В субботу, 12 ноября, в монастыре Рукумия была торжественно открыта и освящена мемориальная доска в благодарность последнему русскому царю, а у подножия великого Креста Господня установлена икона Императорских мучеников. После Святой Литургии настоятель монастыря иеромонах Симеон с братией в присутствии верующих и высоких гостей из Посольства России в Белграде (Владлен Зеленин), Русского Дома в Белграде (Георгий Энгельгарт) и «Фонда единства православных народов» (Наталья Коцева) освятил мемориальную доску и икону. Прекрасную картину косовского цвета российские гости получили в подарок от игумена Симеона.
На мемориальной доске выгравирован следующий текст: «Наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются (Святитель Николай Сербский, 1932 г.). Святейшему Российскому Императору Николаю II Романову в знак благодарности за спасение сербской армии и народа в Первой мировой войне мы возлагаем икону Святых Императорских мучеников и эту памятную доску. Настоятель монастыря Рукумия иеромонах Симеон со своими братьями и верными сербскими и русскими людьми. Осень 2022 года».
Прозвучали государственные гимны России и Сербии, а затем хор «Святой Роман Слаткопевец» монастыря Рукумия исполнил песню о Святом Царе Николае, написанную игуменом Симеоном. Несколько участников мероприятия обратились к присутствующим. Ваш покорный слуга сказал слово на тему «Правда о последнем православном монархе».
В своём слове я особо упомянул о духовных аспектах жизни Святого Императора, а также о важности его христоподражательной жертвы: Царь Николай II проявлял непоколебимую веру в Бога и можно смело сказать, что на протяжении всего своего царствования он понимал свое предназначение как служение Богу, святой православной вере и своей семье и, подобно многострадальному Иову, в день которого он родился, нес свой крест со скромностью Иова.
Трудно говорить о святом Императоре, не цитируя пророческие слова святого Сербского епископа Николая (Велимировича): Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский Царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному?
Русские в наши дни повторили Косовскую драму. Если бы Царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел бы на своем Престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишились головы и он сам и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Эта новая Косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять. <...>
Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею скоро и возрадуетесь.
Свою речь я закончил словами: Итак, мы увидели, что первая «цветная» революция была организована именно в России в 1917 году, но мы также увидели, что, несмотря на огромные усилия и огромные деньги, вложенные западными «партнёрами» в разрушение российской государственности, история показывает, что судьба решается России не только на земле, но и на Небесах. Заслуга в том, что небо не толкнуло современную Россию в трясину, как многие другие империи до нее, безусловно, принадлежит и Христоподражательной жертве св. Царя Николая.
Ранко Гойкович, переводчик и юридический консультант по русскому языку, православный публицист, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия)