itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мы не должны быть интеллектуальными донорами других стран»

В Госдуме прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в России

Вячеслав Володин  Санкции против России  Госдума РФ  Закон об Образовании в РФ  Санкции Запада и ответ России 
0
715
Время на чтение 6 минут
Фото: duma.gov.ru

В Государственной Думе под председательством председателя ГД Вячеслава Володина прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в РФ, сообщает сайт нижней палаты парламента.

Многодетность должна быть поддерживаема и популярна

Речь о необходимости широкого обсуждения вопроса выхода из Болонской системы и возможных последствиях такого шага шла на пленарном заседании 7 июня. 

В ходе слушаний председатель ГД обратил внимание ректоров и представителей вузовского сообщества на важность критерия качества, а не количества в системе образования, недопустимость антироссийской пропаганды в образовательном процессе, а также предложил проводить курсы повышения квалификации специалистов только на базе ведущих вузов страны и отдавать приоритет практическим очным занятиям, а не онлайн-обучению.

«Когда речь пойдет о принятии решений по итогам слушаний, будем инициировать изменения в законодательство», — добавил Вячеслав Володин.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что для успешного развития системы образования необходимо уделить внимание всем его ступеням — от школы до вуза. По его словам, в отечественном высшем образовании есть хорошие традиции в обучении математиков, физиков, инженеров и такую модель обучения можно распространить на все сферы.

Кроме того, присоединение к Болонской системе не привело к автоматическому признанию российских дипломов — эта работа ведется системно на основе многосторонних соглашений, подчеркнул Валерий Фальков. «Важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и по модели, которые в первую очередь соответствуют интересам нашей страны, чтобы мы не стали интеллектуальными донорами других стран», — подчеркнул он.

В своем выступлении министр назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования. Первый — направленность всей системы на развитие интересов страны, достижение национальных целей. В реалиях сегодняшнего дня это обеспечение технологического суверенитета, отметил Валерий Фальков.

Второй принцип — открытость, развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован;  третий — фундаментальность. Как отметил министр, залогом качества образования должно стать сочетание фундаментальности и практичности.

Четвертый принцип — гибкость: она должна исходить из запросов экономики, работодателей, считает Валерий Фальков. Помимо этого важна практичность: образование должно быть востребовано, добавил министр.

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на слушаниях отметил, что во многих областях знаний получение квалификации магистра за два года без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования.

Также он предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России. Первая —  специалитет на пять–шесть лет с получением одной или двух квалификаций. Этот вариант он считает приоритетным: так надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.

Вторая —  бакалавр + магистр по интегрированным специальностям: это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. Вариант предполагает возможность выхода с траектории после диплома бакалавра, однако статистика МГУ показывает, что 90 % выпускников предпочитают именно эту модель, тем самым вариант прошел проверку временем, добавил Виктор Садовничий.

Третья — оставить доминирующую сейчас модель бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема: она преимущественно нужна для иностранных граждан.

«Конечно, не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится», — заключил Виктор Садовничий. 

Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев назвал ключевой фигурой в системе образования преподавателя. По его словам, следует обеспечить педагогам достойное финансовое вознаграждение.

Помимо этого важнейшим показателем качества высшего образования является способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать решения, эффективно действовать во всех сферах производственной и общественной жизни в отсутствие жесткого контроля и принуждения, следуя при этом принятым в российском обществе духовно-нравственным идеалам, добавил депутат.

Дискуссия не обошлась без вопросов об онлайн-обучении. Председатель ГД обратил внимание Министра на то, что «диванное образование в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к плохим последствиям». Валерий Фальков с заявлением согласился.

«Практическая, проектная деятельность — ее, как ни пытайся, не организуешь удаленно. Это и было самым сложным: когда инженер не мог прийти во время ковида на соответствующий полигон и нормально руками поработать, позаниматься. Это само собой, это святое», — подчеркнул Валерий Фальков.

Озабоченность этим разделил и ректор МГУ.

«Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, — это наше будущее. И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят. Все мы вырастали в школах Колмогорова, Седова и так далее. Это было очень важно — ходить по коридорам со своим учителем и обсуждать, что делать», — отметил Виктор Садовничий.

С выходом России из Болонской системы студентам не стоит бояться непризнания дипломов. В этом Валерий Фальков также заверил участников слушаний. 

«Иными словами, членство в Болонской системе не подразумевало признания дипломов. А на это влияет двустороннее соглашение либо межвузовские коммуникации», — отметил Вячеслав Володин.

«У нас есть 43 соглашения — именно на основе них принимаются решения. Нет ни одного пока случая, где бы мы сделали шаг назад», — добавил министр.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев заявил, что должны дать возможность пользоваться публичной собственностью вузов всем, но на основе правил, установленных на федеральном уровне. Также он обратил внимание на то, что мобильности и единообразия не удалось до сих пор добиться в системе высшего образования России.

Новая модель должна учитывать традиции, «мегапредметность», практикоориентированность и новые вызовы, отметил ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев. «Бакалавр — это незавершенное высшее образование», как в советское время, считает он, а магистратура должна быть «дополнительной опцией, ступенью в карьерном росте».

Ректор ПМГМУ им. И.М.Сеченова, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений Петр Глыбочко обратился с просьбой убрать слово «услуга» из законодательства о медицинской деятельности. «Мы оказываем медицинскую помощь», — подчеркнул он.

Вячеслав Володин поддержал предложение. «Это самое малое, что мы можем сделать для медицины. Договорились», — сказал председатель ГД.

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, президент РУДН Владимир Филиппов отметил, что Россия реализует самый большой специалитет среди всех стран, где реализуется эта система. Он напомнил, что еще два года назад на Совете при Президенте обсуждали, в какую сторону двигаться от системы 4+2.

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов отметил важность формата больших парламентских слушаний «для осмысления проблем и принятия верных решений и достойных законов». Он поблагодарил Председателя ГД Вячеслава Володина за инициативу их проведения. 

«Грубой ошибкой было принудительное введение в России системы «бакалавр–магистр» федеральным законом от 2007 года. Это решение принималось по идеологическим мотивам. Российская политическая элита тогда хотела прорубить в Европу не окно, но целые ворота для своих детей», — заявил первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин (фракция КПРФ).

По мнению депутата, «мы должны стремиться к международным стандартам, если они превышают наши собственные. Если же наши стандарты выше международных, ориентироваться на них не следует». 

Заместитель председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой заявил о том, что уже в осеннюю сессию парламентарии могут выйти на принятие законодательных решений, которые меняют принципы высшего образования и образования в целом в нашей стране. 

«Идеи, ради чего человек должен учиться, чему он должен служить, гражданской позиции, к сожалению, нет ни у преподавателей, ни у студентов», — посетовал Петр Толстой. 

Также заместитель председателя ГД призвал снижать зависимость российских ученых от мнения западного научного сообщества и не оценивать их достижения по наличию зарубежных публикаций.

Первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил, что ключевой вопрос, который необходимо рассматривать при реформировании системы высшего образования, — это гибкость образовательных программ, практикоориентированность, вопросы академической мобильности. 

«Самое главное — чтобы наши преподаватели работали комфортно и продуктивно. Важно обратить внимание на нормативы педагогической загрузки. Наша задача — снять все возможные законодательные, бюрократические барьеры, создать условия для устойчивого развития этой сферы», — отметил Александр Мажуга.

По словам руководителя фракции ЛДПР, председателя Комитета по международным делам Леонида Слуцкого, у России появился шанс вернуться к лучшей системе образования, которая когда‑либо существовала.

«Мы должны поставить четкий диагноз тому эксперименту, который мы ставили на молодежи два десятка лет», — добавил Леонид Слуцкий.

Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов в своем выступлении особо подчеркнул, что «высшее образование должно быть бесплатным везде и для всех, особенно первое». По его словам, это крайне важно в стратегических отраслях. 

Парламентарий также поддержал предыдущих выступающих, заявив, что при реформировании системы высшего образования необходимо руководствоваться здравым смыслом и интересами России.

По мнению руководителя фракции «Новые люди» Алексея Нечаева, не важно, сколько лет учить, — важно, чему и как. А бюджетные деньги лучше тратить не на лишний год обучения, а на ремонт общежитий и другие насущные нужды, считает депутат. Алексей Нечаев считает, что дискуссия о том, была ли в РФ Болонская система, — просто размытый мыльный пузырь. По его словам, в РФ стоит проблема качества высшего образования.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Надо же – «вспомнили»?



Как-то довелось услышать "местную" историю про человека (вызывающе!) не верившего в существование Творца и не раз во всеуслышание заявлявшего (с бравадой?) то «односельчанам»… Только однажды пришлось ему на запряженной повозке в вечер переезжать реку… А прямо перед мостом конь «возьми» да («ощерившись»?) вздыбься! И ни в какую "не заступать" на переправу! «Возничий» и так и…этак! Ну, почти», как в фильме «про Шурика» в эпизоде с упрямым ослом… Только там все выглядело привлекательно-романтично, а в случае реальном человека обуял страх! И вырвался возглас: – «О, Господи! Да что же это такое?» И услышал (гогочущий (!) – по рассказанному) ответ: - «Что, вспомнил о Боге?
И вот - чем в определенном смысле не «параллель»?
«Важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и по модели, которые в первую очередь соответствуют интересам нашей страны, чтобы мы не стали интеллектуальными донорами других стран», — подчеркнул, по утверждению РНЛ, на парламентских слушаниях Фальков…
Ну надо же – «вспомнили-таки» про «интеллект»? Сначала ликвидировав НИИ и КБ «разогнали» научных работников, конструкторов по «блошиным рынкам», по сути сгнобили поколение способных творить-производить, передавать навыки-опыт (и не только их!), а теперь… «разводим» маниловщину о «технологическом суверенитете»?

2. Остапу Бендеру: «Пошто кассовый сбор? - На ремонт ПРОВАЛА! Чтобы еще глубже не… проваливался. ( интерпретация-вариация из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова)



РНЛ:
«По словам руководителя фракции ЛДПР, председателя Комитета по международным делам Леонида Слуцкого, у России появился шанс вернуться к лучшей системе образования, которая когда либо существовала.
«Мы должны поставить четкий диагноз тому эксперименту, который мы ставили на молодежи два десятка лет», — добавил Леонид Слуцкий.»
//////////////////////////////////
Чего здесь неясного-то - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОВАЛ? И данный материал парламентских слушаний – разве не тому ли подтверждение?

PS
Относительно возврата «к лучшей системе образования» Слуцкий НЕПРАВ по нескольким причинам, главная из которых… Пусть продолжат… вместе с Зюгановым.

1. «Опаньки»! – как порой говорит Яндекс?


РНЛ:
«Четвертый принцип — гибкость: она должна исходить из запросов экономики, работодателей, считает Валерий Фальков. Помимо этого важна практичность: образование должно быть востребовано, добавил министр...»
////////////////////////////////////
И к чему тогда эти усилия в прозвучавшем на парламентских слушаниях множестве конкретных авторитетно-дельных предложений участников если… на самом «верху» «системы» в который раз «обозначилось» (?) тривиальное НЕПОНИМАНИЕ смысла образования и… недостаточности работы в области ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ? В подтверждение последнего - например, не следующий ли нагляднейший фрагмент текста:
«В своем выступлении министр назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования. Первый — направленность всей системы на развитие интересов страны, достижение национальных целей. В реалиях сегодняшнего дня это обеспечение технологического суверенитета, отметил Валерий Фальков»?
Комментарии (дальнейшие), как говаривал советский спортивный обозреватель и народный артист Николай Озеров – излишни?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Вячеслав Володин
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто пятьдесят пятый
28.07.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто пятьдесят четвертый
27.07.2022
«Однополярная модель себя изжила»
Очевидно, что процесс дедолларизации во всем мире запущен, и его не остановить
26.07.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто пятьдесят третий
26.07.2022
Все статьи темы
Санкции против России
О девалютизации России
У России есть только две «дружественные валюты» – российский рубль и золото
08.08.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестьдесят шестой
08.08.2022
Ваня Ургант всё ещё «смеётся»
Большего плевка придумать сложно, как вернуть «фекального весельчака» на телевидение
08.08.2022
Укрепление рубля — это головная боль для оставшихся в России банков
Из-за укрепления российской валюты цена активов стремительно растет, и сбыть их становится невозможно.
07.08.2022
Все статьи темы
Госдума РФ
Важные решения Государственной Думы
Пограничники – участники спецоперации – получили статус участников боевых действий, принят в первом чтении законопроект о целевом наборе в вузы, изменен срок внесения проекта бюджета
15.07.2022
Идёт борьба с содомией или изображение процесса?
Государственная Дума всё же планирует принять закон о запрете гей-пропаганды
15.07.2022
«Обеспечить технологический суверенитет нашей страны»
Денис Мантуров утвержден в должности вице-премьера – министра промышленности и торговли России
15.07.2022
Мир застыл в напряжении
В преддверии экстренного заседания Госдумы и возможного Совфеда РФ
14.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Исторический смысл настоящей эпохи
Новый комментарий от Лев
08.08.2022 17:50
Ваня Ургант всё ещё «смеётся»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.08.2022 16:40
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от Александр Волков
08.08.2022 16:30
Демографическая реформа
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
08.08.2022 16:26
О необходимости создания Банка криминальных мозгов
Новый комментарий от Константин В.
08.08.2022 16:04
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Денис Никонов
08.08.2022 15:58
Почему вернулся фашизм?
Новый комментарий от александрович
08.08.2022 14:19