«Атеист» и акафист

О канонизации преподобного Серафима Саровского рассказывают фонды Президентской библиотеки

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
521
Время на чтение 5 минут
Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

1 августа (19 июля по старому стилю) православные празднуют обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!» – так встречал старец всех пришедших к нему, для каждого находил наставление, мудрый совет, а сам совершал немыслимые для мирян духовные подвиги, беспрестанно находился в молитве. Святым для православных христиан он стал ещё задолго до официальной канонизации в 1903 году, напоминает пресс-служба Президентской библиотеки. 

О том, как происходило его становление в духовной жизни и как относились к старцу современники, можно судить даже по тому, с какой любовью и трепетом о нём рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся». Она была составлена в начале 1860-х иеромонахом Авелем, когда после кончины «глубоко чтимого незабвенного старца» прошло всего чуть более тридцати лет. Здесь же опубликован портрет старца, по которому позднее начнут писать иконы святого.

В книге рассказывается, что «приснопамятный подвижник иеромонах Серафим» родился в Курске 1 августа (19 июля) 1759 года, при крещении получил имя Прохор и уже в детстве испытал на себе чудо.

Отец мальчика, купец Исидор Мошнин, занимался подрядами на строение церковных зданий. Когда Прохору было всего 3 года, отец умер, оставив неоконченным строение каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Продолжила дело мужа мать Прохора. Однажды во время строения этого храма она пошла на верх здания, взяв сына. Мальчик, которому тогда было семь лет, заигрался и по неосторожности упал с высоты строящейся колокольни на землю. Мать в страхе побежала вниз, думая найти его уже мертвым, но к удивлению и радости своей увидела, что он  стоит на земле совершенно невредим.

К 18 годам юноша решился отправиться в Киево-Печерскую лавру, где получил от старца Досифея благословение на иноческое служение в «Саровскую пустыню». Сначала он выполнял различные послушания, а в 1786 году был пострижен в монахи и получил имя Серафим. В 1793 году преподобный Серафим был рукоположён в сан иеромонаха.

«По любви к совершенному безмолвию» мечтал он о полном удалении от мира и, получив от настоятеля благословение, в 1794 году ушёл жить в «пустынную келлию», находящуюся глубоко в лесу. Он практически ничего не ел, носил одну и ту же одежду и зимой, и летом, непрестанно молился и читал Святое писание, соблюдал строгое молчание. Здесь же он взял на себя ещё один подвиг – 1 000 дней столпничества – непрестанной молитвы, стоя на коленях на камне.

Известен такой случай. К старцу пришли три человека из соседних крестьян и потребовали денег, говоря, что к нему ходят люди и носят деньги. Но старец им отвечал, что ни от кого ничего не берёт. Тогда разбойники жестоко избили Серафима, осмотрели все в келье, но не ничего не нашли. Весь израненный, с большим трудом Серафим пришел в обитель. Нападавших вскоре нашли, но старец просил не наказывать их. Как рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь», огонь вскоре истребил жилища их, и они сами пришли с раскаянием в своём злодействе к отцу Серафиму и со слезами просили у него прощения и молитв. Старец после этого нападения остался инвалидом, но вернулся обратно в свою уединённую келью и жил там, пока не ослабел физически. Но и вернувшись в монастырь, продолжил он свои духовные подвиги, пять лет сохраняя молчание.

«После пятилетней безмолвной жизни отец Серафим начал принимать и посторонних, и уже не отказывал никому, кто только желал принять от него благословенье и воспользоваться его советами; а потому и число посетителей время от времени более умножалось; многие из дальних мест начали приходить к нему, приходящих он благословлял и делал им краткие поучения, смотря по душевным нуждам каждого», – писал иеромонах Авель. Память Серафима была твёрдая, ум светлый, беседа его была столь действенна и утешительна, что всякий находил в ней душевную пользу для себя, она согревала сердце, снимала «завесу с внутренних очей».

По просьбе настоятельницы находящейся недалеко от Сарова Дивеевской лавры он стал духовником её обители. А позднее, как сам старец говорил, по повелению Пресвятой Богородицы, основал новую общину, где были построены для них два Рождественских храма и мельница. Смерть свою старец предсказал заранее, он говорил: «моя смерть откроется пожаром». И действительно, когда он умер, стоя на коленях перед иконами, свечка упала и загорелась скамейка.

Его слова и слава добродетелей пронеслись повсюду, в Саровскую обитель потянулись паломники со всей страны, чтобы с благоговением поклониться пред гробом его. А дивеевские сестры, по-видимому, первыми начали молиться старцу, как святому, и задолго до официального прославления составили первый акафист ему. Молиться почившему старцу приезжала и императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая Второго. В молитвах супруги просили рождения наследника.

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника начинал ставиться с конца 1880-х. Однако Синод с канонизацией не спешил, поручив продолжать собирать сведения. Неизвестно, долго ли тянулся бы этот сбор, если бы не архимандрит Серафим (Чичагов) – будущий Санкт-Петербургский митрополит и священномученик (расстрелян в 1937 году). Он, получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, собрал множество сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского и составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую передал Николаю II после личной аудиенции у государя.

В июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. Кроме личного почитания старца Серафима, Николай II искал в канонизации преподобного решение глубоких внутриполитических проблем.

В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованный номер журнала «Атеист» за 1930 год, который, как ни странно, может послужить источником для изучения истории канонизации Серафима Саровского.

В январе 1903 года в Саров выехала комиссия под председательством митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. В журнале рассказывается, что комиссия обнаружила, что тело преподобного предалось тлению, а кости и волосы сохранились. Потребовалось целое богословское расследование, результатом которого стало постановление, что главное условие для канонизации – это не мощи, а чудеса, которые творятся чрез их посредство. Писем же о «чудесах» со всех концов России было получено огромное количество.

Для торжественного официального прославления Серафима в лике святых в Сарове построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания. К 30 июля 1903 года в город прибыли тысячи паломников и священнослужителей, вечером прибыл сам император. 1 августа Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного.

А в январе 1904 года, накануне дня памяти, был впервые исполнен «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу». Считается, что первоначальный текст его составили ещё дивеевские сёстры, а к редактированию окончательного варианта имел отношение сам будущий священномученик Серафим (Чичагов). Первое издание этого акафиста оцифровано и тоже доступно на портале Президентской библиотеки.

Однажды у Серафима Саровского спросили: могут ли современные люди быть святыми, как древние христиане? Могут, ответил старец, только одного им не хватает – решимости.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, дед:

"Интересный момент. Тогда царю Николаю 2 там передали послание от св. Серафима. Царь, прочитав в нем о своей будущей судьбе…"
//////////////////////////////
А что - послание реально существует(вало) и имелись 1000% (!) надежные "свидетели" того?
Это принципиальный вопрос…

2. Спаси Бог!

Спасибо! Интересный момент. Тогда царю Николаю 2 там передали послание от св. Серафима. Царь, прочитав в нем о своей будущей судьбе, заплакал. Что можно сказать о Правителе, который в последующие 12 лет "ради себя ненаглядного" не залил страну кровью! Но ради спасения России в грядущих- за её грехи испытаниях, - мученически претерпел все! От своих подданных. Как бы повел себя на его месте каждый из критиков Царя? Ответ очевиден. Не дай Бог!
дед / 01.08.2022, 14:45

1.

РНЛ:
"Однажды у Серафима Саровского спросили: могут ли современные люди быть святыми, как древние христиане? Могут, ответил старец, только одного им не хватает – решимости."
////////////////////////////
Да неужель такое мог сказать Преподобный?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40