Нужна смена парадигмы

О национальной доктрине образования и Концепции воспитания человека в России

Семейно-ориентированное образование  Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Общество 
0
1235
Время на чтение 9 минут
Фото: из свободных источников Интернета

7 ноября в г. Алатырь Чувашской Республики прошли Алатырские епархиальные чтения, сообщает сайт администрации г. Алатыря Чувашской Республики. С докладом по теме «О проектах "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" и "Концепция воспитания человека в Российской Федерации"» выступил один из авторов проектов, соавтор образовательного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников, разработчик научного направления семейно-ориентированного образования, кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев. Предлагаем вниманию читателя его доклад.

Мы свидетели и участники великих мировых событий. Западный глобалистский проект финансово-ростовщического капитализма терпит крах. По сути, начался суд (по-гречески – кризис) над Великой Вавилонской блудницей.

Россия и наш народ нашли в себе смелость остаться с Богом. Поэтому мы находимся в системном противостоянии с сатанинскими силами Запада. С ними нельзя справиться только человеческими усилиями. Всё наше упование в этой битве должно быть на Спасителя. Спасителя душ в вечности и тел в этой земной жизни. Упование на Того, кого именуют Ника – то есть Победитель.

При этом наша образовательная система, как и в последние 30 лет, ориентирована на глобалистский проект – подготовку «идеального потребителя». «Железнодорожный состав» Западного проекта катится под откос, а наша система образования по инерции продолжает готовить из наших детей пассажиров этого гибнущего поезда, своеобразных «граждан мира». Мира, который уходит в небытие.

В последние месяцы в нашем обществе происходит осмысление этого великого исторического момента. О чём говорилось на XXIV Всемирном Русском народном Соборе, прошедшем 24-25 октября этого года в Москве?

О том, что мир разделился на два лагеря. Один лагерь государств – за традиционные ценности и суверенитет. Другой лагерь – за т.н. «либеральные ценности» и стирание государственных границ, гегемонию англо-саксонского мира, расчеловечивание, отмену традиционных духовно-нравственных ценностей и проч.

На Соборе говорилось о том, что помимо военного противостояния в плоскости земного мира, идёт война между «небом и адом».

Перед российским образованием стоит острая необходимость экстренных и кардинальных изменений – смена парадигмы – с целеполагания встраивания в глобалистский проект на строительство национально-ориентированного образования.

В связи с этим актуальными становятся ряд документов, подготовленных нашей научной группой – Международным научно-экспертным советом по духовной безопасности при Макарьевском фонде – проектов Национальной доктрины образования в Российской Федерации (это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, он должен утверждаться Указом Президента РФ), Концепции воспитания человека в Российской Федерации и Федеральной целевой программы семейно-ориентированного образования в Российской Федерации (это разрабатываемые в рамках единого с Доктриной целеполагания документы стратегического планирования, адресованные профессиональному педагогическому сообществу).

Доктрина – документ, с одной стороны научно-концептуальный, с другой стороны политический. В первом смысле он раскрывает мировоззренческую позицию на место и роль образования в человеческом обществе. Во втором – это политическая декларация позиции руководства страны в сфере образования, на основе которой должна выстраиваться вся образовательная политика.

Поэтому Доктрина – основополагающий документ для всего образования, своего рода Конституция образования.

Главные мысли Доктрины. Доктрина постулирует мысль о том, что всё российское образование работает на построение будущего России. Поэтому для эффективной деятельности образовательной системы необходим образ будущего России, который формулируется в форме мировоззренческой концепции и идеологии.

Имея представление об образе будущего России можно сформулировать национальный образовательный идеал – тот портрет выпускника, который сообразен этому будущему нашей страны.

В Доктрине сформулирован отход от стереотипного восприятия образования как социального производства необходимых для государства и бизнеса кадров. Оно представлено более широко, в трёх ипостасях – как форма общественной практики, как практика культурно-исторического наследования и как практика становления человеческого в каждом конкретном человеке.

В Доктрине даётся образ отечественного педагога-профессионала и исходя из всего вышесказанного общие представления о Содержании национально ориентированного образования, а также контуры необходимой для реализации Доктрины образовательной политики.

Главный смысл Доктрины – российское образование должно быть направлено на воспитание сынов и дочерей Отечества земного и Отечества Небесного.

Главные мысли Концепции воспитания человека. В Концепции изложены основания национально-ориентированного воспитания в России – цивилизационные, антропологические и ценностные.

Ценностные основания, которые мы с коллегами сформулировали, перекликаются с формулой теории официальной народности министра народного Просвещения графа Сергея Семёновича Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». В современном контексте она звучит как: «Вера, Отечество, народ».

Вера: Бог (Конституция РФ, поправка к ст. 67), культурообразующая религия, духовность и духовные идеалы, свобода совести и вероисповедания, духовно-нравственные традиции, межконфессиональный мир и согласие, религиозность, торжество добра и истины, соработничество разных конфессий.

Отечество: связь поколений, Отечество небесное, Отечество земное, великая и малая Родина, отеческое достояние и наследие, державность, вселенскость, русский язык как государственный и межнациональный, языки народов России, русская и национальные культуры, служение Отечеству.

Народ: человек, семья, единство народа в многообразии этносов, государствообразующий народ, другие народы и национальные общины, общность исторической судьбы.

Интересен тот факт, что у бывших частей Российской Империи имеются аналогичные девизы, выражающие идеологию. В Польше он звучит как «Бог, Честь, Отечество», а в Грузии – «Отечество, Язык, Вера».

В проекте Концепции воспитания человека в Российской Федерации даётся ряд основополагающих определений.

Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью Российского Отечества, обладающий мировоззрением, основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов, стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству, любящий Отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве.

Педагогическая цель заключается в воспитании человека, способного к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.

Воспитание человека – целенаправленный процесс совместного восхождения воспитателя и воспитанника к педагогической цели воспитания, основывающийся на взращивании сущностных сил и способностей человека, осуществляющийся в осознанной устремлённости к воспитательному идеалу.

Воспитание обладает двуединством стратегических ориентиров: 1) на личность – её духовное становление и восхождение к высшим духовным ценностям, развитие её базовых способностей, 2) на общество, народ – его самосохранение, самовоспроизводство, устойчивое развитие и способность быть верным своему историческому призванию.

В Концепции находят отражение такие феномены как Смысл воспитания; Пространство воспитания – от со-бытийной встречи взрослого и ребёнка, через воспитательные деятельности, со-бытийные общности к воспитательному укладу; Содержание воспитания.

Даётся развёрнутая характеристика образа воспитывающего взрослого, а также общие пути реализации Концепции.

Иерархия смыслов. Все документы стратегического планирования в любой сфере жизни общества имеют свою иерархию. Фундаментом для всех них явялется Конституция Российской Федерации и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Внутри каждой сферы общественной жизни в т.ч. образования основополагающим документом выступает Доктрина – в данном случае Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Из неё вытекает Концепция образования, которая может иметь две ипостаси – Концепцию воспитания в Российской Федерации и Концепцию обучения в Российской Федерации.

Далее идёт Стратегия образования в Российской Федерации, которая помимо предыдущих документов, вытекает из анализа тех рисков и угроз, которые существуют для российского общества в образовательной сфере. Стратегия – это система организационных решений существующих проблем, внятно изложенная концепция выхода из кризисного состояния на более высокую ступень.

Далее за Стратегией следуют Федеральные образовательные программы, в которых излагаются уже конкретные пути решения задач, поставленных в Стратегии.

Итак, Доктрина – мировоззренческая позиция. Концепция – развёрнутая идеологическая модель. Стратегия – системный план действий на долгосрочную перспективу. Федеральная программа – конкретный тактический план осуществления действий в том или ином направлении образовательной деятельности.

Все документы стратегического планирования должны быть составлены в единстве смыслов и целей и вытекать друг из друга. Они должны быть выстроены от мировоззренческого видения – общих представлений о мире, человеке, обществе и образовании к конкретной образовательной практике.

У нас позади уже 40 лет реформ образования. Сейчас России необходимы не реформы и модернизация, а его Преображение – метаморфоза. Подобное преобразованию из куколки в бабочку, из личинки в стрекозу.

В нашей стране идёт мобилизация всех сфер жизни – военной, экономической общественно-политической и др. Необходима ещё и педагогическая мобилизация всего общества. Это значит, что каждый взрослый человек должен участвовать в процессе воспитания подрастающего поколения, осознавать свою особую педагогическую позицию перед детьми и молодёжью. Для этого необходима всеобщая педагогизация сознания взрослого населения России, включающая создание широкого педагогического движения и проведение всенародного педагогического всеобуча.

Слово «позиция» означает то основание и ту точку координат, от которых человек выстраивает своё собственное видение мира, ведёт свою борьбу, разворачивает свою деятельность. Мартин Лютер сформулировал это для себя в известном выражении: «На том стою и не могу иначе!». Позиция есть у воина – «отступать некуда – позади Москва». Позиция есть у гражданина. Должна быть позиция и у каждого взрослого в отношении ребёнка, с которым он общается.

Мы вместе справимся с теми глобальными вызовами, которые встали перед нашей страной и обществом, только в том случае, если делу воспитания детей и молодёжи уделим необходимые внимание и силы.

Фото: сайт Администрации города Алатыря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Цели и смыслы .

В СССР был официально признанный .. " Моральный кодекс строителя коммунизма ". Кроме того , этот кодекс признавали за добрый и правильный почти все граждане. И он работал ! Так или иначе - он был тем оселком нравов общества.
" Трещину " он начал давать.. когда выяснилось , что построение коммунизма - утопия.
---------------------------
Если нужны моральные принципы жизни и воспитания всего общества. Верующих и неверующих. Православных.. и прочих инославных. То подобный пример хорош. Только в название и в принципах не должно быть никакой утопии или бренности.
----------------
Вот что то бы подобное.. по форме .. и чтобы совесть всех людей принимала.
Само собой - Православному человеку не требуются никакие дополнительные "кодексы " . Следовательно.. оный гипотетический кодекс не должен ни в чем противоречить Заповедям Божиим. Само собой - имхо.. как говориться.
боеприпас / 25.11.2022, 21:55

3.

«Железнодорожный состав» Западного проекта катится под откос, а наша система образования по инерции продолжает готовить из наших детей пассажиров этого гибнущего поезда.
...для эффективной деятельности образовательной системы необходим образ будущего России, который формулируется в форме мировоззренческой концепции и идеологии.


Разумные положения, о которых уже многие пекутся. Удивительно, как Россия смогла поклониться "золотому тельцу" и свое потомство в этом воспитывать. Это явное духовное помрачение. И внем нужно скорее покаяться. Т.е. вернуться на тот путь, о котором компетентно и убедительно говорит о. Дмитрий.

Ценностные основания, которые мы с коллегами сформулировали, перекликаются с формулой теории официальной народности министра народного Просвещения графа Сергея Семёновича Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». В современном контексте она звучит как: «Вера, Отечество, народ».


Конечо, "отечество" и "самодержавие" не прямые синонимы. России и после Красной Революции осталась присуща форма самодержавия. Сталин ведь не случайно сказал своей матери, что народ держит его за царя. И форму самодержавного, но желательно нравственно и идеологически преемственного, правления в России необходимо сохранить. Сложность, как это сформулировать в Главном Законе страны.
Дай Бог, чтобы Россия скорей возродилась. Что возможно в полной мере, только после возвращения лучшей православной и патриотической части народа на заброшенную землю.
Это стремление тоже нужно воспитывать с детства, поддерживая его медийно и материально.

...поколение вырождается физически, безсилеет, пакостится... Ну, а физика тащит за собой и нравственность... Земля всё... - у всех должна быть земля, и дети должны родиться на земле, а не на мостовой

Ф.М.Достоевский

2. Ответ на 1, prot:

Много воды,а суть в том,что"нормальным"человек может быть только в двух случаях.Это или страх Божий,или разновидность концлагеря.Давайте выбирать.

Знакомо - за нашу и вашу свободу!

1. Если нет Бога - все можно.

Много воды,а суть в том,что"нормальным"человек может быть только в двух случаях.Это или страх Божий,или разновидность концлагеря.Давайте выбирать.
prot / 23.11.2022, 12:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Моисеев
Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы
Насколько эффективно Минпрос выполняет Указ Президента по введению в школах Семьеведения?
09.09.2024
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего
Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года
05.02.2024
Мы на стадии расчеловечивания
О последствиях для человечества вживления в мозг импланта Neuralink
03.02.2024
ИИ может привести к деградации интеллекта человека
Об этических проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта
20.09.2023
Все статьи Протоиерей Димитрий Моисеев
Семейно-ориентированное образование
Общество поражено мировоззренческим инфантилизмом
В образовании и воспитании детей нужно использовать опыт церковно-приходских школ
25.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Предотвратить демографическую трагедию во что бы то ни стало!
О причинах катастрофического падения рождаемости, рисках замещения русского населения мигрантами и нужен ли предмет «Семьеведенье»
10.09.2024
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Предмет «Семьеведение» в школе не нужен
09.09.2024
Все статьи темы
Национальная доктрина образования
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07