дети!
Повседневные вехи Калязина
01.03.2024
Аннотация к Демографическому кризису в России
Доклад 11-классника по проблеме демографии
31.01.2024
Общество стало всерьёз обсуждать тему абортов
Об итогах 2023 года, тяжёлой демографической ситуации и прогнозах на будущее
22.12.2023
Зимнее солнцестояние
Из воспоминаний
22.12.2023
Все статьи темы
Национальная доктрина образования
Мужество для «галочки», или Куда зовёт Родина-Мать?
​​​​​​​Когда и кто начал прятать от детей подвиги народа и скрывать героев?
19.02.2024
День Русского языка не стал памятным днём России
Депутаты от партии власти не утвердили
26.01.2024
У нас наступила эра почти повсеместного высшего
образования. Ответы на вопросы
24.01.2024
Усилить воспитательную работу на всех уровнях образования»
В Совете Федерации в рамках XII Рождественских Парламентских встреч обсудили традиционные духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве
24.01.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
«Нам есть чем гордиться»
Владимир Путин выступил на закрытии II съезда Российского движения детей и молодёжи «Движение первых»
02.02.2024
«Отец и сын» в русском героическом эпосе
На примере былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло»
31.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Вступать ли в брак без любви?
Новый комментарий от Константин В.
04.03.2024 09:47
Несвятые – святые?!
Новый комментарий от С. Югов
04.03.2024 09:38
Расколотая страна и смысл человеческой жизни
Новый комментарий от Мирянин
04.03.2024 09:32
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от Сергей
04.03.2024 09:11
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.03.2024 08:58
Нападки на Шамана не прекращаются
Новый комментарий от Советский недобиток
04.03.2024 08:50
Антивакцинщица
Новый комментарий от Сергей
04.03.2024 08:21