Знаменательное событие, для заинтересованных сторон, прошло тихо и без помпы. «Львы пустыни» въехали на «зимние квартиры». И все-таки, инфоповод и для тысячелетней истории сохранить нужно. Короткая съемка в номере киевской гостиницы суровых лиц с репликами благодарности ребе и молниеносная публикация в Телеграмме.
Напитанный безумием европейских войн 90-х Д.Литтелл в своём романе «Благоволительницы» о Германии 30-40-х, всем текстом романа вопрошал – неужели так сладка эта идея, которая как вода в сухую землю, впитывается во все слои общества, обрастая символами, делая жизнь сотен тысяч людей наполненной смыслом и верою в чужую смерть.
Вот и теперь. Лишь символов прибавилось. Татухи на теле, на лице – это не эстетика и даже не самоутверждение, это знак всему вокруг – мы (я) пришли всерьёз и надолго. Сила духа, тела, мужской взаимопомощи, избранность/безнаказанность, враги указаны и как венец всего – бесконечный горизонт благоденствия семьи и нации.
Попав в эту ловушку, противостоять практически невозможно. Трагедия человека здесь не в его слабости, а ограниченности выбора, при котором зачастую этот выбор за него делает друг или окружение, или государство.
Израильские «львы пустыни» приехали не воевать. Никто их на передовую запускать не будет, потому как толку от них там никакого не будет. Пропадут зазря. «Татуированные они» с благословения раввина прилетели совершить таинство, прикоснуться к зверю, который возродился. Какую молитву читал раввин, благословляя воинов на приезд? Чего здесь больше – мистики, религии или интересов государства?
В новую парадигму Тель-Авив вписался легко и непринуждённо, как говорят в народе, «ни один пейс не шелохнулся». Внутренний конфликт он может и есть, но такие дела возможны только с одобрения большинства и молчания власти. Однозначно, это позиция государства и совершенно не надо ее осуждать, заламывая локти и широко раскрывать глаза на увиденное. Израиль суверенное государство и имеет полное право трактовать события по своему усмотрению. Как художник, который пишет картину ведомого только ему мира.
Но история развивается по своим законам и придёт это время, когда рядом не окажется ни США, ни Евросоюза, ни тем более Украины. Ничего нового, у них просто не будет резона противостоять, новым, взращенным на совсем другом соперничестве, силам мира, который всегда был рядом, на расстоянии вытянутой руки.
И хорошо, если к тому времени уже совсем другой художник, посчитает правильным поднять кисть и, не помня подлости, поможет дальше писать историю Израиля. Без полутонов.
Владимир Копёнкин, публицист, Минск
1. Израиль