Размышления над статьей культуролога Андрея Карпова «Когда что-то не идёт по плану, это плохо… или хорошо?» автор предпочел оформить в форме диалога – не только для большего придания живости и убедительности беседе, но также чтобы читатель мог сам выбрать, чья сторона ему предпочтительнее. Возможно, что вовсе и нет такой стороны – а есть лишь два равновозможных взгляда на обсуждаемый предмет.
Мы хотим, чтобы задуманное нами непременно исполнилось. Для чего ещё существуют планы, как не для того, чтобы жизнь наша выстраивалась в соответствии с ними? Когда всё идёт по плану, можно считать, что ситуация близка к идеальной; и это хорошо. Но с духовной точки зрения – хорошо ли?
Всё зависит от идеала, который мы стремимся воплотить в жизнь. Если идеал – христианский, то, разумеется, хорошо. Планы – это лишь технология, реализация пути к идеалу. Они не хороши и не плохи. К тому же часто меняются, если мы обнаруживаем, что у нас не достает ресурсов, или план нас вовсе не ведет к идеалу.
С духовной точки зрения – хорошо следовать христианскому идеалу. А вдвойне хорошо, если мы следуем ему не по наитию или от случая к случаю, а движемся к цели последовательно и неуклонно. Можно сказать, что по плану.
Если мир всегда с готовностью прогибается под меня, то зачем мне Бог? Успех в делах искушает: легко посчитать, что ты управляешь реальностью.
Андрей Карпов описал ситуацию, близкую к фантастической. Мир никогда с готовностью не прогибается под наши начинания. Он всегда требует от нас жертвы: ресурсов, концентрации сил, напряжения воли и даже залога бессмертной души (как в случае с Фаустом). Искушает не успех, а диавол. Успех обычно приходит, если имярек уже поддался искушению.
Профессионалы в гипотезе Бога не нуждаются, надо лишь понимать, как устроена механика сущего, и тогда всё будет зависеть от верной руки, которая в нужный момент перебросит передачу с одной шестерни на другую.
Во-первых, не надо поминать Бога всуе. Для забивания гвоздя в стену не надо призывать Господа – достаточно взять в руки молоток. Во-вторых, «профессионал» – это функционал, который не надо абсолютизировать и отождествлять с личностью. Тем более, что мастер своего дела и успешный профессионал может ходить в Церковь и быть весьма праведным товарищем. Как там у Френсиса Бэкона? «Малое знание уводит от Бога, большое – приводит к Нему».
Речь опять же идет не о «профессионализме» как таковом, а о духовной интенции человека. Дилетант и полный оболтус разве не может быть максимально удален от Бога, даже если никогда не выполнял лабораторной работы «Зубчатые передачи, планетарные редукторы и шестерни»?
Поэтому успешный человек естественным образом склоняется к атеизму.
Это только если мы «естественным образом» обозвали совершенно противоестественный современный образ жизни, заточенный на успех, «потреблянство» и «Бери от жизни всё!». Мы же хорошо помним 90-е, как нас ломали через колено, и как нам впаривали богомерзкую идеологию мамоны и культ успешности.
Душа человека – христианка. К атеизму ее толкает не естество, а общественное сознание, «культурная гегемония» по Грамши. Об этом еще ап. Павел вразумлял неразумных коринфян: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
Но если он в силу каких-то причин (культурной среды или воспитания) сохраняет религиозность, это может быть ещё опаснее. Если я верю в Бога и при этом мои планы с завидным постоянством удачно реализуются, я могу прийти к мысли, что я угоден Богу. Что Бог действует через меня и мои планы осенены благодатью свыше. Я — агент Бога. Он принял и благословил то, что я делал вчера, следовательно, и сегодняшние мои действия – исполнение Его воли.
Это голимый протестантизм. Разумеется, он опасен, как и всякая ересь.
Рано или поздно наступает момент, когда наши планы не выдерживают столкновения с реальностью, и тогда возникает необходимость в их коррекции. Профессионал, далёкий от религиозности, интерпретирует происходящее как погрешность в расчётах. Какие-то значимые факторы оказались не учтены, поэтому ситуация вышла из-под контроля. Понятно, что надо делать: необходимо заново произвести оценку всех обстоятельств и выработать новое решение с учётом уже всех факторов, включая и упущенные ранее. Принципиально же ничего не меняется. Независимо от того, как часто может требоваться переоценка, потребности ввести в картину мира Бога не возникает.
Помилуйте, но разве верующий человек не планирует свою жизнь? «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» – говаривал Ильич. Современный человек с ног до головы «имплантирован» в общественные социально-экономические институты, которые требуют от него ответственности за ближних, а следовательно, планирования в режиме 24/7. Образование детей, здоровье родителей, карьера, жилье – всё это в мире капитализма получается не по мановению волшебной палочки, а путем нашего каждодневного планирования.
Понимаете, проблема несколько глубже… Бог давно удален, «канселирован» из картины современного мироздания. Введение Бога в себя и в свою жизнь – это всегда подвиг веры. Который никак не может вытекать из внешних обстоятельств. Невольник не богомольник.
Человек удовлетворяется тем, что, как он думает, каждая новая итерация, каждый новый цикл планирования повышает качество его понимания происходящего.
Один человек удовлетворяется, другой не удовлетворяется. Зачем делать настолько далеко идущие обобщения?
И далеко не всегда «новый цикл планирования повышает качество понимания происходящего». Обломы случаются сплошь и рядом. Наши горячо любимые либералы, чубайсы всяческие, – планировали-планировали, а 24 февраля громадью их планов пришел полный кирдык.
Если кризис настигает того, кто привык считать, что его поступки априори богоугодны, он интерпретирует это как проблему коммуникации между ним и Богом. Бог его не слышит. Сигнал не проходит, а значит его следует усилить. Язычник в таких случаях приносил жертвы, чем критичнее ситуация — тем более обильные или кровавые. Человек, исповедующий христианство, обладает знанием, что Бога нельзя купить, поэтому он ищет варианты, сохраняющие дух жертвы, но форма которых может весьма далёкой от простого увеличения суммы, бросаемой в ящик «для пожертвований». Например, он увеличивает милостыню.
В данном тезисе «христианин» ничем не отличается от язычника. Ровно так же увеличивает жертву, деньгами пытается задобрить Бога. Ну молодец какой: не тушками животных, а баблом, заработанным на торговле наркотиками, откупается. Это жертва не для Иисуса – а для Иеговы какого-то. Православие отрицает тесную корреляцию между милостыней и воздаянием в бренном мире. Бренный мир – юдоль печали, данная нам для вразумления, а не для налаживания «бизнес-контактов» с Господом. Чем менее корыстна наша молитва, тем милее она Господу.
Поэтому единственно правильной реакцией на затруднения с исполнением наших планов является покаяние.
Категоричные утверждения обычно слишком категоричны, чтобы быть верными. Они хорошо работают в математике, а в духовной области – не очень. Покаяние – это мгновенная, «реактивная» реакция. Типа «был неправ, Господи, прошу загладить и искупить». Это верная реакция, но далеко не единственная. Более же мудрой «реакцией» (не столько реакцией, сколько образом жизни) является смирение, отказ от собственных эгоистических помыслов: «Да будет не моя, но Твоя воля, Господи!».
А когда человек начинает заниматься своими грехами, ему уже не до планирования своей внешней активности.
Ох уж эти ложные противопоставления! «Быть можно дельным человеком, / И думать о красе ногтей». Можно заниматься и тем, и другим, если «верно расставлены приоритеты». В конце концов, борьба с грехами может и должна опираться на планирование. Как мы будем бороться с общественным грехом, со сребролюбием, например? Разве не переходом от рыночной экономической модели к планированию?
Ставить себе цели и стремиться к их достижению кажется разумной стратегией, но на поверку оборачивается своеволием и отпадением от Божией воли.
Мы пришли к тому, с чего начали. Ставить цели можно и нужно – например, спасение души или забота о ближнем. Важно лишь отключение эгоистического своеволия из помыслов, ибо эго – проводник всякого греха. Война с грехом – вот, к чему мобилизовал нас Господь. Есть ли у нее план? Война план покажет…
Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир
7. В продолжение…
6. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется… (Ф. И. Тютчев)
«Мы хотим, чтобы задуманное нами непременно исполнилось... … Когда всё идёт по плану, можно считать, что ситуация близка к идеальной; и это хорошо. Но с духовной точки зрения — хорошо ли?
Андрей Костерин:
«Всё зависит от идеала, который мы стремимся воплотить в жизнь. Если идеал – христианский, то, разумеется, хорошо.»
/////////////////////////////////
Представляется, что такие «вещи» полезно рассматривать не отвлеченно-абстрактно, а на конкретных примерах…
Например, вот сейчас «на слуху» в связи «с датой» - поэт Роберт Рождественский – с приводимыми фактами биографии, среди которых - «стихосложения» школьных лет, . отправка «сочиненного» в Литинститут имени Горького и… отказ по «причине» «творческой несостоятельности»? А ведь, «наверное» до того «строился» (пусть и в мечтах?) план? И как оценить произошедшее с точки зрения «духовной»? «Большое видится на расстояньи – издалека»? Ну так «увеличим» дистанцию… Рождественский все-таки поступит в Литинститут – но со второй попытки… То есть «налицо» и здесь «крушение» плана? А может быть… «план» поэта оказался несогласованным с ПЛАНОМ «вышестоящей» ИНСТАНЦИИ? Вот и «подоспела» первая «оценка» - на все Воля Божья, а грешник – «пешка», необоснованно (или преждевременно?) возомнившая себя ферзем? Т.е. в этой теме напрашивается «смещение акцента» в сторону более ДЕТАЛЬНОГО рассмотрения ВЫБОРА, совершаемого человеком… Мог же, в «конце-концов» Роберт Рождественский, например, после первой неудачной попытки поступления вообще наотрез отказаться от дальнейшей реализации «плана»? Но "что" "не дало" это сделать?
5. Ответ на 4, Полтораки:
4. Ответ на 1, Потомок подданных Императора Николая II:
3. Ответ на 2, Vladislav:
Господь так делает - но для святых, которые живут в Боге.
К нам Он тоже милостив - но не совсем так, как мы это помышляем ("Если хочешь рассмешить Бога - расскажи Ему о своих планах").
Он нас попускает, как истинно любящий Отец. Ну хочется вам, дети малые, возиться в песочнице, строить песочные замки, собирать фантики и кидать друг в друга песочные кулички - ну и совок вам в руки!
Святому не нужен план (он уже пришел в "родную гавань"), а для грешников Бог не строит план, а ставит цель (заповеди - может быть, слышали о них?). Планы строим мы, грешные: как постичь Божий Промысл или как манкировать Его. Война - это предельный случай, что мы заигрались и позабыли о Господе. Война - это час Бога, когда Он, наконец, всех решил призвать к ответу. Кого в наказание - кого во спасение: "...убойтесь Бога и воздайте Ему Славу, ибо наступил час суда Его" (Откр.14:7).
2. Война план покажет
1. )