Внеурочные занятия «Разговоры о важном», которые должны познакомить учащихся школ и колледжей с традициями, историей и культурой России, в 2023 году будут посвящены воссоединению Крыма с РФ, памяти о геноциде советского народа нацистами, акции «Бессмертный полк», театру и экологии. Это следует из «Дневника классного руководителя», опубликованного в аккаунте Минпросвещения во «ВКонтакте», сообщает ТАСС.
«"Разговоры о важном" будут проходить еженедельно по понедельникам. Для удобства педагоги могут пользоваться "Дневником классного руководителя". Он поможет систематизировать процесс подготовки к занятиям», - сказано в сообщении.
Первый урок в январе следующего года будет связан с семейными праздникам, следует из дневника. Также заявлены темы, посвященные цифровой безопасности, Дню снятия блокады Ленинграда, Константину Станиславскому, Дню российской науки, Дню защитника Отечества (Дню Армии), Международному женскому дню, Дню воссоединения Крыма с Россией, Всемирному дню театра, космосу, памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками, а также экологии, Дню Победы, акции «Бессмертный полк» и счастью. Методические материалы и сценарии к заявленным урокам не приводятся.
В настоящее время на сайте урока заявлены темы до ноября этого года.
Еженедельные внеурочные занятия «Разговоры о важном» начались в школах РФ с 5 сентября.
О Новом школьном предмете рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Я приветствую то, что учителей побуждают выйти на откровенный диалог с учениками по актуальным вопросам. Конечно, необходимо учитывать возраст ребятишек: начальные классы, средняя школа и старшеклассники. Тематика урока должна быть обозначена как некая канва, но не более того.
Кроме того, не совсем ясно, а причём тут Константин Станиславский? Тема театра выставляется по значимости наравне с геноцидом русского народа во время Великой Отечественной войны, темой «Бессмертного полка» и геополитическими событиями в истории России: воссоединение с Крымом, специальная военная операция на Донбассе, где мы защищаем русское население – украинцев, белорусов и всех тех, кто признаёт русскую культуру и русский язык.
И это совершенно несопоставимые темы – театр и защита русского народа от фашистов. Ещё бы взяли такую важнейшую тему, как туризм, сферу развлечений и тому подобное.
Экология – неплохая тема, но её нужно правильно подать, ведь возможны варианты от Греты Тунберг до полного игнорирования всех законов природы. И в каком ракурсе будет подаваться тема экологии? Ведь одно дело учить не бросать мусор на улицах городов, а иное дело – поднимать глобальные проблемы.
Но самое главное – духовное наполнение обозначенных тем. Недавно был случай, когда в частной школе ученику запретили приходить на уроки в футболке с буквой Z. А директор одной из школ вообще запретил говорить о происходящих событиях на Донбассе. Поэтому возникает вопрос: чем подкреплено благое начинание? Каким общим духовным единством скреплены все эти темы? И на каком духовном основании выше обозначенные темы будут преподноситься учащимся детям?
Тема Великой Отечественной войны необходима. Но разве непонятно, что та война и нынешняя начинающаяся Третья мировая война есть проявление греховности человека? Двигательными силами той и нынешней войны являются сатанинские силы, наиболее проявленные на Западе. А мы что хотим от них защитить, и кто нам в этом помощник? Если целью для нас является комфорт и материальное благополучие ‒ земной рай, то чем мы лучше язычников?! Разве сатана разделился сам с собою, чтобы помогать и им и нам?! Нас он ненавидит за наше Православие! Поэтому единственная возможность устоять от его натиска – искать защиты у Бога, но Он сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного!» (Мф. 6:33) Готовы ли школы (учителя, родители, директорский корпус) к духовно-просветительской работе, призвав в помощь духовенство? Уверен, что в Чечне, например, учителя в школе и родители дома объяснят, что наши воины бьются с шайтанами, как о том говорит Рамзан Кадыров. А что в христианской среде?
Особая забота должна быть о возрастных особенностях детей. Нужно чётко выстроить возрастную линейку – где, что и с какими акцентами должен говорить на те или иные темы.
Младшие наделены особой способностью сочувствовать и сопереживать, разделять добро и зло. Тема нравственности более свойственна учащимся средней школы – мальчишки и девчонки готовы слушать про подвиги и победы. Старшая возрастная группа имеет некоторую склонность к примерке мировоззренческих концепция на самих себя ‒ к определению «кто я в этой жизни». Поэтому вопрос о том, кто и как готовит педагогов ‒ это весьма актуальный вопрос.
Если шире посмотреть, то долгое время учителя были отстранены от воспитательной работы. Сначала реформаторы провозгласили ненужность воспитания в школе, затем продекларировали разные виды и направления воспитания (духовно-нравственное, патриотическое, семейное, трудовое), но ничем его не обеспечили, не было обозначено никаких ориентиров. Теперь вводится новый урок, но он вовсе не является частью воспитательной системы.
Под научным руководством Виктора Ивановича Слободчикова разработана и представлена к обсуждению «Национальная доктрина образования в России». Её необходимо принять на высоком государственном уровне, что позволило бы на её основе создать ряд документов следующего уровня: концепцию воспитания и концепцию обучения.
Судя по тому, как развиваются события в мире, времени для раскачки у нас совсем мало, а система образования в её нынешнем состоянии совершенно не способна решать вопросы мобилизационного уровня подготовки необходимых стране кадров.