История как перламутровый шар

Отрывки мыслей после прочтения книги А.Д. Степанова, складывающиеся в цельную картину

Николай II 
0
774
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

Чтобы понимать нашу будущность, смыслы нашего пути и дальнейшее развитие, надо глубоко знать историю.

История государства Российского – одна из самых загадочных и великих историй.

Сохранилось ещё много тайных уголков, не высвеченных долгим солнечным лучом эпизодов. И даже то, что казалось понятно и естественно, что незыблемо и затвержено, не зафиксировано в наших книгах.

Фиксация требуется, как писал Геродот, ибо Храм Артемиды из камня, но и он ручной кладки. Рукопись «Истории в девяти книгах» Геродота была обнаружена не ранее XV в. н.э., когда, после взятия Константинополя турками в 1453 г., эти документы были вывезены в Западную Европу. И там-то они осели.

Анатолий Дмитриевич Степанов в своём труде «Русская идея. 21 век» прослеживает путь от царского времени в наше время, находя в путеводителе яркие места и отмечая неясные. Это – большой труд, состоящий из статей и опубликованный для читателей. Особенно меня заинтересовала глава «Николай II: несостоявшаяся реставрация Самодержавия», и размышления, и вывод. Как абзац и его грани. Так я думала, пока не осознала, что передо мной перламутровый шар: «Более 100 лет прошло с той страшной ночи в Ипатьевском подвале, когда приняла мученическую кончину Святая Царская Семья со своими верными слугами. В те дни общество практически никак не отреагировало на это величайшее злодеяние. Даже Поместный Собор посчитал неуместным выступить с заявлением, осуждающим цареубийство. Царственные Мученики умерли оставленные всеми за исключением горстки верных слуг. «Кругом измена и трусость и обман» – записал Государь в своём дневнике в горькие февральские дни 1917 года, ставя диагноз военной и политической элите страны, предавшей своего вождя. Императора, попавшего в ловушку к заговорщикам, никто не защитил и практически никто не поддержал, почти все окружавшие его «верноподданные» разбежались…».

Царя предали его близкие. Кто они? Вспомним одну из одиозных фигур – Василия Шульгина, политического деятеля тех времён, уроженца Киева, ридной Украины, публициста, депутата Второй, Третьей и Четвёртой Государственных дум, во время Февральской революции В.В. Шульгин принял отречение из рук Николая II. Он, по данным энциклопедии, русский националист и монархист. Повторяю, Шульгин – русский.

Из книги Шульгина «Украинствующие и мы»: «Как и другие сектанты, украинствующие могут быть разделяемы на три категории: 1) Честные, но незнающие. Это те, которых обманывают. 2) Знающие, но бесчестные; призвание сих обманывать "младшего брата". 3) Знающие и честные. Это маниаки раскола; они обманывают самих себя. Первые две категории порой сливаются до неразличимости. Иногда никак не разберешь, почему человек юродствует: потому ли, что он ничего не знает, что он rusticus, как говорили римляне, и его обманывают другие; или же потому, что, очень хорошо всё зная, он сам обманывает действительно незнающих. Гораздо интереснее маниаки чистой воды. Они часто весьма образованы. Иногда по-своему честны». Эта книга написана в 1939 году.

Итак, царь Николай – преданный. Шульгин – принявший его отречение.

Какой смысл было царя с его семьёй везти в Тобольск, затем в Екатеринбург? И всё равно расстрелять, а в Ганиной яме сжечь? Царь-то уже отрёкся.

Здесь приведу небольшой кусок из моей поэмы «Возвращённая цивилизация», Часть первая «Разъятие: Батюшка-Царь и Вождь».

Всех жалко: убитого и убивающего, убитому – в рай, на икону, что Троица. Убитому в руки Святой Богородицы, чтоб раны омыть, чтоб в рубашечку чистую его нарядить, грудь пробитую выстрелом его целовать, обнимать, горько каяться. Убитый во гробе. Последняя здравица… последняя заупокойная или же воскресная песня святой водой вылижет царапины и переломы смертельные да кости сберёт, как хирург, ювелирно так, да скобами скрепит, да нитками свяжет. Воскресни, воскресни царь-батюшка! Страшно народу простому, лихому, боярам, бореям твоим, скоморохам, Икарам. Как жить без царя? Без икон? Без молитвы? А царь Николай во подвале убитый…

Думаю, что многие задумываются над темой предательства. Иуда предал Христа. Царя предали свои же люди. Где было царское войско, отчего не заступилось?

Итак, проследим историю царствования по статье А.Д. Степанова: «Подавляющее большинство представителей военной и политической элиты не понимали его упорное нежелание согласиться на формирование «правительства народного доверия», пойти на уступки «обществу» (либеральным политиканам), считали это упрямством. Время показало, кто был прав, – «любимцы общества» в феврале 1917 года сформировали правительство, но оно просуществовало всего несколько месяцев, с позором уйдя в небытие. Хотя и тут, в своём бездарном провале они попытались обвинить Царя, мол, поздно согласился пойти им на уступки, вот если бы раньше... Мало кто из представителей высшего света понимал его искреннюю религиозность, – в обществе уже было распространено формальное отношение к православию. Многие не понимали и не одобряли его кадровые решения. Наконец, почти все представители высшего света не понимали его дружбы с простым русским мужиком Григорием Распутиным, всеми фибрами своих душонок ненавидели Распутина и с удовольствием повторяли всякого рода грязные сплетни о нём».

Николай Алексеевич Маклаков, о котором Государь сказал, по свидетельству Анны Александровны Вырубовой: «Наконец-то я нашел человека, который меня понимает и с которым я могу работать…». То есть это тот человек с кем царю хорошо и удобно.

«Еще один характерный пример – судьба Александра Дмитриевича Протопопова, депутата Госдумы, одного из любимцев "общества", кандидата в министры от оппозиции. Государь, зная, что Протопопов – один из лидеров октябристов, является оппозиционером, но, видя, что он – человек честный и порядочный, предложил ему возглавить министерство внутренних дел. Царь ко всему прочему рассчитывал таким образом сделать шаг навстречу оппозиции, показать, что он готов к диалогу…».

«Да, Государь был страшно одинок тогда. Но понимаем ли мы сегодня Николая Александровича по прошествии 100 лет со дня его мученической кончины? Конечно, Царская Семья вместе с некоторыми слугами прославлена Церковью, растёт их почитание в народе. Канонизация привела к тому, что умолкла откровенная хула на Царя, редко кто уже дерзает повторять сплетни и клевету о последнем русском Императоре. Но по большому счёту и сегодня Николай II не понят русским народом, не понят смысл его царствования».

Царское одиночество… Царская смерть... Мученичество царское...

Всё царское. Поэтому и отречение. Поэтому и смерть. Поэтому и мученичество.

Мучеников на Руси много. И в данное время тоже. Ибо люди забыли крест свой, отошли от града на Холме. Забыли старинные законы. Утопили свой град-Китеж.

Вспомним царских предшественников – Александра III, Николая I, опричнину, чёрную сотню, нигилизм, народников и прочая, прочая…

Трагедию личную и общественную.

Трагедию царскую…

Почивший царь Россию не оставил. Почивший царь в Россию лёг всей плотью! Почивший царь для высшего был явлен. Почивший царь восстанет из лохмотьев. И ввысь пойдёт, крича, вопя, люблю вас! Особенно тех, кто мне пулю в спину. Особенно всех тех, кто чёрным дулом прицелился! И я вас не отрину. И я молюсь за вас, родные чада! Я заслоняю вас от пуль, мин, снарядов! Я заслоняю, ибо вы так смертны! Родные дети… Ну-ну, то-то же…

«Когда в ответ на вызов революции 1905 года по всей стране стали организовываться монархические общества и союзы, которые фактически расчистили улицы российских городов от антиправительственных демонстраций и позволили органам правопорядка восстановить спокойствие, появилась надежда, что Чёрная сотня может стать той силой, которая позволит Царю избежать революционной катастрофы и в дальнейшем…».

Глубже думать о Чёрной сотне, значит, восхищаться ею. Но Чёрная сотня – это зародыш так называемой демократии, оппозиции и лояльного к ней отношения со стороны властей. Ибо грешен, грешен человек.

Чёрная сотня – это украинствующие. Чёрная сотня – это вооружённые люди. В конце концов, это тоже власть. РЕАКЦИОННАЯ…

Шульгин: «История у украинствующих. Главное поле деятельности, где подвизаются знающие, обманывая невежд, это история. В качестве историков иные украинствующие доказывают, что не только в настоящее время народ, живущий от Карпат до Кавказа, есть народ украинский, но что всегда, во все времена, он таковым был…».

Итак, в чём же всё-таки заключается эта загадочная Русская идея по Степанову? Что это за такой шар перламутровый?

«Один острослов заметил, что у России всегда непредсказуемое прошлое. Шутка отдает русофобией, но в ней уловлена существенная черта нашего национального характера, – для русского человека прошлое – не есть что-то канувшее в Лету. Русский человек, даже порвавший с церковной традицией, понимает, что в России грань между историей и вечностью очень тонка. Поэтому русские споры о прошлом – это споры о настоящем и будущем. Поэтому они такие ожесточенные».

Русская идея – это справедливость. Русская идея – это Бог. Всё под Его покровом, под Его приглядом.

Русская идея – это её прошлое. И настоящее. Это царь. Ленин. Сталин. Путин. Это мы – непослушные и кающиеся. Мы дорастающие до праведности. За миг до смерти.

Русская идея – это жертвенность…

 

Да, ты есмь – священная корова,

да ты есмь – священная теляти…

Авраам, клади меня на камни,

вместо сына я идти готова.

 

Причащённая, развоплощённая,

в рваном рубище, платком обвёрнута

я иду сквозь жизнь дорога торная,

но для меня она дороже золота.

 

Россия как очищающий фактор. Как жертва. Как кровь жертвы.

Но всё равно надо идти.

«И в центре этих споров обречены быть события трагического и героического ХХ века, – века, в котором произошла и революционная катастрофа 1917 года, повлекшая ожесточенную братоубийственную войну, и великая русская Победа 1945 года, увенчавшая кровопролитную Великую Отечественную войну. Наполненный преступлениями и изменами, жертвенностью и героизмом XX век обречён быть предметом споров сегодня. Ведь от понимания того, что мы пережили в ХХ веке, от извлечения уроков из трагического и героического национального опыта зависит наш путь в будущее. Преодолеет ли русский народ идеологическое разделение? Или мы на радость нашим врагам продолжим вновь делиться на «белых» и «красных», что завершится новой междоусобицей? Это фундаментальный выбор. Потому и споры о нашем прошлом такие ожесточенные.

И ключевые фигуры этого спора о преемственности или катастрофичности нашей истории – Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин. Понимание смысла их служения, их подвига только и может помочь нам понять нашу непростую историю минувшего столетия. По большому счету речь должна идти о примирении Царя Николая и Иосифа Сталина, о понимании того общего великого дела, которое по-разному делали эти два великих творца нашей истории…».

И вот ещё два вопроса: А сейчас что происходит, не продолжение ли нашей войны и окончание революции? И когда говорят: нет у революции начала, может, люди правы?

Ибо гибель царя – это и есть революция. Его канонизация – тоже революция.

Это жертва. И это жертвенный камень.

«К сожалению, сделать это непросто, ведь внешне Царь-Мученик Николай и Иосиф Сталин – два исторических антипода, представители антагонистических сил, действовавших в нашей истории. На это напирают люди, привыкшие мыслить схоластически. Однако и диалектика оказывается бессильной при решении многих проблем истории России первой половины ХХ века. Их можно пробовать решить только используя метод икономии, который часто использовался Церковью при решении сложнейших вопросов ее бытия. Самый свежий пример применения икономии – урегулирование отношений между Русской Православной Церковью во Отечестве сущей и Русской Православной Церковью Заграницей. Использование метода икономии основано на общей любви. В случае воссоединения РПЦ и РПЦЗ – на любви к Русской Церкви. В случае примирения Государя и Сталина – на любви к России».

Когда находится жертвенный камень, то пропадает жертва. А когда жертва склоняет голову, то вдруг исчезает камень. И на его месте – шар перламутровый.

А.Д. Степанов реалистично подходит к вопросу решения Русской идеи. Ибо она цельная даже если ранена. Она ясная, хотя и кружит голову. Она в нас. В каждом. Как революция, как царь, как Ленин, как Сталин. Всё находится в нас.

И Бог тоже…

Светлана Геннадиевна Леонтьева, член Союза писателей России, лауреат литературных премий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Леонтьева
Наука побеждать
О стихах и прозе Игоря Изборцева (Смолькина)
18.02.2024
Православный крест Победы
Из цикла «Зёрна от дыма чёрные…»
18.09.2023
Все статьи Светлана Леонтьева
Николай II
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11