Медитация: от без-умия – к безумию

Медитация – метод «раскрепощения», но не человека, а его подсознательных, тёмных сил и инстинктов, их торжество

1 Павел Тихомиров 
992
Время на чтение 11 минут
Фото: Из личного архива автора

В настоящее время в мире продолжает нарастать интерес к применению медитативных практик – особенно в сфере психологии и психотерапии. Их востребованность, некритичное отношение к ним в обществе как к панацее, способной разрешить личностные проблемы, повысить уровень психологической комфортности жизни и, в конце концов, адаптивные возможности организма, обусловило интерес к проблеме медитации в мировой науке.

Известно, что целый ряд высших учебных заведений во всем мире прямо «подсел» на разного рода медитации. Преимущественно речь идет о т.н. «медитациях осознанности» (mindfulness). Например, в США к 2015 году почти 80% медицинских образовательных учреждений включили в свои программы элементы тренировок осознанности; множество зарубежных институтов предлагают образовательные программы, включающие в себя практику медитации. По сообщениям открытых источников информации, в США терапия с использованием медитации осознанности предлагается в более чем 250-ти медицинских учреждениях, а метод «снижения стресса на основе осознанности» включен в программу обучения на медицинских факультетах в таких университетах как Стэнфорд и Гарвард.

Применением методик, связанных с медитацией, психологи предлагают решать ряд проблем в образовании, тренинговой и консультационной практике. Считается, что интервенции на основе осознанности и медиации имеют доказанную пользу в увеличении позитивного эмоционального ответа, уменьшении тревоги, снижении уровня стресса, улучшения способности контролировать эмоции и др. Правда, это никак не повлияло, например, на уровень насилия в США и других странах, который как рос, так и продолжает расти. Зависимость, скорее, прямая, а не обратная, как желалось бы: чем шире распространённость медитативных практик в обществе, тем выше его криминогенность, его невротизация и психотизация. Это позволяет задуматься над вопросом: а не является ли назойливая пропаганда медитативных практик, вовлечение в них, что называется, с младых ногтей социальным заказом, методом социального инжениринга, направленным на деформирование, переформатирование людей во внушаемых особей, в зомби, которыми легко манипулировать?

Тем не менее, многие специалисты полагают, что методики с использованием медитации позволяют достигать целей организационной психологии и педагогики, включающих развитие концентрации внимания, улучшение памяти и способности к нестандартному, креативному мышлению, формирование про-социального поведения.

«В потоке объявлений, предлагаемых современному человеку, звучат призывы к личному росту, самопознанию, улучшению здоровья, к обретению счастья и спокойствия, улучшению качества жизни. Большинство современных семинаров, психологических тренингов и т.п., к сожалению, базируется на учениях неоиндуистского толка. При этом совершенно необоснованно утверждается, что предлагаемые практики не имеют отношения ни к религии, ни к философии. Характерно также утверждение, что большинство из них имеют положительные отзывы научных учреждений… Мы должны с уверенностью сказать, что за восточными духовными практиками стоит определенное религиозное мировоззрение. По словам французского философа Габриэля Марселя, ошибка в религиозной области может привести к гибели тысяч душ. Поэтому так важно, чтобы свой религиозный выбор человек делал осознанно и свободно», – пишет профессор, доктор медицинских наук А.С. Старицын в предисловии к книге М.Ю. Медведева и Т.П. Калашниковой «О восточной медитации в свете Православной веры и современной науки».

Медитативные практики широко применяют деструктивные психокульты, часто маскирующиеся под тренинги личностного роста. В их основе лежит многоступенчатая методика (личностного, духовного, финансового роста, развития сверхспособностей, целительства и т.п.), направленная на изъятие всё увеличивающегося количества материальных средств у последователей и зачастую их сексуальную эксплуатацию. Объектом поклонения и почитания в психокульте является не трансцендентное, надмирное существо (Бог или боги), а сама методика, её создатель либо её преподаватель (психотренер).

Один из таких современных психотренеров-«гуру», создатель эффективного деструктивного психокульта и метода т.н. «динамической медитации» Шри Раджниш (Ошо) в «Оранжевой книге», представляющей собой собрание медитативных практик, следующим образом определяет медитацию.

«Медитация – это состояние «не-ума». Медитация – это состояние чистого сознания без содержания [здесь и далее все подчеркивания сделаны нами – К.П.]. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Ум – постоянная толчея – движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции – это постоянная толчея! День приходит, день уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это по-прежнему думание, это по-прежнему волнения и печали. Он готовится к следующему дню, продолжается подспудное приготовление.

Такое состояние – не медитация. Как раз противоположное и есть медитация. Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы – такое молчание и есть медитация. И в этом молчании известна истина, больше никогда. Медитация – это состояние не-ума.

И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет вечно находить самого себя. Вы сможете найти медитацию, только отставляя ум в сторону, оставаясь холодными, индифферентными, неотождествлёнными с умом, видя, как ум проходит мимо, но не отождествляясь с ним, не думая, что я есть он.

Медитация – это осознание того, что я не есть ум

Ум – это нечто неестественное, он никогда не станет вашим естественным состоянием. Но медитация – это естественное состояние, которое мы утратили. Это – утраченный рай, но рай можно возвратить. Посмотрите в детские глаза, посмотрите – и вы увидите удивительное огромное молчание, невинность. Каждый ребенок приходит с медитативным состоянием, но он должен быть наставлен на пути общества – его нужно научить, как думать, как вычислять, как размышлять, как спорить; его нужно научить словам, языку, понятиям. И мало-помалу он теряет контакт со своей невинностью. Он становится испорченным, загрязнённым обществом. Он становится эффективным механизмом, он больше не человек

Мы рождены медитаторами, а потом мы изучаем пути ума. Но наша истинная природа остается спрятанной где-то глубоко внутри, подобно подземному течению. Однажды, немного покопав, вы найдете, что источник по-прежнему изливается – источник чистой воды; и величайшая радость в жизни – найти его.

Медитация – это не концентрация… Концентрация – это человеческое, медитация – божественное».

Медитация есть состояние не-думания (правильнее сказать – без-умия), т.е. фактическое расчеловечивание, если иметь в виду видовое определение человека как существа разумного.

Физиологически это означает отключение неокортекса (как говорят, «на отдых») – тех областей головного мозга, которые отвечают за рациональное мышление и, в частности, за его критичность. Соответственно, человек в таком состоянии становится легко внушаемым.

Медитировать серьезно, т.е. вне простого следования моде, как правило, начинают люди с т.н. «ленивым» мозгом, люди, которые подсознательно стремятся поменьше думать, не прилагать никаких мыслительных усилий, не использовать никаких ментальных процедур, и, вместе с тем, чрезвычайно амбициозные («медитация – божественное», по Ошо).

Мышление действительно чрезвычайно энергозатратно. Думающий мозг употребляет на интеллектуальные усилия до 25% всей энергии, поступающей в организм. С другой стороны, мозг в состоянии «не-думания» получает подкрепление и поощрение от организма в виде эндогенных наркотиков: опиатов и каннабиоидов. Благодаря им процесс «не-думания» становится приятным, сродни наркотическому «приходу», т.е. состоянию эйфории и удовольствия, которое испытывает наркоман при употреблении наркотиков.

По-видимому, таков физиологический механизм образования зависимости от медитаций.

Но – когда у человека отключаются кортикальные опции, в частности, критическое мышление и воля, доминантное воздействие на психику начинают оказывать подсознательные желания и намерения, сосредоточенные в архаических, подкорковых структурах головного мозга, в лимбической системе, до того, т.е. до процедуры медитации, подавляемые или эффективно контролируемые сознанием. Бесконтрольное «хочу», ориентированное на реализацию инстинктивных потребностей (пища, половое удовлетворение, доминантность), начинает преобладать над «надо», подавляя социальные опции и деформируя социальное поведение человека. Добавим к этому, что подсознательные импульсы человека находятся вне морали; их преобладание можно охарактеризовать как нравственное помешательство.

Человек, склонный к медитациям, с одной стороны становится жестоким и агрессивным (идет на всё для достижения своих и только своих узко-эгоистических целей, а правильнее сказать – желаний), а с другой – инфантильным, поскольку, подобно ребенку, не в состоянии контролировать свои деструктивные, асоциальные подсознательные импульсы. Совсем не случайно Ошо говорит о том, что медитация является возвращением к детскому состоянию сознания: разумеется, он и понятия не имеет о том, как в действительности работает, как развивается головной мозг ребенка.

Жестокий, агрессивный и вместе с тем инфантильный человек, как правило, и реализует свои деструктивные, асоциальные импульсы по-детски: он обидчив до плаксивости и может, например, разбить стекло в доме или проколоть шины у автомобиля ненавистного человека. Правда, может попробовать и убить, но именно вследствие детской-таки импульсивности, обусловленной вовлечённостью в медитативные практики. Разумеется, это нисколько его не оправдывает и не может служить смягчающим вину обстоятельством.

Деструктивные импульсы являются именно под-сознательными, поскольку исходят из областей головного мозга, топографически находящихся под неокортексом.

Медитация – действительно метод «раскрепощения», но не человека, а его подсознательных, тёмных сил и инстинктов, их торжество.

Это вполне соответствует разрушительной деструктивной философии постмодерна, в которой бессознательное и его сексуальная энергия, либидо, желания являются главной движущей силой жизни.

«Желание – ключевое понятие в философии постмодерна, лежащее в основе понимания сущности человека, его социальности, общественного производства. Бессознательное – не что иное, как «желающее производство», а человек – всего лишь машина желания», – пишет врач-психиатр Н.Д. Узлов в замечательно интересной книге «Шизофрения как клинический и культурный феномен: к проблеме шизофренизации массового сознания» (Пермь, 2009, с. 83).

Понятие «человека-машины желания» легло в основу концепции «шизоанализа» – одного из направлений постмодернизма, развиваемого Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в двухтомной работе «Капитализм и шизофрения».

Человеком, по Делёзу и Гваттари, правит «шизо» – глубинная вожделеющая ипостась, бессознательное желание производить, задавленное репрессивной культурой, но властно требующее, как и половое влечение, удовлетворения, разрядки. Медитация как раз и направлена на то, чтобы удовлетворить требование человеческого «шизо».

С этой точки зрения медитация не имеет никакого отношения ни к восточным религиозным традициям (индуизму, буддизму и др.), ни к научной психологии: она – продукт, производное и одна из характерологических черт постмодерна, приводящего к без-умию и клиническому безумию, симулякр, за которым ничего реального не стоит. Говоря языком постмодерна, медитация – отросток нигде не укоренённой ризомы.

Ризома, по Делёзу и Гваттари, «представляет собой крайне сложное переплетение отростков и побегов, не имеющих единого корня, которые, однако, способны служить корнями для бесконечного множества других отростков и побегов. Ризома представляет собой метафору, которая противостоит традиционной метафоре познания – «дереву» (древу познания), которое имеет корни, ствол, отходящие от него ветви, ветки и листья», считает Н.Д. Узлов.

«Новейшие достижения и практические разработки психологии нацелены, главным образом, на социальное и духовное порабощение человека, а не на развитие его творческих и интеллектуальных возможностей», основательно предупреждает он.

«Раскрепощающие», а фактически разнуздывающие тёмные подсознательные силы медитативные практики являются эффективным инструментом практической психологии, позволяющим манипулировать человеком, навязывать ему «новую мораль», основанную на превознесении своего Я и вседозволенности. Это делает весьма проблематичным существование человека в социуме – малом (семья) и большом обществе. Неудивительно, что таких людей («сверхчеловеков», «Übermensch») общество извергает из своей среды.

С точки зрения постмодерна, всякая социальность угнетает и репрессирует человека; задача освобождения человека состоит именно в снятии любых ограничений с человеческих желаний, поскольку их подавление, по мнению классиков постмодерна, ведёт к шизофрении. В такой извращенной логике отключение контролирующих социальное поведение кортикальных структур головного мозга не только желательно, но и необходимо.

На самом деле, всё обстоит с точностью до наоборот: разнуздание желаний, нравственное помешательство как раз и является важным признаком психического неблагополучия, а не средством психотерапии. Нравственное помешательство – симптом болезни, а не показатель психического здоровья.

Состояние «не-думания» противоестественно для человека, как представителя вида homo sapiens, разумного, мыслящего, и поэтому почти всегда провоцирует развитие когнитивной редукции и сопровождается неприятными феноменами (например, дебютами и развернутыми манифестациями психических расстройств), о которых не очень охотно рассказывают практикующие медитацию люди.

Так, например, неангажированный исследователь из Оксфорда Кристиан Шурко прямо говорит о том, что медитация представляет собой технику вызывания галлюцинаций. И даже авторитетный в известных кругах психиатр-философ Карл Густав Юнг, плотно занимавшийся оккультными практиками, изучавший восточную медитацию и, в общем, очень расположенный к восточной духовности, подчеркивал, что это – неуправляемый процесс, который далеко не всегда зависит от медитирующего и его наставника и может приводить к психическим расстройствам, причем прогнозировать последствия медитации не представляется возможным. С точки зрения православного вероучения, медитация – одна из форм окликания бездны. И существует непреложный духовный закон: на всякое окликание бездна всегда отзывается, и тогда солоно приходится окликавшему.

Не останавливаясь подробно на этих феноменах, скажем только, что занятия медитацией никогда не проходят бесследно для психики и всегда оставляют свой органический след. То, что такой след не всегда удаётся инструментально обнаружить, совсем не означает, что его нет: дело, скорее, в несовершенстве инструментария и методах исследования.

Я склоняюсь к мысли, что медитацией начинают заниматься люди, предрасположенные к этому в силу морфологических изменений в головном мозге, органически обусловленной дисфункции определенных его областей.

Это позволяет поставить зависимость от медитаций в один ряд с другими патологическими зависимостями, квалифицировать её как «эндогенную наркоманию», как психическое расстройство, обозначенное в МКБ-10 термином «зависимое расстройство личности», требующее специализированного медицинского вмешательства неврологов и психиатров.

Мировоззренчески погружение в медитативные (и, прибавим, в психоделические) практики означает болезненно-мазохистский уход от картезианства, от здравого и критического мышления, которое, в частности, сделало возможным научно-технический прогресс человеческой цивилизации.

Путник Константин Владимирович, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3, оxтeнcкий оxpанитель:

А чего ее окликать эту бездну? Бесы всегда где- то рядом. Меня 2 раза Нечистые какой- то невидимой плетью били прямо в церковной лавке

удивительно, что Вы нечисть (во множественном числе) с заглавной буквы пишете... слово "нечистые" в Вашем комментарии написано именно с большой, заглавной буквы. Православные люди такие слова, как "сатана", "дьявол". "ад", "америка", "гейропа", "содом" являющиеся именами собственными и строго по правилам русского языка как бы надо с заглавной писать, пишут со строчной, чтобы не допускать возвеличивания сил зла, а Вы совсем наоборот. Это просто прелестно....

А Вы сами сталкивались с Нечистью или только в детских сказках читали. А когда сталкнетесь тоже будете думать с какой буквы про них писать ?
учитель / 25.07.2022, 16:50

3. Ответ на 2, учитель:

А чего ее окликать эту бездну? Бесы всегда где- то рядом. Меня 2 раза Нечистые какой- то невидимой плетью били прямо в церковной лавке

удивительно, что Вы нечисть (во множественном числе) с заглавной буквы пишете... слово "нечистые" в Вашем комментарии написано именно с большой, заглавной буквы. Православные люди такие слова, как "сатана", "дьявол". "ад", "америка", "гейропа", "содом" являющиеся именами собственными и строго по правилам русского языка как бы надо с заглавной писать, пишут со строчной, чтобы не допускать возвеличивания сил зла, а Вы совсем наоборот. Это просто прелестно....

2.

С точки зрения православного вероучения, медитация – одна из форм окликания бездны. И существует непреложный духовный закон: на всякое окликание бездна всегда отзывается, и тогда солоно приходится окликавшему.
А чего ее окликать эту бездну? Бесы всегда где- то рядом. Меня 2 раза Нечистые какой- то невидимой плетью били прямо в церковной лавке, за то что я записочку за экстрасенса подавал. Такой духовный опыт мало у кого есть. Околонаучная статья без практических фактов взаимодействия с бесовскими силами. А как с пьянством быть , ведь это тоже уход от реальности. В нетрезвом состоянии происходит изменное состояние сознания и пьяницы часто видят бесов и чертей. Мир намного сложнее, чем описывает его современная наука. Простой короновирус стал всемирной катастрофой для современной медицины.
учитель / 25.07.2022, 13:43

1. Сложновато...

" Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия или хождение в присутствии Божием".
В храмах понятно, там священники всему учат... А вот в быту..? Ведь в мозгах "мысли летают вольными птицами", это точно... Методички есть?
Я сам пытаюсь, но это дилетантизм... Например.
1. Временная, напоминающая о присутствии Божием, уставка будильника планшета. ~ Раз в час или в три... Хоть какие-то репера... + по возможности к-н мысленная кратенькая молитовка... Хоть как-то упорядочить...
2. Кольцо и/или браслет-напоминалка; снимешь-оденешь... Дотронешься, взглянешь — вспомнишь...
Стоимость кольца — на ценнике; а вот когда делаешь его элементом сигнальный системы, напоминающем о присутствии Божием.?!
3. По тексту книги вставляешь напоминания о Боге... Ну, с учётом смысла... А то читаешь /слушаешь/ Новый Завет, ни разу не вспомнив о присутствии Божием...
4. Зарядка под молитовку Иисусову с колокольным звоном... Иначе действительно хаос мыслей... Это телек... Пробежка (наушники), проплыв тоже... Только мысленно... А если ещё под /прохладным/ душем о Боге вспомнишь, и потом хоть на несколько секунд удержишь...
5. К-н напоминающие мыслеслова, типа: - "ПОМНИ О БОГЕ", "БО-ЖЕ"... Несколько раз, до оживления памяти Божией...
6. Или страсть, тревожные мысли грызут — зовёшь Святых на подмогу; в этом есть элемент "медитативной практики"? А сам..? Как себя вести..? Или скандал, ругань — как в такие моменты о Боге вспомнить..?
...
*
Может, имеет смысл профиссионалам расписать к-н кратенькую медодичку или примы в этом направлении..? Может, уже есть? Черкнёте, ув. Автор, если не затруднит? Для обычных людей, для современных бытовых условий... Для койки, для засыпания... Нет? Иначе дилетанская отсебятина плучается... Чётки для нашего времени..? Для быта? - Не то... Система, проф. знания нужны...
*
Да, забыл... Можно, конечно, настраиваться на пустоту в могах, или ещё чё, но может что-то из этих приёмов применить к "вслению в душу (сознание, ум... — не знаю?) памяти Божией" в быту? Нет?
Глупость? Извините...
Вот сейчас... Никто из читающих не забыл о присутствии Господа с каждым из нас и со всеми нами? Я — забыл... Только сейчас вспомнил...
Сант / 25.07.2022, 07:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Владимирович Путник
Два патриотизма: коррупция вчера и сегодня
Вспоминая исторические очерки времен Отечественной войны 1812 года
02.07.2024
К проблеме детей мигрантов в российских школах
Взгляд со стороны школьных педагогов и сообществ города Челябинска 
18.05.2024
Ради Бога, довольно, господа!
Актуальная статья вековой давности
05.02.2024
Специальная военная операция и сектантская пандемия
О формировании новой «группы риска» попадания в секты в условиях СВО
24.03.2023
Все статьи Константин Владимирович Путник
Последние комментарии
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от Наблюдатель
05.09.2024 05:53
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Новый комментарий от Агафон
04.09.2024 22:56
Святость и хамство
Новый комментарий от учитель
04.09.2024 21:06
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от С. Югов
04.09.2024 18:34
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от Советский недобиток
04.09.2024 17:41