Про православный (без кавычек) юмор

Юмор в целом является необходимым для возрастания человеческого существа на каких-то из этих этапов, пока невидимая Отеческая рука не выведет нас на новый этап, где в юморе необходимости нет

0
958
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

Когда человек находится в тяжелом, обремененном состоянии, юмор, как известно, становится для него защитной реакцией, чтобы как-то умерить боль от болезней, мучений, невзгод и неурядиц. Однако допустим ли юмор человеку, если он находится в состоянии относительно  здоровом и благополучном, когда он в определенном смысле еще не труждается и не обременен, подобно юному студенту или школьнику, или же легко восстанавливается после трудов, так что еще не видны горизонты здоровья и способностей, или же все у него пока получается, так что имеются как возможности, так и силы, чтобы есть, пить, веселиться, подобно богачу из притчи (Лк. 12:16-21). Историк смеха Питер Джонс ограничивается тремя теориями возникновения смеха: превосходство (не только над человеком, как можно сперва подумать, но и над проблемой), фрейдисткое подавление желаний, прорывающихся наружу (известная и любимая нами классика: Никулин в образе клоуна на арене цирка моет руки водкой, и зал ухохатывается, потому что все понимают желание персонажа употребить стаканчик), и смех над искусственными несоответствиями. В последнем случае сатире может быть подвергнуто все абсурдное постмодернистское искусство и законы об узаконении противоестественных отношений, однако, как мы видели в недавнем прошлом, механизм окна Овертона, напротив, приводит не к решению проблемы, а к привыканию к ней (через популярные кинофильмы, сериалы, рекламу). То есть юмор, так или иначе, таит в себе риски с христианской точки зрения.

Если есть некий общечеловеческий юмор, то существует ли православный юмор, пусть как бы в качестве здоровой разновидности его, либо в противовес ему?  Мы знаем, что ум не бывает празден, и если не занят чем-то положительным, то оказывается вовлечен в занятия отрицательные. С этой позиции выходит, что лучше уж дать ему хоть какую-то положительную работу, чем свято место окажется пустым. Между тем, чтобы такой юмор приносил пользу, он должен быть естественно рожденным, а не вытуженным или специально выдуманным. В историческом плане в 2010-е годы в России стал происходить некоторый, наметившийся чуть ранее, отход от аскетических трудов и ограничений прошлых десятилетий. В информационном пространстве стали возникать и популяризироваться своего рода субкультурные явления, православные по внешней форме, но не имеющие таковой сути и глубины. В частности, возникали полупрофессиональные сообщества православного юмора, специализирующиеся на создании сатирического и юмористического контента для церковной и околоцерковной аудитории. О качестве производимой продукции и степени всеядности таких сообществ, часто переступающих красные линии благочествия, сейчас совершенно нет необходимости говорить, и достаточно сказать, что иногда за основу брался вполне мирской анекдот, в конструкцию которого вплетались узнаваемые типажи церковной действительности или церковно-исторические личности. Это не настоящий православный юмор, а химера, стремящаяся подружит мiр и Церковь в попытке пагубной унии. К сожалению, таким путем воспитано целое поколение, считающее это нормой: возникают юмористические учебные материалы для воскресных школ и, тем самым, закладываются бомбы замедленного действия для новой исторической катастрофы.

Очевидно, настоящий православный юмор не должен приводить к десакрализации ни в каком виде и ни под каким предлогом. Он мудр. Сопряжён с любовью, возжигает любовь. Он не завидует, не превозносится, не гордится, не радуется неправде — совсем как любовь, описанная Апостолом Павлом (1 Кор. гл. 13). Православный юмор идет рука об руку с мудрой екклесиастовой печалью. Как мне представляется, он должен быть одним из источников радостопечалия, умиления. Как говорит протоиерей Андрей Ткачев в своих выступлениях, святые не смеются там, где смеются другие, и смеются тогда, когда другие не смеются. Например, он часто упоминает Лазаря Четверодневного, который улыбнулся только один раз, когда он увидел некую женщину, что украла глиняный сосуд, и это событие прокомментировал так: «Глина ворует глину», — то есть земляной человек крадет что-то сделанное из такой же земли. У православного юмора имеется свое парадоксальное, но точное место, будучи поставленным на которое он выводит человека из метафизического сна. Если уж и дано существовать юмору в целом, то, пожалуй, только ради собственно православного юмора, как совершенной и вершинной его формы. Думается, что на такой юмор, если он действительно православен, не распространяются грозные слова Спасителя «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете», потому что, соединяя в себе веселье и радость с печалью и слезами умиления, он подпадает под другое обетование: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь».

В завершение этого короткого рассуждения предлагаю вниманию благосклонного читателя несколько небольших фрагментов, которые, прочитанные в своем контексте, кажутся мне подходящими, чтобы относить их к православныму юмору как явлению.

****

«Как-то я заехал к одной бабушке, которая не могла сама до храма дойти, — рассказывает отец Максим. — Бабушке лет 80, еле ходит, квартира запущенная... Спрашиваю: “А дети у Вас есть, внуки?” Есть, говорит. “А часто они Вас навещают?”. Числа 5-го или 6-го придут, отвечает. “Почему?” — “А мне в эти дни пенсию приносят. Они придут, возьмут мою пенсию и будут на нее пить. Жалко, Господь меня не берет. Давеча помылась, надела чистую сорочку, сутки пролежала — да вот, не умерла”».

(Священник Максим Иванов, настоятель Вознесенско-Георгиевской церкви, г. Тюмень)

****

«Однажды после Евхаристии я спросил одну женщину: “Вы сегодня были в Церкви или в храме?” Она поняла вопрос и ответила: “К сожалению, я была сегодня только в храме”».

(Архимандрит Виктор /Мамонтов/)

****

«Каждый вкладывает в понятие “хлеб насущный” свое содержание. Во время войны один мальчик, молясь, говорил так: “Хлеб наш насушенный даждь нам днесь”, — потому что основным питанием были сухари. То, что было необходимо мальчику и его семье для поддержания жизни, — это высушенный хлеб. Это может показаться смешным или грустным, но это показывает, что каждый человек — и старый и малый просит у Бога именно то, что ему больше всего нужно, без чего он не может прожить ни одного дня».

(Митрополит Иларион /Алфеев/)

****

«Однажды отец сидел в воскресный день дома и читал Евангелие, а страницы Евангелия были с золотым обрезом. И мальчик маленький сказал папе:

— Папа, а я знаю, почему у этой книжки странички позолочены.

— Почему, сынок?

— А вор увидит, что книжка золотая, и украдет ее, а потом прочитает, покается и спасется».

(Митрополит Арсений /Яковенко/, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры)

P.S.

Учитывая слабость человеческого существа, нужно сказать несколько слов отдельно в качестве послесловия. Если человек православный, это не значит, конечно, что он должен быть субкультурщиком: есть «по-православному», одеваться «православно», и юмор допускать исключительно «православный». Юмор — не догма, и тем более не нужно его идолизировать. Если человек православный, то достаточно с него, чтобы тот был умеренный, пристойный, не злой и т.д. и т.п. «Все мне позволено, но не все мне полезно», пишет Апостол Павел (1 Кор. 6:12). Потому, видимо, и юмор для тех, кто питает определенную слабость к нему, должен быть признан допустимым, хотя и в той мере, в которой он является этапом возрастания духовного человека. Я имею в виду, что надо помнить о конечной цели — равноангельском житии в Царстве Небесном. По пути в том направлении земной человек возрастает и упражняется с помощью разных вещей, несовершенных, но представляющих для него значимость и дающих какую-то пищу размышлениям: в детстве это сказки и игры, в молодости уже музыка, литература, искусство, образование, в зрелости труд на злобу дня и воспоминания о прошлом, в старости болезни и ограничения. Юмор в целом, судя по всему, также является необходимым для возрастания человеческого существа на каких-то из этих этапов, пока невидимая Отеческая рука не выведет нас на новый этап, где в юморе необходимости нет. Юмор и прочие вещи рано или поздно отпадут, как отпадают строительные леса при строительстве величественного собора. Данным собором является человеческая душа, которая, окрепнув и войдя в силу, начинает жить духовно, без насущной необходимости в прошлых вещах и с благодарностью Богу за все, что было и есть.

До того времени надо только помнить, что бывает ситуация, когда «без ума смеяхся», описанная в 3-й из Вечерних молитв, и потому приходится не терять бдительность. Это значит, что прежде чем посмеяться над чем-то, надо получить одобрение от внутреннего камертона совести на дозволительность этого смеха. Только получив разрешение совести, в следующее же мгновение можно облегченно посмеяться. А иначе придется перетерпеть, проанализировать, произнести про себя краткую молитву «Господи, помилуй», укорить себя за улыбку в ответ на неподобающую шутку. Если совести часто приходится останавливать нас от плохих шуток, то от сообщества, где это происходит, надо поскорее удалиться, и если там не наступает исправления, то насовсем покинуть его. Например, в «Камеди-клаб» по ТНТ когда-то умудрились скабрезно поглумиться даже над алфавитом Кирилла и Мефодия с упоминанием святых. Понятно, что такую телепередачу надо избегать не только подросткам, но и взрослым. Посмеяться над тем, кому молишься — это страшный грех. Если это происходит в общенародном масштабе, то последствия не преминут явиться.

Габышев Дмитрий Николаевич, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, эссеист, г. Тюмень

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

«Однажды отец сидел в воскресный день дома и читал Евангелие, а страницы Евангелия были с золотым обрезом. И мальчик маленький сказал папе:
— Папа, а я знаю, почему у этой книжки странички позолочены.
— Почему, сынок?
— А вор увидит, что книжка золотая, и украдет ее, а потом прочитает, покается и спасется

--- Видишь ли сынок.., папа еще не всю ее прочел...

1. Про православный юмор

Да простит меня автор, но его примеры "православного юмора" несмешные. Это не юмор, это грустные истории из жизни. Но могу подсказать ему еще одну "православную" разновидность юмора - умение подшучивать над собой. Многие священники, которых я знаю, - юмористы именно такого плана. Они шутят над собой, вышучивают свои собственные слабости и страсти. И чем мудрее священник, чем духоноснее, - тем больше он смеется над какими-то своими проблемами, даже серьезными. Мне всегда удивительно это видеть, и от такого - можно даже сказать уничижения - чувствуешь к ним большое уважение. Смехом, юмором они попирают собственную гордыню, высмеивают ее в себе. Вот такой юмор я считаю действительно православным.
Алина / 31.03.2022, 10:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12