Минпросвещения РФ открыло в 2022 году новые направления подготовки по программам бакалавриата и магистратуры в педагогических вузах. Это этнографическое образование, робототехника, образовательный инжиниринг, бизнес-педагогика, сообщила замглавы министерства Татьяна Васильева на пресс-конференции, посвященной итогам приемной кампании в университетах ведомства, передаёт ТАСС.
«В этом году у нас появились новые педагогические специальности, востребованные у абитуриентов. Назову несколько, например, по бакалавриату: этнографическое образование, <…> образовательный инжиниринг и английский язык, робототехника и технология. Все это сегодня приходит в школу, а чтобы робототехника в школе могла прижиться, развиваться, работать, то должны быть учителя», - сообщила Васильева.
По ее словам, в магистратуре открыты бизнес-педагогика, инновационное предпринимательство, госпитальная педагогика.
Новые направления проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Вспоминается перефразированная молодежью пословица: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось».
Все предлагаемые нововведения ‒ это все фиговые листочки, призванные прикрыть концептуальную наготу системы образования. Причем вред этих листочков в том, что они создают иллюзию реакции на требования времени, формируют представление о бурной деятельности. В реальности ‒ это очередная порция развлечений чиновников от образования, транслируемая в школу (общеобразовательную или высшую) на уровне конкретных учреждений. Развлечения являются альтернативой фундаментальности, различные влечения, которые уводят учеников вправо-влево, лишая учащихся возможности вдумчиво подойти к важным дисциплинам, на которые не остаётся времени. Надо готовить учителей, обеспечивающих возможность учащимся нормально изучать историю, русский язык и литературу, математику и естественные науки! Необходимо прививать любовь к этим предметам через подробное изучение бессмертных классических произведений. Ломоносов говорил, что математику уж затем изучать надо, что она ум в порядок приводит. Математика должна так преподаваться, чтобы любой ребёнок на выходе мог спокойно решать простые задачи на дроби, по геометрии и тригонометрии, по логарифмированию и решению линейных и квадратных уравнений.
Школа должна давать первоначальный надёжный фундамент, а всё остальное ребёнок может приобретать в рамках дополнительного образования – в кружках, в школах моделирования и прочее. У кого какие таланты: один занимается музыкой, другой – кораблики моделирует, третий ‒ запускает квадрокоптеры, четвёртый – спортсмен и т.д. Все эти таланты являются лишь дополнением к фундаментальному образованию. Они могут развиваться сколько угодно, но фундаментальное образование должно быть у всех детей. Нынешние программы обучения в большинстве своем не позволяют сосредоточиться и сконцентрироваться на важном, на необходимом, предлагая вместо этого поверхностное и сиюминутное.
Если же вводить все новые и новые предметы в формат учебных часов в качестве обязательных, то у учеников, которые к ним не имеет особой склонности, этим заполнят всё время, которое они могли бы потратить на усвоение системообразующих необходимых знаний. Никакой нормальный ребёнок в таких ситуациях не сможет различать, что является базой, а что пристройкой к ней.
Более того, когда началась война, время конца которой никто предсказать не может, учителей надо ориентировать на деятельность в этих новых суровых условиях. Необходима начальная военная подготовка (НВП), чтобы любой мальчик после 10-11 класса прошел подготовку к участию в боевых действиях. А девочек в формате НВП можно подготавливать в качестве медицинских сестёр, чтобы они знали, как перевязать рану, остановить кровь и сделать укол. Военные и медицинские специалисты должны составить специальную программу для начальной военной подготовки.
Таким образом, детей надо готовить к серьезной ответственной жизни, а не для комфортной индифферентности потребителя. Это надо иметь в виду нашему Министерству просвещения. Увы, но ориентироваться на мнение тех родителей, которые сами за постсоветский период не получили начальной фундаментальной подготовки, традиционной системы ценностей и идеалов, и ориентированы на пролонгацию мирной безмятежной жизни с целью хорошо зарабатывать в непыльных офисах, ‒ это глубокое заблуждение. Рассуждения о том, что «мне в жизни математика не пригодилась, и Тургенев с Гончаровым ничего не дали» ‒ этот проамериканский прагматизм, формирующий иванов, не помнящих родства, и функционеров одной кнопки, является идеологией примитивизма и умственной деградации. Он в принципе не приемлем для нашей страны, которой объявили войну на уничтожение!
Пример Украины должен нам показать весь ужас вакуума, образовавшегося от ухода из своей духовной и культурной традиции. Когда нет ни духовно-нравственного воспитания, ни исторического образования, ни знаний русского языка и литературы, ни математического и естественнонаучного фундамента, зато сколько угодно мероприятий и развлечений, то это прямой путь к распаду государства и гибели народа.
Мне кажется, что Министерство просвещения в настоящее время совершенно неадекватно осмысливает ситуацию с образованностью и задачами, которые необходимо решать в складывающихся обстоятельствах.
Ситуация вполне описывается выводами Постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 1931 г.: «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)». И это не случайно! Нам снова пришлось столкнуться с влиянием троцкизма (неотроцкизма), который стал доминантой в системе народного образования после распада СССР. Неотроцкизм стал стеной против традиционных духовно-нравственных (для нас православных) истоков русской (отчасти и советской) классической школы, решая задачу формирования грамотного потребителя, космополита, социального атома в пространстве примитивных шоу.
Надеюсь, что время господства этих деструктивных забав заканчивается. Набирает силу новая эпоха, которая сметет все ложное, наносное и чуждое нашей школе.