Как известно, более 10 лет назад лидер движения «Народный Собор» Олег Кассин выдвинул идею создания Евразийского суда по правам человека в качестве альтернативы существующему Европейскому суду по правам человека. Это предложение на протяжении многих лет озвучивалось «Народным Собором» на различных общественных мероприятиях и информационных площадках. По последним мыслям О.Ю. Кассина, Евразийский суд по правам человека можно создать при Евразийском экономическом союзе, либо БРИКС. В дальнейшем, по мере развития и укрепления новой структуры, при ней может быть создан Международный трибунал по расследованию преступлений против человечности.
Всё это наиболее актуально в свете западных санкций против России и вполне логичного и давно ожидаемого патриотической общественностью выхода России из западнических структур и союзов, в частности – из Совета Европы, осуществленного нашей страной 15 марта 2022 года. После этого ЕСПЧ приостановил рассмотрение всех жалоб против нашей страны. Окончательный «развод» со Страсбургским судом закрепил президент России Владимир Путин, подписавший 11 июня закон о неисполнении в стране решений ЕСПЧ, вынесенных после 15 марта 2022 года.
Выход из Совета Европы и отказ Россией исполнения решений ЕСПЧ можно только приветствовать, потому что ЕСПЧ был инструментом политической борьбы против России и традиционных ценностей. Но необходимость защиты настоящих прав как человека, так и, скажем, народов мира, никуда не делась. «Права человека» в западническом бездуховном трансгуманистском понимании и права человека, основанные на национальных законах, нормах морали, традиционных человеческих ценностях – вещи разные. А потому явно нужна международная судебная структура, в которой Россия играла бы определяющую или существенную роль.
Идея создания Евразийского суда по правам человека О.Ю. Кассина позже была поддержана председателем Конституционного Суда России Валерием Зорькиным, бывшим Председателем Правительства России, председателем Ассоциации юристов России (АЮР) Сергеем Степашиным, а также руководителем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным. Известно о начале практической реализации данного проекта: Ассоциация юристов России (АЮР) приступила к работе по созданию альтернативного ЕСПЧ суда по защите прав человека.
И вот теперь сообщается, что сенатор Совфеда Андрей Клишас выступил против идеи О.Ю. Кассина о Евразийском суде, заявив, что для аналога ЕСПЧ в законодательстве России нет места. «Я на 99 процентов уверен, что суда по правам человека у нас не будет, такому суду никакого места в нашей системе нет. Я тогда не понимаю, чем будут заниматься все другие суды в РФ», – заявил сенатор во время выступления на Петербургском международном юридическом форуме.
«Нет места в нашей системе», «не понимаю, чем будут заниматься другие суды в России», говорит Клишас? А почему аналогичные вопросы у него не возникали по отношению к ЕСПЧ? Почему «было место» участию России в этом Страсбургском суде? Почему сенатор тогда знал «чем занимаются суды в России»? А теперь, в случае создания Евразийского суда, уже не знает, чем будут заниматься суды в России? Что за ерунда?
И речь идёт о международном суде, а не исключительно российском? А потому место этого суда нужно искать не в судебной системе именно России, а, например, в будущих международных договорах и соглашениях. Такой «большой юрист», а этого не понимает? Или делает вид, что не понимает? Тем более, что Сергей Степашин для таких «специалистов» уже говорил: «Конституционный суд России сможет заниматься защитой прав человека только внутри страны, а России в любом случае нужна еще одна международная площадка… Защищать права человека надо: и наших граждан, и тех, кто находится за рубежом, и тех, кто находится на Украине», – отметил бывший председатель правительства и министр юстиции.
Так что, хочется пожелать сенатору Клишасу меньше заниматься эквилибристикой понятий, а больше работать, например, предложить наилучшие варианты создания Евразийского суда.
А.А. Клишас – знатный либерал. Доктор юридических наук, считается специалистом по конституционному праву, теории государства и права. Недавно писал о другом «корифее» права и тоже либерале – Павле Крашенинникове. Он тормозит прохождение закона об ответственности за пропаганду ЛГБТ. Крашенинников – «главный юрист» в Государственной Думе, а Клишас – в Совете Федерации. Хорошая спайка! Кроме всего прочего, Крашенинникова и Клишаса роднит то, что вместе с Хабриевой они были сопредседателями рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Разумеется, «сопредседатели» обязаны были руководствоваться мыслями и поручениями Президента, тут особо не забалуешь, нужно держать нос по ветру. Но, будь на их месте иные руководители группы, то и эффект от деятельности рабочей группы был бы выше, поправки в Конституцию – весомее, а работа по дальнейшему совершенствованию конституционных норм в национальных интересах России продолжалась бы и поныне.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель