Их соединила Порт-Артурская икона

Памяти Предстоятеля РПЦЗ митрополита Илариона

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
826
Время на чтение 17 минут
Фото: из личного архива автора

Когда 17 апреля нынешнего 2022 года в Свято-Николаевскую братскую церковь гор. Бреста был доставлен список Порт-Артурской иконы Божией Матери, у меня появилось желание рассказать об этом событии. Суть вопроса состояла в том, что автор этого списка, иконописец Михаил Михайлович Осипенко (старший), задолго до означенного события заболел идеей написания образа «Торжество Пресвятой Богородицы» для Белоруссии. Почему именно для Белоруссии?.. Ответ лежал на поверхности. Потому что к 2019 году, когда возник замысел написания Иконы для братской республики, списки Порт-Артурской иконы, усилиями иконописцев Михаила и Сергия Осипенко уже находились во многих храмах и монастырях, не только России, но также Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Если говорить о Дальнем Зарубежье, то иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», за прошедшие неполные 20 лет появились – на мемориальном кладбище Порт-Артура (г. Люй-Шунь, Китай), в кафедральном соборе гор. Дамаска (Сирия), в церкви Василия Острожского гор. Шабац (Сербия), в соборе Андрич-града гор. Вышеград (Республика Сербская). К республикам Ближнего Зарубежья прежде всего относится Украина и Донбасс. В 2014-15 годах списки этой иконы пришла в Киев, Измаил, Одессу, Изюм, Луганск, Донецк. Не раз привозили образ Порт-Артурской Божией Матери в Грузию и Абхазию.

На южной границе Северной Осетии, в Иверском мужском монастыре находятся две иконы работы Михаила Осипенко – «Торжество Пресвятой Богородицы» и «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Есть списки Порт-Артурской иконы в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе. Белоруссия оставалась единственной республикой, в которой образ «Торжество Пресвятой Богородицы» не побывал ни разу. И вот, 17 апреля, на Праздник «Входа Господнего в Иерусалим», чаяние теперь уже покойного иконописца исполнилось. Написанная им в 2020 году Порт-Артурская икона прибыла в Свято-Николаевскую братскую церковь гор. Бреста.

Но, увы, время шло, а статью по этому поводу автор так и не написал. Как бывает в подобных случаях, мирская суета с ее неотложными делами не позволяла сразу взяться за дело. Но, вот, прошло четыре недели, и случилось другое событие, которое заставило автора приступить к написанию данного материала. 16 мая сего года скончался Предстоятель РПЦЗ, митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Иларион. Иконописец Михаил Осипенко, его старший сын Михаил и автор этой статьи, были лично знакомы с Владыкой Иларионом. А потому, написание данного материала стало уже не пожеланием, но обязанностью.

В ночь с 26 на 27 февраля 2021 года, от сердечного приступа скончался известный в России иконописец Михаил Михайлович Осипенко.

С конца 80-х годов, средства массовой информации, как светские, так и церковные, неоднократно писали о семье иконописцев Осипенко. Но, прошли годы, и за это время, ушли в мир иной, не только Михаил Самуилович – отец иконописца, но, также его старший сын – Михаил, затем сестра Наталия и брат Николай. В апреле 2015 года скончался Андрей Савостицкий (+ инок Алексий), неизменный помощник в богоугодных делах. Теперь пришла очередь его самого.

В город Покров семья иконописцев приехала в 1975 году. На этот переезд их благословил Всероссийский старец архимандрит Кирилл (Павлов). Но, перед тем, как осесть в городе с именем Пресвятой Богородицы, пришлось претерпевать гонения в течение целых 14 лет.

Потомки Златы Сергеевны и Михаила Самуиловича Осипенко называют свою маму главным духовным «мотором» их семьи. Отец же отвечал более за профессиональную сторону. Даже когда Михаил Самуилович был рукоположен во священника, он продолжал заниматься своим главным делом – писал и реставрировал иконы, расписывал храмы. Злата Сергеевна воспитывала детей, вела домашнее хозяйство, но более всего, молилась Богу. В течение нескольких лет она окормлялась у прп. Кукши Одесского, а после его кончины стала духовной дочерью старца Кирилла (Павлова).

Оба духовника отметили в Злате Сергеевне Божью искру, и порой подолгу беседовали с ней, стараясь передать свои знания и опыт. Отец Златы Сергеевны протоиерей Сергий Яхлаков был потомственным священником. В сентябре 1942 года он принял мученическую кончину. Мама ее, Серафима Васильевна, была дочерью священника Василия Углецкого, погибшего в застенках НКВД в Великом Устюге в августе 1931 года. Вся ее жизнь с раннего детства прошла в лишениях и скорбях, а потому неудивительно, что в зрелые года Злата Сергеевна мыслила как старица. Беседы духовников с ней, а более всего их молитвы, принесли благодатные плоды.

Вскоре после прибытия в Покров, о семье узнали церковные власти Владимирской епархии. Тогда правящим архиереем был Владыка Серапион. А потому, не случайно, что в реставрации древнего Успенского собора, семья приняла самое активное участие. Близилась международная Олимпиада в Москве 1980 года. И ради иностранных гостей, партийные власти стали приводить в должный вид памятники «Золотого кольца». После работ в Успенском соборе, у семьи стали появляться и другие церковные заказы.

Прославлять же образ «Торжество Пресвятой Богородицы», именуемой как Порт-Артурская, Михаил Михайлович стал далеко не сразу. Переломным событием здесь стали реставрационные работы в храме свт. Николая городе Киржач Владимирской области. Настоятелем этого кладбищенского храма был протоиерей Андрей Каменяка, который до перевода в Киржач, в течение семнадцати лет служил в городе Покров.

Здесь, в кладбищенском Никольском храме, иконописцы Сергий и Михаил увидели незнакомый им образ «Торжество Пресвятой Богородицы». В правом же приделе находилась икона свт. Феодосия (Углицкого) архиепископа Черниговского. Мама Михаила и Сергия, Злата Сергеевна, принадлежала по женской линии к древнему священническому роду Углицких. Поэтому, наличие в этом храме иконы покровителя семьи и рода, ко многому обязывало.

По рассказу церковной старосты, образ «Торжество Пресвятой Богородицы» был доставлен в Киржач с Дальнего Востока в 1905 году. Прибыла икона вместе с ранеными матросами, которые в госпитале Киржача проходили долечивание. Поместили же образ в находящийся в центре города Благовещенский монастырь.

После революции монастырь был закрыт, а потому образ Дальнероссийской Божией Матери после долгих злоключений оказался в кладбищенском храме. В самый канун войны, когда партия большевиков поставила цель уничтожить Православие, Порт-Артурская икона была плотно запакована и спрятана в погребе посёлка Новосёлово. Рядом с этим посёлком 27 марта 1968 года разбился самолет с Ю.А. Гагариным и В.С. Серёгиным. Порт-Артурскую икону к тому времени перенесли на прежнее место, в храм свт. Николая Киржаче.

Узнав историю этого необычного образа, братья загорелись желанием написать его список. Первый список был создан иконописцем Сергеем Михайловичем Осипенко. Когда в 1993 году в Белом Доме Москвы состоялась выставка работ семьи Осипенко, то образ «Торжество Пресвятой Богородицы» занимал там центральное место. При эвакуации выставки, именно эта икона была утрачена. Спустя некоторое время, Михаил Михайлович приступил к написанию другого списка, взамен утраченного. Долгое время икона находилась в доме иконописца, но, как оказалось, в этом был Божий промысл. Именно она весной 2003 года отправилась из Санкт-Петербурга в Китай на мемориальное кладбище Порт-Артура. Особую помощь в доставлении этого образа в Китай оказал вице-адмирал Михаил Васильевич Моцак (+ 19-10-2019). Именно благодаря ему крестоходцы получили благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, а также визы для въезда в Китай.

Не будь такой помощи, благие намерения со стороны Андрея Савостицкого и еще троих участников его группы закончились бы ничем. Самоочевидно, что Господь видел искреннее дерзновение крестоходцев, а потому пришел к ним на помощь. Повеление Божией Матери, о необходимости доставления Порт-Артурской иконы в крепость на Дальнем Востоке, было исполнено, хотя и столетием позже. Именно эта духовная победа и побудила Михаила Осипенко к написанию еще одного списка. Он не ведал тогда, что напишет более пятидесяти таких икон.

Чтобы понять, почему Михаил Михайлович написал более пятидесяти списков Порт-Артурской иконы, прославляя таким образом Царицу Небесную, надо рассказать об одном случае. 6 мая 2004 года Андрей Савостицкий и Михаил поехали с образом «Торжество Пресвятой Богородицы» на Патриаршее богослужение в храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Образ этот, как уже было сказано, побывал в 2003 году на мемориальном кладбище Порт-Артура в Китае. Когда Патриарха Алексия II известили о прибытии иконы, то он вызвал иконописца в алтарь. На вопрос Святейшего: «Что он хочет?», Михаил ответил: «Ваше Святейшество, благословите пронести Порт-Артурскую икону, в День Победы, по Красной площади».

Патриарх задумался, и затем ответил: «Божье дело. Благословляю». Тогда Михаил набрался духа, и вновь обратился к Предстоятелю Церкви: «Ваше Святейшество. Благословите прославлять образ «Торжество Пресвятой Богородицы». Патриарх смиренно и понимающе улыбнулся, после чего преподал иконописцу свое благословение. По всей очевидности, Святейший запомнил эту дерзновенную просьбу, потому что, в феврале 2008 года, он прославил своим Указом иконы «Августова Победа» и «Торжество Пресвятой Богородицы».

Этот, побывавший в Порт-Артуре именитый список, объехал потом Россию, Украину, Иверию, Абхазию, Сербию, а в декабре 2005 отправился в Австралию, побывав во всех приходах и монастырях далекого континента. Сопровождал икону старший сын иконописца Михаил. С той поры у отца и сына началось общение с архиепископом Австралийским и Новозеландским Иларионом. Они переписывались с Владыкой по электронной почте. Поздравляли друг друга с праздниками. Промыслительно, что именно Владыка Иларион стал вскоре Предстоятелем РПЦЗ. С 2008 года, этот образ, после того как объехал полмира, утвердился в Храме Христа Спасителя в Москве.

Исполняя благословение Патриарха Алексия II-го, Михаил стал работать над новыми списками Порт-Артурской иконы. А потому, образ этот стал множиться и расходиться во все концы России и Зарубежья. В августе 2010 года, вместе с Андреем Савостицким и сыном Михаилом, иконописец поехал в китайский город Люй-Шунь, на восстановленное мемориальное кладбище воинов Порт-Артура. Именно тогда благословение Божьей Матери было исполнено во всей полноте. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» навсегда остался в Князь-Владимирской часовне мемориального кладбища.

В том же 2010 году, в Сирии начались военные действия. Михаил стал думать о необходимости помощи Антиохийской Православной Церкви. Валентина Алексеевна Ланцева, президент Фонда Апостола Павла, сама вышла на иконописца. Эта мужественная женщина с самого начала пыталась поехать в стреляющий регион. Но из-за боевых действий посольство Сирии ответило отказом. Тогда Валентина Алексеевна стала действовать по церковной линии. Ее работа увенчалась успехом. В начале ноября 2011 года было получено благословение Патриарха Антиохийского Игнатия IV. Всего через неделю в Дамаск должен был вылететь Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Оставалось уповать только на Божье чудо, так как для составления документов искусствоведческой экспертизы уже не оставалось времени. 11 ноября икону повезли сразу в аэропорт Шереметьево. И чудо случилось. Командир лайнера, взяв всю ответственность на себя, пронёс образ «Торжество Пресвятой Богородицы» в свою кабину. Она так и летела, стоя за спинкой кресла пилота, освящая воздушное пространство от Москвы до Сирии. На следующий день, 12 ноября 2011 года, в Дамаск прибыл Святейший Патриарх Кирилл. Находящаяся в кафедральном собора икона встретила Предстоятеля Русской Православной Церкви в Своем Торжестве.

Первое знакомство автора с митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским Иларионом произошло 2-го февраля 2009 года. Владыка приехал тогда в Россию, дабы принять участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, а затем и интронизации избранного на Соборе Патриарха Кирилла. Вместе с Владыкой Иларионом на Собор из Австралии прибыл благочинный штата Виктория протоиерей Михаил Протопопов. Отец Михаил прибыл в Россию не только для участия в Поместном Соборе, но и для того чтобы вручить Михаилу Осипенко (младшему), к тому времени уже президенту благотворительно фонда «Порт-Артур», орден «Помни Лиенц». Награда эта была вручена Михаилу за то, что он провёз в декабре 2005 – январе 2006 годов Порт-Артурскую икону по приходам и монастырям Австралии. Образ этот также присутствовал 23 декабря 2005 г. на открытии 41-го съезда Православной молодежи, а затем, в течении нескольких дней освящал его работу. Награждение орденом «Помни Лиенц» было в определенной степени знаковым. К 2009 году в России только девять человек удостоились получить эту награду. Михаил Осипенко (младший) стал десятым по счёту орденоносцем.

Как говорит житейская мудрость – чтобы составить верное мнение о человеке, надо довериться первому о нём впечатлению. Первое впечатление о Владыке Иларионе было таким – смирение глубинное, соединенное с такими же глубинными мягкостью и интеллигентностью. Причём, интеллигентность у Владыки была настолько органичной и естественной, что невольно пришло понимание – оно оттуда. Оно из дореволюционной России. Здесь, в России нынешней, автору никогда не приходилось встречать столь глубоко интеллигентных и смиренных людей.

После награждения Михаила Осипенко (младшего) орденом «Помни Лиенц», Владыке Илариону и протоиерею Михиалу Протопопову был принесен ответный подарок. Он состоял из брошюры о Порт-Артурской иконе и отпечатанного в Софрино аналойного образа «Торжество Пресвятой Богородицы». Автор этого материала подарил Владыке журнал «Духовный собеседник» со своей статьей о Сергие Фуделе, и написанный незадолго до этого акафист Вел. князю Сергию Александровичу Романову. Несколько позднее митрополит Иларион сообщил Михаилу (младшему) по электронной почте о том, что акафист им прочитан. При этом выразил благодарение Богу за то, что такой акафист написан.

Вторая встреча с митр. Иларионом состоялась осенью того же 2009 года. Тогда он возглавлял делегацию, доставившую в Россию икону Божией Матери «Знамение». Во время этой встречи автор поделился с Владыкой идеей членов правления фонда «Порт-Артур», о совершении молитвенного объезда приходов и монастырей США, с образом «Торжество Пресвятой Богородицы». При этом, оговаривалась мысль, об оставлении иконы в каком-либо из приходов РПЦЗ в США, после окончания молитвенного объезда. До 2012 года, в котором исполнялось 200 лет со дня основания Форта Росс, в штате Калифорния, было довольно времени, без малого три года, но икону для Православной Америки еще надо было написать. И вновь, при общении с митрополитом Иларионом, автора поразила главная черта его характера – простота и смиренная мудрость, сочетаемая с глубинной и неподдельной интеллигентностью.

Впоследствии Владыка удостоил нас еще несколькими телефонными разговорами. Иконописцем Михаилом за это время был написан новый список Порт-Артурской иконы. Выстраивались связи с архиереями РПЦЗ США. Самое важное, архиепископ Сан-Францисский Кирилл прислал благословение на прибытие в Калифорнию образа Дальнероссийской Божией Матери, и на ее участие в торжествах посвященных 200-летию Форта Росс. В штате Калифорния к тому времени нашлись русскоязычные друзья, которые обещали оказать поддержку. Увы, все рухнуло в один момент. Излишне доверились одному человеку, обещавшему решить вопрос с финансированием поездки. Получив в свои руки благословение архиепископа Сан-Францисского Кирилла, он перестал отвечать на звонки. Столь долго и трудно готовящаяся поездка не состоялась. Как ни тяжело было перенести это искушение, но Владыка Иларион наверняка сказал бы в этом случае – «Слава Богу за все!» Сказали эти слова и мы, члены правления фонда «Порт-Артур».

Через год, 30 апреля 2013 года скончался старший сын иконописца Михаила Осипенко – Михаил. Во время плавания на международном гидрографическом судне, он серьезно облучился от работающей локационной установки. Горе для семьи иконописцев было тяжелым, но спасали работа и молитва. За полгода были написаны еще три списка Порт-Артурской иконы. С марта 2014 года события полетели вскачь.

Тогда, после Майдана в Киеве, начались известные всем события в Крыму и на Донбассе. Оба региона потребовали самоопределения. Едва начались волнения в Крыму, как Михаилу пришла мысль, о необходимости доставления Порт-Артурской иконы в Севастополь. Но, вставал серьезный вопрос: «На какие средства ехать?» Ко всему прочему, накануне сгорел старый отцовский дом, по адресу Советская – 26. Март уже подходил к концу, а мысль о необходимости поездки в Крым, всё больше безпокоила Михаила.

Однажды утром, он зашел в пристроенную к дому мастерскую (она пострадала менее всего), и в задумчивости сел за рабочий стол. Сергей Михайлович, его старший брат уже находился там. Он запаковывал уцелевшие вещи, так как дом готовили к демонтажу.

- Что делать? Ехать или не ехать в Севастополь? - вопросил Михаил, то ли себя, то ли брата. И вдруг, с чердака, увлекаемая порывом ветра, прямо на стол упала маленькая розовая книжечка. Это был изданный еще в советское время песенник, с надписью – «Севастопольский вальс». Братья недоуменно посмотрели друг на друга. Им стало понятно без слов – в Севастополь необходимо ехать. Утром следующего дня из Царского Села прибыл Андрей Савостицкий, и икона поехала в Крым. Характерно, что во время поездки, для путешественников как если-бы открылась «зеленая улица». В церквах им с радостью жертвовали продукты, а машину на бензозаправках заправляли безплатно, и даже пограничник на пароме, когда узнал, что в Крым везут образ «Торжество Пресвятой Богородицы», пропустил автомобиль вне очереди.

На возражения остальных владельцев транспорта, работник таможни, двухметрового роста офицер, грозно произнес: «Если у кого-то еще есть Порт-Артурская икона, тот также проедет без очереди». И победно посмотрев на возражавших, примирительно добавил: «Мой прадед погиб при обороне Порт-Артура». После чего, повелел паломникам встать во главе очереди на паром. Прибыл образ Божией Матери на Крымскую землю в день прохождения Референдума о присоединении к России.

А спустя четыре месяца, 2 августа 2014 года, другой такой же список был доставлен в Луганск. Ныне он находится в крипте храма «Умиления» гор. Луганска. Для Донецка была написана еще одна икона «Торжество Пресвятой Богородицы». Поначалу образ находилась в молитвенной комнате городской администрации Донецка, но на праздник Крестовоздвижения его перенесли в строящийся храм Новомучеников Российских на Щегловке. Церковь эта находилась на северо-западе города, и таким образом, являлась самым крайним духовным форпостом по направлению к аэропорту. Тогда ситуация на Донбассе была воистину шекспировской – «Быть или не быть». Донецк и Луганск готовились к сдаче. Молебны перед этими иконами служили ежедневно. И теперь, по прошествии восьми лет, жители Донбасса могут отдать честь и поклонение образу «Торжество Пресвятой Богородицы», с благодарностью за свое спасение.

Но, пожалуй, самым торжественным был момент прибытия Порт-Артурской иконы в Матерь городов Русских. В начале августа 2014 года, автор закончил в Одессе одиночный крестный ход по Трём Славянским республикам. Шествие это началось в Санкт-Петербурге, в первые дни мая. Божиим Промыслом, в Одессе состоялась встреча с сестрой во Христе N, с которой познакомились на крестном ходе в 2006 году. Крестоходец рассказал N, о необходимости доставления образа «Торжество Пресвятой Богородицы» в Киев. Сестра минуту молчала, а затем, со словами: «Завтра я приму решение», с поклоном удалилась.

На следующий день N поехала в Россию, за Порт-Артурской иконой Божией Матери. И снова, как в 2011 году, перед поездкой в Сирию, не было времени для составления искусствоведческой экспертизы. И вновь случилось чудо. Образ прошел границу без всяких сопроводительных документов. Утром 13 августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была торжественно встречена на вокзале в Киеве. После чего, образ сразу же отправился в Киево-Печерскую лавру, где на Архиерейском Соборе проходили выборы нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Во второй половине дня, когда собор архиереев покинул зал заседаний, первое, что сделал возглавлявший процессию митрополит Онуфрий, это приложился к Порт-Артурской иконе. Сейчас образ находится в лаврском храме Всех Киево-Печерских святых.

После этого события, сестра N стала возить и другие списки на Украину. Так, появились иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в Одессе, в Измаиле, в храме Песчанской Божией Матери гор. Изюм. Местные же иконописцы написали Порт-Артурскую икону для Почаева.

В конце 2019 года Михаил Осипенко задумал написать образ Порт-Артурской Божией Матери для Бреста. Казалось бы, всё складывалось донельзя замечательно. Появился заказчик, родом из Белоруссии. К весне 2020 года икона была готова. Но, здесь вступил в свои права «внезапный вирус». Стали закрываться границы и дороги. Пошатнулся бизнес у заказчика. Настали непростые времена для всех. Написанному для Бреста образу оставалось ждать своего часа. Неоднократно, другие заказчики предлагали иконописцу выкупить икону для своих храмов. Но, Михаил всякий раз отвечал: «Нет. Это для Белоруссии. Матерь Божия придет туда, когда Сама этого захочет».

С этой надеждой он скончался в своей мастерской (оторвался тромб), работая над эскизами других икон, в городе Покров, в ночь с 26 на 27 февраля 2021 года.

И, вот теперь, когда после кончины иконописца прошел год, какие-то неведомые нам движения произошли на небесах. Как если бы Сама Царица Небесная восхотела придти в Белоруссию. 17 апреля 2022 года, в праздник Входа Господнего в Иерусалим исполнилось многолетнее чаяние иконописца. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыл в Свято-Никольскую братскую церковь гор. Бреста.

Самое характерное, что на месте Свято-Николаевской братской церкви в XVI веке стоял кафедральный собор, в котором в 1596 году была заключена Брестская уния. В 1885 году, на этом месте, стараниями членов возрожденного Свято-Николаевского братства, была построена деревянная Братская церковь. Но, уже через десять лет, во время пожаров в Брест-Литовске, храм сгорел до основания. Членами братства было принято решение строить каменный храм. Характерно, что в числе жертвователей были моряки, участвовавшие в русско-японской войне, обороне крепости Порт-Артур и Цусимском сражении. Как если бы по их небесному ходатайству, образ «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыл именно в этот храм. И еще… одной из чтимых икон этой церкви является образ свт. Феодосия Черниговского, родственника пращуров мамы иконописца, Златы Сергеевны Осипенко (Яхлаковой-Углицкой). Вспомним, что в кладбищенской церкви свт. Николая гор. Киржач, где Михаил и Сергий Осипенко впервые увидели этот образ, также есть икона свт. Феодосия Черниговского. Сопоставляя эти события, остается только воскликнуть: «Чудны Твои дела, Господи!»

Иконописец Михаил Михайлович Осипенко (старший) дважды являлся во сне автору этой статьи. Первый раз это случилось через полгода после его кончины. В том первом сне, Михаил Михайлович сидел в кресле на берегу моря и задумчиво смотрел вдаль. Рядом находился железнодорожный вокзал, и иконописец ожидал поезда, на котором, после решения Суда, он должен был уехать. Когда прозвучала команда к отправлению, Михаил Михайлович, вместе с другими пассажирами спешно отправился на поезд.

Во второй раз автор увидел иконописца через несколько дней после доставления иконы в Брест. Михаил Михайлович был тогда воодушевлён и радостен. При этом, он что-то горячо говорил, молча слушавшему его брату Сергию. Вечером этого же дня, младший сын иконописца Даниил прислал сообщение – «Образ Божией Матери Порт-Артурская прибыл в гор. Брест». И, внизу, под присланными из Бреста фотографиями, приписка: «Отец сказал бы сейчас – это, Победа!»

Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров  


Митрополит Иларион и Михаил Осипенко (младший)


Крайние слева — Александр Сороковиков и Михаил Осипенко (старший)



У Креста на кладбище Порт-Артура — август 2010 г.: слева — Михаил Осипенко (старший),
справа — Михаил Осипенко (младший), сидит у иконы — Андрей Савостицкий


Посольская церковь в Пекине — август 2010 г.


Святейший Патриарх Кирилл в соборе Дамаска — 12 ноября 2011 г.


Брест — 17 апреля 2022 г. Св.-Николаевская церковь. Встреча иконы


Порт-Артурская икона в Свято-Николаевском храме гор. Бреста



Порт-Артурская икона в алтаре Свято-Николаевской церкви гор. Бреста


Иконописец Михаил Осипенко за день до кончины


Михаил Осипенко — младший

Фотографии автора

На превью - митрополит Иларион; справа — Михаил Осипенко (старший), слева — Александр Сороковиков и Даниил, младший сын Михаила Осипенко

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сороковиков
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
О необходимости Поместного Собора
Впечатления о поездке в Кинешму
29.01.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
Богомольчество было и остается школой соборности
 «Рождение “во Христе” новой твари…»
24.11.2023
Все статьи Александр Сороковиков
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59