7 ноября в г. Алатырь Чувашской Республики прошли Алатырские епархиальные чтения, сообщает сайт администрации г. Алатыря Чувашской Республики. С докладом по теме «О проектах "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" и "Концепция воспитания человека в Российской Федерации"» выступил один из авторов проектов, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев. Предлагаем вниманию читателя его доклад.
Мы свидетели и участники великих мировых событий. Западный глобалистский проект финансово-ростовщического капитализма терпит крах. По сути, начался суд (по-гречески – кризис) над Великой Вавилонской блудницей.
Россия и наш народ нашли в себе смелость остаться с Богом. Поэтому мы находимся в системном противостоянии с сатанинскими силами Запада. С ними нельзя справиться только человеческими усилиями. Всё наше упование в этой битве должно быть на Спасителя. Спасителя душ в вечности и тел в этой земной жизни. Упование на Того, кого именуют Ника – то есть Победитель.
При этом наша образовательная система, как и в последние 30 лет, ориентирована на глобалистский проект – подготовку «идеального потребителя». «Железнодорожный состав» Западного проекта катится под откос, а наша система образования по инерции продолжает готовить из наших детей пассажиров этого гибнущего поезда, своеобразных «граждан мира». Мира, который уходит в небытие.
В последние месяцы в нашем обществе происходит осмысление этого великого исторического момента. О чём говорилось на XXIV Всемирном Русском народном Соборе, прошедшем 24-25 октября этого года в Москве?
О том, что мир разделился на два лагеря. Один лагерь государств – за традиционные ценности и суверенитет. Другой лагерь – за т.н. «либеральные ценности» и стирание государственных границ, гегемонию англо-саксонского мира, расчеловечивание, отмену традиционных духовно-нравственных ценностей и проч.
На Соборе говорилось о том, что помимо военного противостояния в плоскости земного мира, идёт война между «небом и адом».
Перед российским образованием стоит острая необходимость экстренных и кардинальных изменений – смена парадигмы – с целеполагания встраивания в глобалистский проект на строительство национально-ориентированного образования.
В связи с этим актуальными становятся ряд документов, подготовленных нашей научной группой – Международным научно-экспертным советом по духовной безопасности при Макарьевском фонде – проектов Национальной доктрины образования в Российской Федерации (это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, он должен утверждаться Указом Президента РФ), Концепции воспитания человека в Российской Федерации и Федеральной целевой программы семейно-ориентированного образования в Российской Федерации (это разрабатываемые в рамках единого с Доктриной целеполагания документы стратегического планирования, адресованные профессиональному педагогическому сообществу).
Доктрина – документ, с одной стороны научно-концептуальный, с другой стороны политический. В первом смысле он раскрывает мировоззренческую позицию на место и роль образования в человеческом обществе. Во втором – это политическая декларация позиции руководства страны в сфере образования, на основе которой должна выстраиваться вся образовательная политика.
Поэтому Доктрина – основополагающий документ для всего образования, своего рода Конституция образования.
Главные мысли Доктрины. Доктрина постулирует мысль о том, что всё российское образование работает на построение будущего России. Поэтому для эффективной деятельности образовательной системы необходим образ будущего России, который формулируется в форме мировоззренческой концепции и идеологии.
Имея представление об образе будущего России можно сформулировать национальный образовательный идеал – тот портрет выпускника, который сообразен этому будущему нашей страны.
В Доктрине сформулирован отход от стереотипного восприятия образования как социального производства необходимых для государства и бизнеса кадров. Оно представлено более широко, в трёх ипостасях – как форма общественной практики, как практика культурно-исторического наследования и как практика становления человеческого в каждом конкретном человеке.
В Доктрине даётся образ отечественного педагога-профессионала и исходя из всего вышесказанного общие представления о Содержании национально ориентированного образования, а также контуры необходимой для реализации Доктрины образовательной политики.
Главный смысл Доктрины – российское образование должно быть направлено на воспитание сынов и дочерей Отечества земного и Отечества Небесного.
Главные мысли Концепции воспитания человека. В Концепции изложены основания национально-ориентированного воспитания в России – цивилизационные, антропологические и ценностные.
Ценностные основания, которые мы с коллегами сформулировали, перекликаются с формулой теории официальной народности министра народного Просвещения графа Сергея Семёновича Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». В современном контексте она звучит как: «Вера, Отечество, народ».
Вера: Бог (Конституция РФ, поправка к ст. 67), культурообразующая религия, духовность и духовные идеалы, свобода совести и вероисповедания, духовно-нравственные традиции, межконфессиональный мир и согласие, религиозность, торжество добра и истины, соработничество разных конфессий.
Отечество: связь поколений, Отечество небесное, Отечество земное, великая и малая Родина, отеческое достояние и наследие, державность, вселенскость, русский язык как государственный и межнациональный, языки народов России, русская и национальные культуры, служение Отечеству.
Народ: человек, семья, единство народа в многообразии этносов, государствообразующий народ, другие народы и национальные общины, общность исторической судьбы.
Интересен тот факт, что у бывших частей Российской Империи имеются аналогичные девизы, выражающие идеологию. В Польше он звучит как «Бог, Честь, Отечество», а в Грузии – «Отечество, Язык, Вера».
В проекте Концепции воспитания человека в Российской Федерации даётся ряд основополагающих определений.
Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью Российского Отечества, обладающий мировоззрением, основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов, стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству, любящий Отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве.
Педагогическая цель заключается в воспитании человека, способного к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.
Воспитание человека – целенаправленный процесс совместного восхождения воспитателя и воспитанника к педагогической цели воспитания, основывающийся на взращивании сущностных сил и способностей человека, осуществляющийся в осознанной устремлённости к воспитательному идеалу.
Воспитание обладает двуединством стратегических ориентиров: 1) на личность – её духовное становление и восхождение к высшим духовным ценностям, развитие её базовых способностей, 2) на общество, народ – его самосохранение, самовоспроизводство, устойчивое развитие и способность быть верным своему историческому призванию.
В Концепции находят отражение такие феномены как Смысл воспитания; Пространство воспитания – от со-бытийной встречи взрослого и ребёнка, через воспитательные деятельности, со-бытийные общности к воспитательному укладу; Содержание воспитания.
Даётся развёрнутая характеристика образа воспитывающего взрослого, а также общие пути реализации Концепции.
Иерархия смыслов. Все документы стратегического планирования в любой сфере жизни общества имеют свою иерархию. Фундаментом для всех них явялется Конституция Российской Федерации и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Внутри каждой сферы общественной жизни в т.ч. образования основополагающим документом выступает Доктрина – в данном случае Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Из неё вытекает Концепция образования, которая может иметь две ипостаси – Концепцию воспитания в Российской Федерации и Концепцию обучения в Российской Федерации.
Далее идёт Стратегия образования в Российской Федерации, которая помимо предыдущих документов, вытекает из анализа тех рисков и угроз, которые существуют для российского общества в образовательной сфере. Стратегия – это система организационных решений существующих проблем, внятно изложенная концепция выхода из кризисного состояния на более высокую ступень.
Далее за Стратегией следуют Федеральные образовательные программы, в которых излагаются уже конкретные пути решения задач, поставленных в Стратегии.
Итак, Доктрина – мировоззренческая позиция. Концепция – развёрнутая идеологическая модель. Стратегия – системный план действий на долгосрочную перспективу. Федеральная программа – конкретный тактический план осуществления действий в том или ином направлении образовательной деятельности.
Все документы стратегического планирования должны быть составлены в единстве смыслов и целей и вытекать друг из друга. Они должны быть выстроены от мировоззренческого видения – общих представлений о мире, человеке, обществе и образовании к конкретной образовательной практике.
У нас позади уже 40 лет реформ образования. Сейчас России необходимы не реформы и модернизация, а его Преображение – метаморфоза. Подобное преобразованию из куколки в бабочку, из личинки в стрекозу.
В нашей стране идёт мобилизация всех сфер жизни – военной, экономической общественно-политической и др. Необходима ещё и педагогическая мобилизация всего общества. Это значит, что каждый взрослый человек должен участвовать в процессе воспитания подрастающего поколения, осознавать свою особую педагогическую позицию перед детьми и молодёжью. Для этого необходима всеобщая педагогизация сознания взрослого населения России, включающая создание широкого педагогического движения и проведение всенародного педагогического всеобуча.
Слово «позиция» означает то основание и ту точку координат, от которых человек выстраивает своё собственное видение мира, ведёт свою борьбу, разворачивает свою деятельность. Мартин Лютер сформулировал это для себя в известном выражении: «На том стою и не могу иначе!». Позиция есть у воина – «отступать некуда – позади Москва». Позиция есть у гражданина. Должна быть позиция и у каждого взрослого в отношении ребёнка, с которым он общается.
Мы вместе справимся с теми глобальными вызовами, которые встали перед нашей страной и обществом, только в том случае, если делу воспитания детей и молодёжи уделим необходимые внимание и силы.
Фото: сайт Администрации города Алатыря
4. Цели и смыслы .
" Трещину " он начал давать.. когда выяснилось , что построение коммунизма - утопия.
---------------------------
Если нужны моральные принципы жизни и воспитания всего общества. Верующих и неверующих. Православных.. и прочих инославных. То подобный пример хорош. Только в название и в принципах не должно быть никакой утопии или бренности.
----------------
Вот что то бы подобное.. по форме .. и чтобы совесть всех людей принимала.
Само собой - Православному человеку не требуются никакие дополнительные "кодексы " . Следовательно.. оный гипотетический кодекс не должен ни в чем противоречить Заповедям Божиим. Само собой - имхо.. как говориться.
3.
...для эффективной деятельности образовательной системы необходим образ будущего России, который формулируется в форме мировоззренческой концепции и идеологии.
Разумные положения, о которых уже многие пекутся. Удивительно, как Россия смогла поклониться "золотому тельцу" и свое потомство в этом воспитывать. Это явное духовное помрачение. И внем нужно скорее покаяться. Т.е. вернуться на тот путь, о котором компетентно и убедительно говорит о. Дмитрий.
Ценностные основания, которые мы с коллегами сформулировали, перекликаются с формулой теории официальной народности министра народного Просвещения графа Сергея Семёновича Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». В современном контексте она звучит как: «Вера, Отечество, народ».
Конечо, "отечество" и "самодержавие" не прямые синонимы. России и после Красной Революции осталась присуща форма самодержавия. Сталин ведь не случайно сказал своей матери, что народ держит его за царя. И форму самодержавного, но желательно нравственно и идеологически преемственного, правления в России необходимо сохранить. Сложность, как это сформулировать в Главном Законе страны.
Дай Бог, чтобы Россия скорей возродилась. Что возможно в полной мере, только после возвращения лучшей православной и патриотической части народа на заброшенную землю.
Это стремление тоже нужно воспитывать с детства, поддерживая его медийно и материально.
...поколение вырождается физически, безсилеет, пакостится... Ну, а физика тащит за собой и нравственность... Земля всё... - у всех должна быть земля, и дети должны родиться на земле, а не на мостовойФ.М.Достоевский
2. Ответ на 1, prot:
1. Если нет Бога - все можно.