В деревеньке Боталы, что в тридцати километрах от Андреаполя, привлекает внимание обшитый вагонкой крестьянский дом слева от большака. В начале 2000-х, проезжая мимо, я частенько видел немолодого хозяина, либо идущего с удочкой в руках простирающемуся в низине озеру, либо проплывающего вдоль берега на плоту. Других жильцов в Боталах тогда не было. Много позже попытался разузнать об этом человеке у дачника-краеведа Андрея Николаевича Мельникова.
- Фамилия его Димаков, штурман-испытатель. Самого его уже нет в живых, скончался в 2009 году, - сказал Мельников. – Но можете поговорить с его дочерью Шурой. Она в Жуковском, под Москвой, живет, но всегда проводит в Боталах летний отпуск. Запиши телефон.
Тут же я созвонился с Александрой Евгеньевной, и когда она, заядлая грибница и ягодница, в начале очередного лета приехала в Боталы, мы встретились. Тогда и открылась мне в какой-то мере судьба полковника, заслуженного штурмана-испытателя СССР Евгения Алексеевича Димакова.
Родился он 1 июля 1921 года в Оренбурге. В армии с 1939 года. В 1940 году окончил Мелитопольское военное авиационное училище штурманов. В армии с 1939 года. Войну встретил летчиком бомбардировочной авиации. Летал штурманом экипажа на ПЕ-2 в составе 140-го бомбардировочного авиаполка на Западном фронте. В конце июня 1941 года бомбил рвущиеся на восток немецкие танковые колонны в районе Бобруйска и Могилева, позже – под Оршей и Зубцовом. Был подбит над Дорогобужем, едва дотянул до Сычевки. Самое досадное, что, по неопытности, самолет Димакова сбили свои зенитчики. ПЕ-2 по конфигурации очень напоминал немецкий «Мессмершмитт-110».
Второй раз Евгения Димакова сбили немцы под поселком Ленино Могилевской области. Пришлось выходить в расположение наших войск топкими Пинскими болотами, лесными тропами. По пути встретилась большая группа командиров и бойцов. «Издали почуял запах каши, на него и пошел. Как объяснить этот запах, не знаю, но пахло по-русски, и все тут. Положили мне на листья лопуха сразу две порции. Я ту кашу на всю жизнь запомнил», - вспоминал Евгений Алексеевич в своих записях о том, что испытал в войну. И далее: «Разбились на подразделения, мне было доверено командовать ротой. Переплыли ночью Днепр, прошли километров пятьдесят и вышли как раз в место расположения нашего полка «петляковых».
После госпиталя медкомиссия временно запретила Евгению Алексеевичу летать. Он стал служить адъютантом командира полка в Сергиевске, что под Куйбышевым. Наконец, свершилось долгожданное: восстановительный период закончился, Димакова допустили до полетов. После переформирования части в Казани, снова начались для Евгений Алексеевича тяжелые фронтовые будни. Будучи штурманом звена 10-го бомбардировочного авиаиполка, бомбил группировку фельдмаршала Паулюса, участвовал в боевых действиях на Северо-Кавказском фронте. В семейном архиве сохранилась фотография той поры, на ней Евгений Димаков запечатлен с боевым другом. На обороте - карандашная надпись: «На память Маме от беспутного сынишки Жени. Г. Арысь, 16.8 43 г.». Примечательно, что слово Мама написано «беспутным сынишкой» с прописной буквы.
Читаю димаковские записи. «Когда стратегическая ситуация переломилась в нашу пользу, меня перевели на Дальний Восток, в Николаевск-на Амуре, потом - на Сахалин». Там он освоил современный ТУ-2 и сам начал обучать экипажи молодых летчиков. В 1944 году окончил Вольскую высшую офицерскую школу штурманов. Войну с Японией Димаков встретил штурманом звена 110-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи. Служил на острове Итуруп, в 1950 году женился, а вскоре его направили в Китай обучать китайских летчиков. Оттуда вернулся на Сахалин на должность помощника штурмана дивизии ПЕ-2, затем последовали Черняховск – штурман дивизии, Краснодар – Высшее училище штурманов, Жуковский – старший штурман (флаг-штурман) летно-испытательного института (ЛИИ)
Около года Евгений Алексеевич был слушателем штурманского отделения Школы летчиков-испытателей. С июня 1956 по октябрь 1978 – на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1971-1978 - старший штурман. Летал на ТУ-16, Ту-95, ЯК-25, ЯК-27. Первым в стране освоил бомбежку на сверхзвуковых скоростях с высоты 11 тысяч метров. В 1960 году проводил испытание спускаемого аппарата комического корабля, сбрасывал его с ТУ-16. «Порою это были очень непростые испытания, - пишет Е.А. Димаков. - Так, мы совершали полеты в облаках, принимая на себя удары молнии. Сгорела обшивка, прибор записал 12 тысяч вольт. Начальник школы Гринев, подписав полетный лист, ругался в адрес Центрального метеуправления: «Пусть спасибо говорят, что я их под суд не отдал»… Когда в Киеве создавался знаменитый «Антей», поручили испытывать его навигационную систему «Полет-1». Потом меня наградили орденом Ленина».
Это далеко не единственная награда летчика, штурмана-испытателя Е.А. Димакова. Его честное служение Отечеству отмечено орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, многими медалями.
В Боталах Евгений Алексеевич поселился в начале 70-х годов, выйдя на пенсию. Что притянуло его сюда? Не только природа, которую впервые увидел с воздуха еще в годы войны. У этих мест крепкие авиационные традиции. В войну отсюда взлетали истребители, штурмовики, бомбардировщики. Любопытно, что с полевым аэродромом под Боталами связана фронтовая биография будущего космонавта, Героя Советского Союза Георгия Берегового. В мемуарах другого Героя Советского Союза летчика Тимофея Лядского упоминается, как летчики в редкое свободное от полетов время ходили на танцы в Боталы. Выходит, много девушек было в этой и окрестных деревнях… Вплоть до начала 2000-х годов в Андреаполе базировался авиационный полк. В городе периодически возникают и, к сожалению, угасают слухи о том, что военный аэродром вот-вот оживет.
Евгений Алексеевич Димаков, по сути, спас Боталы от умирания. Долгие годы он оставался единственным жителем этой деревни. Но потом появились одни соседи, вторые… Деревня мало-помалу распрямилась, окрепла. Любовь к андреапольскому краю переняли от Евгения Алексеевича его дети. Дочь Александра Евгеньевна, работавшая наальником отдела стандартизации и документации НИИ авиационного оборудования в Жуковском. И сын Николай Евгеньевич. Он окончил Сызранское высшее венное летное училище, вертолетное отделение Школы летчиков-испытателей и Московский авиационный институт. так же. Испытывал в ЛИИ современные вертолеты, был инженером. У Николая Евгеньевича дом в деревеньке Быстри, неподалеку от Боталов. В ней тоже не осталось постоянных местных жителей, и спасли ее дачники.
Я хорошо знаю эти места. В середине 50-х здесь работал председателем колхозы имени Молотова мой отец. Земля пахалась, колосилась рожь. В Быстрях, центре колхоза, действовали начальная школа, клуб, библиотека, почта, магазин, маслозавод, пекарня. Ничего этого, к сожалению, не сохранилось. Но природа по-прежнему живописна: речки, озера, сосновые боры. Можно рыбачить, охотиться. Одно беспокоит людей, и об этом они с тревогой говорят в уже полный голос: «До каких пор дельцы с позволения власти будут заниматься истреблением леса? Шипулин бор изуродовали, урочище Груздовец вырубили. Сколько можно? Пора пахать землю сеять, строить». Власть, услышь народный глас. Сама жизнь призывает вернуться к труду на земле.
Валерий Яковлевич Кириллов, г. Андреаполь, Тверская область
На снимках: Е.А. Димаков с фронтовым другом. 1942 г.; полковник Е.А. Димаков. 70-е г.; Е.А. Димаков в деревне Боталы. 90-е гг.