Сразу несколько проведенных за последнее время опросов показывают, что большинство американцев одобряют аборты, сообщает Православие.ru со ссылкой на газету «Christian Today».
Так, согласно опросу, проведенному среди 11 044 жителей США, 61% респондентов заявили, что аборты должны быть разрешены законом во всех или в большинстве случаев — мало что изменилось по сравнению с 1995 годом, когда 60% респондентов сказали то же самое.
По результатам опросов оказалось, что противники абортов не обязательно являются религиозными людьми: многие верующие американцы придерживаются самых разных взглядов по данному вопросу.
Больше всего противников абортов среди белых евангеликов, 73% которых считают, что аборты должны быть вне закона.
Также подавляющее большинство белых евангеликов убеждены, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия. 86% из них полностью или почти полностью согласились с утверждением, что человеческий эмбрион обладает правами.
Однако представители других христианских общин, даже тех, которые считаются весьма благочестивыми, в целом поддерживают право на аборт. Лишь 23% черных протестантов заявили, что аборт должен быть вне закона во всех или почти во всех случаях; 66% из них считают, что аборты должны быть разрешены законом во всех или в большинстве случаев.
В вопросе о том, в какой момент начинается человеческая жизнь, мнения черных протестантов и белых евангеликов тоже расходятся. Только 38% черных протестантов заявили, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия.
Широко распространенное мнение, что католики повсеместно выступают против абортов, оказалось ошибочным. В то время как официальная Католическая церковь последовательно выступает за запрет любых форм аборта, проведенный исследовательской организацией «Pew Research Center» опрос показывает, что 56% католиков считают, что аборты должны быть разрешены законом во всех или в большинстве случаев. Только 44% католиков заявили о своей уверенности в том, что жизнь начинается с момента зачатия.
«Епископы пытались убедить свой собственный народ и потерпели неудачу - католики не слушают епископов», — сказал священник-иезуит Томас Риз, старший аналитик информационного агентства «Religion News Service».
Больше всего сторонников абортов нашлось среди взрослых американцев, не исповедующих никакой религии, атеистов и агностиков: 8 из 10 опрошенных считают, что аборты должны быть разрешены законом во всех или в большинстве случаев. Большая часть атеистов заявила, что аборты должны быть разрешены законом во всех случаях без исключения.
Новое исследование, опубликованное Институтом социальной политики и взаимопонимания (ISPU), показывает, что 75% американских иудеев и 56% американских мусульман считают, что закон, разрешающий аборты, должен оставаться в силе.
Исследовательской компанией SSRS также был проведен опрос среди 2159 респондентов, 807 из которых – мусульмане. Участникам опроса был задан вопрос: «По вашему мнению, должны ли аборты быть разрешены законом во всех случаях, разрешены в большинстве случаев, запрещены законом в большинстве случаев или запрещены во всех случаях?»
Опрос показал, что молодые мусульмане чаще, чем мусульмане в возрасте от 50 лет и старше, считают, что аборты должны быть разрешены законом во всех случаях.
Подчеркивается, что мало кто из опрошенных (независимо от религиозной принадлежности) дал категоричный ответ. Даже самые последовательные противники абортов сказали, что в некоторых случаях процедура прерывания беременности должна быть разрешена; также и убежденные сторонники абортов признали, что бывают случаи, когда проведение абортов должно быть запрещено.
Большинство представителей всех религиозных общин, включая белых евангеликов, заявили, что аборты допустимы, если беременность угрожает жизни или здоровью женщины. И представители всех религиозных общин, в том числе 56% белых евангеликов, считают, что срок беременности женщины должен учитываться при определении того, когда аборт должен быть разрешен законом.
Американцы в целом более склонны поддерживать ограничения на аборт на более поздних сроках беременности, чем на ранних.
Результаты опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проживавший в США в 1985-2000 годах, иеромонах Макарий (Маркиш):
Вопрос, отошла ли Америка от своих христианских корней, – очень интересный, глубокий и многогранный. У меня есть два соображения на сей счёт.
Первое и главное: США – это две России по населению (более 300 миллионов человек). Америка – это страна исключительно разнообразная.
Россия – это страна центростремительная, ведь для нас важно, что происходит, начиная с преподобного Сергия Радонежского. Для нас важна группировка вокруг какого-то центра. А когда это нарушается, то начинаются Смутное время, революция и прочая дрянь.
США с самого начала были страной центробежной. Принцип жизни американцев: ты меня не трогай, и я тебя не трону. Поэтому судить об Америке в целом – это говорить о «средней температуре по больнице». Это не наша метафора, но она очень точная.
В Америке очень разные социальные и религиозные группы. Мыслящие и серьёзные американцы это прекрасно понимают, для них это как «дважды два» и как «само собой разумеющееся». А россиянам до этого надо ещё дойти.
Второе соображение: об опросах общественного мнения и вопросах, которые там задаются. Как говорится: кто платит, тот и заказывает музыку. Кто проводит опросы? Например, консервативно-христианская группа проведёт один опрос, а либеральная разрушительная или гомосексуальная группа проведет свои опросы с нужными им результатами. Это тоже никого не удивляет.
Здесь важнее другое. Есть так называемые перекрестные влияния. Почему чёрный так верит, а белый по-другому? Дело не в цвете его кожи, а в том, что это разные социальные группы, что их верование служит отражением их социальной позиции и социального места. Негритянское население противопоставляет себя белому населению сплошь и рядом во многих местах, особенно в городах.
Юго-Восточные Штаты Америки называют «bible belt» – библейским поясом. Потому что там люди традиционно более верующие и приобщенные к религиозным группам. В других штатах, в Калифорнии, другой социальный статус этих негритянский общин. Они могут себя противопоставлять какому-то истеблишменту и главенствующей идеологии. Если чёрные видят, что белые делают так, значит, они будут делать по-другому.
Поэтому выводы религиозных устремлений с собирательными взглядами на человеческую жизнь, на святость человеческой жизни, на юридическую охрану человеческого достоинства могут быть сами по себе не религиозного происхождения, они просто другого происхождения, но облекаются в религиозные структуры.
Я приведу в пример острую шутку: Два героя проводят эксперименты над насекомым. Один берёт таракана, другой стреляет из револьвера – таракан бежит. Они пишут в протокол: «выстрел – таракан бежит». Открывают ножку у таракана: выстрел из револьвера – таракан по-прежнему бежит. Оторвали ещё ножки у таракана. Выстрел – таракан не бежит. Записывают: «Таракан без ножек ничего не слышит». В этой шутке очень хорошо описываются социологические опросы как таковые.
Конечно, США, учитывая среднюю температуру по больнице, отходят от христианских корней. Но эта группа, в которую входят в основном белые, стараются противостать антихристианскому движению, противопоставить себя тому, что происходит. Те безобразия, которые они наблюдают в разных областях – гомосексуализм, антихристианство, русофобия – служат для них импульсом к консолидации своих позиций. И они говорят: «Мы будем делать не так. Когда кругом происходит безобразие, мы будем вести себя по-другому».
Поэтому надо обратить внимание на то, что Верховный суд США в очередной раз рассматривает возможность отмены решения 1973 года, согласно которому он ограничил и запретил штатам реализовывать свою собственную политику в отношении абортов.
Каждый штат в отдельности определяет свою позицию по здравоохранению, образованию и так далее. Целый ряд штатов, как Техас, к примеру, уже давно ведёт эту борьбу и страшенную грызню, пытаясь ограничить страшную лавину детоубийств.
Если Верховный суд сейчас отменит решение 1973 года, то это будет означать, что каждый штат, как и полагается ему по Конституции, будет иметь возможность принимать свои собственные решения.
А это важно, когда каждый штат начнёт принимать решения, тогда будут идти демократические процессы.
Если по всей стране мы видим довольно отвратительную тенденцию, то это не значит, что в некоторых штатах тенденция будет противоположной. А дальше может пойти эффект эхо, – когда в каком-то штате что-то происходит, то другие начинают обращать на это внимание. Как «кости лягут», как говорят игроки, неизвестно. Факторы, о которых я сказал выше, надо обязательно учитывать и не пытаться интегрировать всю страну, всё огромное государство в какой-то один фактор.