О статусе гражданской идеологии в становлении новой России

Идеологический вопрос становится ныне для России столь же важным, как военно-оборонительный

0
1090
Время на чтение 10 минут
Фото: из личного архива автора

«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!»

Василий Лебедев-Кумач

Вынужден вновь напомнить читателям о беде «гражданского безумия», которая поразила наше общество в 1991 году в ходе крушения СССР и была увековечена в 1993 параграфами статьи №13 Конституции РФ от Ельцина о запрещении в постсоветском российском социуме государственной идеологии. И с тех пор россияне уже 30 лет идут по жизни с завязанными глазами, полностью доверив свою судьбу политическим лидерам и держась за их политические прокламации в качестве обоснования собственного безмыслия, надеясь, что «вожди не подведут», не примут ошибочных решений.

Но жизнь переменчива и даже «вожди» когда-нибудь ошибаются в оценке ситуации: для того, чтобы пережить такие кризисные этапы общественной жизни, народ и формулирует свою гражданскую идеологию, выражающую коренные, глубинные ценности действий народных масс в совместном созидании будущего. Почему же постсоветская Россия оказалась столь недальновидной, что не сформулировала свою идеологию для преодоления исторических препятствий? Объясняется это тем, что писалась нынешняя Конституция РФ под руководством зарубежных наставников, предполагавших, что Россия всегда будет идти по миру с завязанными глазами вслед за США, пока окончательно не утратит духовные силы и не рассыплется в политическом безволии.

Однако после военного погрома силами западной коалиции Югославии, уничтожения ими же Ирака и Ливии нынешнее кремлёвское руководство страны уяснило, что нам не по пути с Западом, так как мы сами можем подвергнуться агрессии с его стороны. Но почему же, в таком случае, Кремль сразу после расхождения курсов России и США не поднял вопрос о коренной переработке параграфов статьи №13 нынешней Конституции страны? Дело в том, что Кремль за годы следования в фарватере США усвоил их стратегию исторического самоопределения, не претендующую на глобальное обозрение туманного «будущего», из-за чего в своё время надорвался и ушёл в небытие Советский Союз, а нацеленную на разрешение актуальных жизненных противоречий по мере их исторического вызревания. Началом такого исторического обострения противоречий в жизни постсоветской России стали «псевдореволюционные события» на Украине в 2014 году, сместившие курс страны от «суверенного нейтралитета» к «окраинному представительству» политической воли Западной цивилизации. Угроза вхождения украинского социума в военно-политический блок НАТО и потребовала от России решительных действий в проведении специальной боевой операции по денацификации и демилитаризации Украины.

И вот здесь перед Россией встал во весь глобальный рост идеологический вопрос о том, какое будущее она способна предложить Украине в случае успешного завершения своей специальной операции? Россия ведь не может разбомбить и «раскатать» всю Украину, как делают это обычно США при проведении своих операций по зачистке каких-то территорий от нежелательных режимов: Россия обязана идейно привлечь украинцев к диалогу и сотрудничеству. Но Кремль за 30 лет постсоветской действительности так и не смог выработать идеологическое кредо даже для собственного населения: выдвинутые им пункты «замирения» Украины выглядят крайне убогими, не способными повести украинцев в претворении совместного с Россией достойного будущего.

Таким образом, идеологический вопрос становится ныне для России столь же важным, как военно-оборонительный. Следует учитывать в оценке ситуации, что глобальная перспектива развития человечества озарена светом идеи мирного сотрудничества стран и народов, утверждающей идеологию главным руководством в созидании гуманистического будущего мирового сообщества. В условиях глобализации современного социума идеологический вопрос оказывается нацеленным на осмысление созидательных, духовно-нравственных ресурсов мирного развития всего человечества.

Такая гуманистическая проекция в развитии глобального социума заставляет поставить коренной вопрос о том, что представляет собой идеология в общем массиве духовных творений современного общества? В самом широком смысле слова, по внутреннему значению термина «идеология» как науки об «идеях», представляется верным, что всякое устойчивое явление духовной жизни людей, выражающее их общие интересы и ценности и упорядоченное требованиями рационального мышления, достойно этого звания. «Если мир идей считать идеологией в широком смысле, – полагает современный исследователь мировоззренческой проблематики В. Крупеников, – то тогда термин "идеология" означает по сути мировоззрение, полное отображение мира в сознании человека» (Вопросы о идеологии – 1. Что такое идеология?). В такой широкой проекции наиболее значимой идеологической системой практической жизни людей выступают религиозные верования как учения о сверхчеловеческих, сакральных основах всего сущего, неподвластных способностям человеческого мышления и открываемых людям Высшей, Божественной волей. В своей «неподвластности» интересам людей религиозные верования оказываются выражением духа «вечности» и служат исходным основанием развития общества, то есть представляют собой незыблемый, сакральный первообраз «прошлого» человечества.

Но думается, что такая «расширительная» трактовка «идеологии», обращённая к сакральным основам жизни людей, неправомерна: для идеологии в качестве «специфицирующего» признака характерна ее привязанность к реализации человеческой воли, подчинённость духовных образов повелениям человеческих интересов. Квинтэссенцией «практической воли» людских масс служит в этом плане политика, которая и вправе называться «чистой идеологией» как разумно организованная схема деятельности общественных классов в достижении желаемых целей. «Под идеологией класса, – указывает Крупеников на характерный для марксизма политический формат идеологии, – Маркс понимал теоретически разработанное идеологами сознание класса. При этом правильная разработка появляется тогда, когда теоретики приходят к тем же выводам, к которым класс в целом приходит практически. Эти стихийные "выводы класса" Маркс называет общественной психологией данного класса, и она является базой для разработки идеологии. В том же духе Ленин отмечал, что массы овладевают научной идеологией, когда их собственный политический опыт убеждает их в верности этой идеологии». В этом «политическом толковании» идеология как интеллектуальная продукция «идеологов» оказывается «идейным аналогом» практической воли народных масс, то есть ее идейным дубликатом. Однако такая политически зауженная трактовка идеологии оставляет крайне малое пространство для социальной фантазии людей, которая представляется важнейшим атрибутом идеологических построений.

Наш современник стремится расширить идеологический образ действительности путём сопоставления политической идеологии с экономикой. По его мнению, термином «экономика» обозначается материальная общественная практика. Я должен от себя добавить к этой фразе, «по воспроизводству материальных вещей». «Для обозначения идейной общественной практики, – продолжает Крупеников, – а именно о ней фактически идёт речь, по аналогии можно бы взять термин "идеономика"». Следовательно, уважаемый первооткрыватель «идеономики» сближает идеологию с пространством целенаправленного, научно организованного воспроизводства мира идей. «Идеология – это теоретическая целенаправленная проработка и корректировка идеономик, научная их систематизация, исследование, знание и учение о них. Идеологию создают, теоретически разрабатывают идеологи». Все рассуждения коллеги выглядят достаточно логичными и убедительными.

Однако, стремясь к верной оценке места идеологии в духовной жизни общества, следует обратить внимание на «стандарт» как качественный показатель разумно отшлифованной хозяйственной практики, в соответствии с которым и «идеономика» вынуждена строить свои идейные конструкции по принятому «стандартному прообразу», не развивая свой идейный потенциал вглубь, за границы социально апробированного канона в воспроизводстве принятых ценностей. В этом плане, идеономику можно охарактеризовать как социально признанный системный образ идейных стандартов общества на определённом этапе его исторического развития. Именно на этом стандартном воспроизведении продуктов марксистской мысли, предназначенных для «своего времени», и погорел в своё время «советский проект», отказавшийся менять «идейные стандарты» в осмыслении и проектировании общественной практики, не овладевший духом творчества как важнейшего потенциала идеологии. Стандартный подход в описании действительности является важнейшим свойством современной экономики и политики, направляемых апробированной научной мыслью в понимании бытия, в фиксации окружающего мира как претворения «сегодняшней реальности». Но «стандарт» не вмещает в себя полноту «творческого полёта» мысли идеологического сознания.

А теперь, развивая ход мыслей Крупеникова, зададим себе вопрос: в каком случае мы в наибольшей степени просто обязаны воспользоваться творческой фантазией как атрибутивном свойством «идеологии» при воспроизводстве мира идей? И отвечая на него, мы должны признать, что это обнаруживается с наибольшей полнотой в попытках мышления заглянуть за границы сегодняшней практической ситуации, в способностях научного проектирования «будущего» общественной жизни. Следовательно, идеология – это логически выверенная духовная способность моделирования людьми «будущего» общественной жизни на основе выявления ее фундаментальных закономерностей. Идеология – это универсальный разумный прожектор в освещении будущего человечества.

В первом приближении к восприятию познавательного акта «будущей реальности» возникает «иллюзорная мысль» о полной отстранённости познавательных усилий от «чувственного контроля», когда процесс мышления освобождается от исторического содержимого и выступает как «сухая схема» математических вычислений в описании новой действительности. Однако такой образ не постигает суть исторического генезиса «будущего» как творческого процесса, а выступает как «стандартная схема» количественного роста сегодняшнего материала в пространстве абстрактных «возможностей», лишённых творческого духа действительной жизни. В действительном познании «будущего» творческая сила фантазии, ограниченная универсальным требованием логического интеллекта, всецело наполняется энергичным  повелением внутренних чувств, внутренним различением добра и зла, правды и лжи, справедливости и обмана, истины и заблуждения. Именно эти идеальные различия и определяют дух подлинной идеологии.

Сквозь призму такого идеологического максимализма мы и должны попытаться понять разумный ход нынешних кризисных явлений в становлении новой России, определяющих её завтрашний день. Исходным пунктом нашего осмысления российского будущего будет военная операция России на Украине, выражающая начало переломной стадии в столкновении российского социума как геополитического ядра Северной цивилизации с Западной цивилизацией. Первый шаг в осмыслении назревающего глобального конфликта предполагает обращение мысли к ближайшему глобальному прошлому России как основанию исторических аналогий для прогнозирования хода развития современных событий. Таким историческим аналогом может служить череда грозовых событий, ставших прологом Великой Отечественной войны.

В то не столь удалённое от нас время нарастание военной угрозы для СССР явно просматривалось в агрессивной политике фашистских государств во главе с Германией, овладевших практически всей континентальной Европой. Сегодня осуществляется под руководством США ещё более чудовищный по размаху процесс милитаризации всей Европы для войны с Россией. Ощущая близость большой войны, СССР стремился укрепить наиболее опасные зоны своей пограничной линии путем её удаления от жизненных центров страны и после массы непродуктивных переговоров начинает войну с Финляндией (30.11.1939-13.03.1940). Ныне по той же причине Москва была вынуждена начать спецоперацию на Украине. Аналогичный смысл этих двух операций хорошо иллюстрируется тем фактом, что боевые действия СССР в Финляндии обозначались в советской печати как «финский поход Красной армии», «освободительный поход в Финляндию». Этот поход оказался крайне суровым испытанием советской армии в ее готовности к ведению «бескомпромиссной войны». Именно такой ожесточённой войной и стало в дальнейшем столкновение советского государства с озверевшей фашистской Европой.

Сегодня перед Россией стоит еще более страшный враг по сравнению с фашистскими ордами 1941 года. Чтобы его одолеть, нужна предельная концентрация жизненных сил российского государства, закрытие всех слабых мест в оборонной политике страны, связанных с оттоком за рубеж капиталов и производственных ресурсов. Акт «замораживания» странами западной коалиции материальных богатств России есть, по существу, наглый «силовой захват» принадлежащих ей жизненных богатств, то есть фактический акт «экономической агрессии», объявление нам тотальной «экономической войны. Важнейшим организационным фактором выживания России в условиях экономической агрессии против неё западных стран и всё более открытой подготовкой военного удара по нам силами всей Европы является национализация основных производственных ресурсов страны.

Ход боевых действий на Украине также говорит о крайней ожесточённости военных противников России, которые обещают в ближайшем будущем наплыв еще более беспощадных врагов со всех концов Западной цивилизации от Австралии до Канады. И как в годы Великой Отечественной лишь Божье заступничество спасло советское государство от гибели, искупленное у высших сил миллионными жертвами советских граждан, так и в нынешние времена лишь Божья Воля станет нашим непоколебимым оплотом в отражении глобального похода Запада против России. Да исполнится Божья Воля в попрании сил зла и бесовства на земле!

Поэтому современная Россия в условиях предстоящего глобального сражения с чудищем Западной цивилизации должна предложить своим гражданам, нынешним украинским оппонентам и всему цивилизованному человечеству свой образ справедливого общественного устройства «будущего», способного озарить завтрашний день развития всего мирового социума светом истины и справедливости. Только идейная сила этого проекта в обустройстве мирового сообщества станет для России нравственным залогом ее идейного торжества над вражескими силами мирового Зла, а значит и практической победы в предстоящей схватке с Западом.

Закономерным завершением моих рассуждений о статусе идеологии в рождении новой России станут слова Священного Призыва.

«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!»

Гореликов Лев Александрович, доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 10-11.


Уважаемый Лев Александрович! Ваша позиция свидетельствует всего лишь о полной сохранности багажа, приобретённого Вами в период господства марксистско-ленинской философии. А я руководствуюсь положениями не исторического материализма, а исторического идеализма, разработанных Алексеем Фёдоровичем Лосевым. Поэтому мой комментарий, в котором шла речь о различии исторических идей, саморазвитие которых определило многовековое развитие и России, и Запада, Вы так и не поняли. И запрет «государственной идеологии» в Конституции от Ельцина означал, что в действительности России хотели навязать условия, способствующие вытеснению присущего её нормальному развитию логоцентризма чуждым ей рациоцентризмом. Что же касается общей цели, то на данный момент нынешние события как раз и способствуют её осуществлению.
C. Гальперин / 14.04.2022, 16:52

11.

Ответ: Уважаемый господин Гальперин, оставьте разговор о Всемогуществе Божием и смысловом различии терминов "промысел" и "промысл" церковникам: это их занятие. А говорите о разумности практической жизни постсоветской России, в которой запрещена "государственная идеология", то есть разработка общественного идеала как руководства исторической практики. Если вы согласны с таким запретом, то открыто об этом заявите, а не путайте "Божий Дар" с "Яишницей".
Лев / 14.04.2022, 06:27

10.

Ответ на 7. "В своём комментарии я заявил, что считаю проблему выработки идеологии для России надуманной, в противовес позиции автора".
Уважаемый, о какой "надуманности" можно говорить, когда статья 13 Конституции РФ от Ельцина прямо запрещает россиянам иметь "государственную идеологию"? А идеология, как вы сами справдливо подчеркиваете, это жизнедеятельность общества на основе социально признанного идеала. А если нет идеала в общественной деятельности, то нет и цели движения. А если нет общей цели, то нет и коллективного разума. Вот и безумствуем уже более 30 лет: будем продолжать еще 30 лет? НЕ ПРОЖИВЕМ!
Лев / 14.04.2022, 06:05

9. Ответ на 8.

Учителю для справки:
Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям..
Катихизис Православной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Часть первая. О вере. П. 127.(переиздание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2000)
C. Гальперин / 13.04.2022, 09:28

8. Ответ на 7

Признавая Промысл Божий («промысл» - от «промыслить», а «промысел» - от «промышлять», это, скорее, из сферы частного предпринимательства)
Эка не знал, что СПАСИТЕЛЬ на русском языке говорил, да тогда и такого языка еще не было. Тогда уже в оригинале переводите!




учитель / 12.04.2022, 13:43

7. Ответ на 6

Признавая Промысл Божий («промысл» - от «промыслить», а «промысел» - от «промышлять», это, скорее, из сферы частного предпринимательства), человек, естественно, не должен оставаться безучастным. Вопрос, однако, в том, каков характер его собственной выбирающей воли. В своём комментарии я заявил, что считаю проблему выработки идеологии для России надуманной, в противовес позиции автора. При этом я руководствуюсь определением Сергея Хоружего: "Идеология – конструкция сознания, придающая идеалу нормативный характер, утверждающая его господство в сознании и превращающая стремление к нему в доминанту". Ясно, что при наличии саморазвивающейся исторической идеи (а именно о ней шла речь в моём комментарии) какие бы то ни было связанные с идеалом нормативы – порождение секуляризованного (обмирщённого) сознания, в недрах которого и возник термин «идеология». Что же касается формирования целеполагания в качестве предлагаемого автором проекта, то, на мой взгляд, ориентироваться следует на совет апостола Павла: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная"(Рим.12,12).

C. Гальперин / 12.04.2022, 12:03

6. Ответ на 3, C. Гальперин:

В связи с суждением автора о «воссоздании мира идей» уместно привести известный тезис Вл. Соловьёва: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». И если историческому материализму, на творцов которого ссылается автор, противопоставить исторический идеализм, соответствующий этому тезису, то окажется, что для многовековой истории России сама проблема идеологии является надуманной. По отношению к ней объяснение исторического процесса проявлением Промысла Божия требует признания многовекового саморазвития присущей именно православной России исто-рической идеи – христоцентризма (логоцентризма). Сегодня он противостоит антропоцентризму (рациоцентризму) Запада, который России начали открыто навязывать с 90-х гг. прошлого века. И ведь даже богоборческой власти не удалось эту идею уничтожить, проявившуюся в годы великих бедствий в жертвенной любви к Родине, – более того, она на неё опиралась, а подчас и злоупотребляла.

Я тоже признаю промысел Божий в осуществлении мировой истории. Но это вовсе не означает, что человек в этом процессе безучастен, что должен лежать на печи и жрать калачи, пока история не привезет его в Царствие Божие. Так, я признаю, что только вмешательство Божье воли спасло нас от поражения в столкновении с фашистской Европой в Великой отечественной войне. Но эта победа была искуплена у Высших сил 28 миллионами советских градан. Сейчас перед нами еще более страшный враг: поэтому для победы над ним потребуются еще большие жертвы.
Лев / 11.04.2022, 16:37

5. Ответ на 2, Алексей Строев:

Выработка общего видения будущего не может произойти по сиюминутному заказу для конкретной ситуации - она происходит долго на основе общей жизни. А вот сплотить общество на основе сиюминутной опасности можно и нужно. Идеология должна вырабатываться жизнью, чтобы не было нежизнеспособных конструктов, но прямо сейчас общество должно объединиться общей враждой к нацистам и либералам. Переученные богословы сейчас начнут нудить, что объединяться надо на основе любви, а не ненависти, но по факту все цивилизации в истории возникали из союзов в каких-либо конфликтах. А если мы победим, то начнем трудный процесс превращения ненависти к общему врагу в любовь друг ко другу.

Согласен, что главное сегодня в спочении и отпоре явному врагу, который ныне уже не прячется, а явно выступает с претензией на всемирную власть. Но сплочение не отвергает знания, а руководствуется им как своим идеалом в утверждении будущего. Не надо говорить много о будущем, а обозначь его общий лик, и этого будет достаточным для духовного сплочения.
Лев / 11.04.2022, 16:21

4. Ответ на 1, учитель:

В 1917 году западные страны развалили Российскую империю. В 1938 году был заключен Мюнхенский сговор, чтобы направить Гитлера на Восток. В 1991 году США смогли развалить СССР. Сейчас Запад натравил Украину на Россию. А есть ли вообще в России способные идеологи , которые смогут достойно противостоять этим действиям Запада ???

Спасибо за вопрос. К сожалению, должен признать, что никого нет. Это отсутствие "идейных лидеров" в постсоветской России объясняется двумя причинами. Во-первых, сложностью идеологической ситуации: с одной стороны, досоветская Россия исчерпала до максимума традиционный, религиозно-церковный потенциал, а с другой стороны, в советские времена надорвалась с научным проектированием справедливого общества на основе научного атеизма. Во-вторых, постсоветская власть конституционально запретила разрабатывать общенациональную, государственную идеологию: чего хотели, того и добились. Остается надеяться на Божью волю в послании нам духовного Спасителя и его откровение.
Лев / 11.04.2022, 16:05

3.

В связи с суждением автора о «воссоздании мира идей» уместно привести известный тезис Вл. Соловьёва: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». И если историческому материализму, на творцов которого ссылается автор, противопоставить исторический идеализм, соответствующий этому тезису, то окажется, что для многовековой истории России сама проблема идеологии является надуманной. По отношению к ней объяснение исторического процесса проявлением Промысла Божия требует признания многовекового саморазвития присущей именно православной России исто-рической идеи – христоцентризма (логоцентризма). Сегодня он противостоит антропоцентризму (рациоцентризму) Запада, который России начали открыто навязывать с 90-х гг. прошлого века. И ведь даже богоборческой власти не удалось эту идею уничтожить, проявившуюся в годы великих бедствий в жертвенной любви к Родине, – более того, она на неё опиралась, а подчас и злоупотребляла.
C. Гальперин / 11.04.2022, 14:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Александрович Гореликов
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Категориальные основания формирования исторической картины мира
В продолжение разговора о будущем России и мирового сообщества
01.11.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Контуры ноосферного будущего в интеллектуальном прозрении российского общества
Первоначальное внедрение ноосферной идеологии в практику общественной жизни должно осуществляться в более социально монолитном и духовно сплоченном по сравнению с Большой Россией очаге русской культуры
30.07.2024
Онтологический символизм как мировоззренческая парадигма цельного знания
Часть 1: Вербальные контуры социально-исторического процесса
11.07.2024
Все статьи Лев Александрович Гореликов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34