Поправки в Конституцию 2020 года внесли некоторые необходимые изменения, отчасти снижающие риски, заложенные либеральной Конституцией, принятой в 1993 году. Новая редакция Конституции-2020 (статьи 71 и 80) вводит понятие «публичная власть». С точки зрения местного самоуправления это ставит всё на свои места. Ибо ст. 12 Конституции, а также действующий Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ), говорят о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что позволяло некоторым руководителям на местах (главам муниципалитетов) заявлять чуть ли не о своей самостийности от государства. Теперь статьей 80 Конституции определено, что Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. «Публичная власть» – понятие, объединяющее государственную и муниципальную власть.
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» Клишаса-Крашенинникова (далее – проект Клишаса-Крашенинникова или проект К-К) внесён под эгидой привязки к «публичной власти». Хотя, по сути, в большей степени вносит сумбур в понимание единой схемы управления, обрезает самый нижний уровень управления – в поселениях страны. Закон уже принят в первом чтении, что излишне поспешно для таких весомых и комплексных для судьбы страны вопросов.
1. Действующий 131-ФЗ совершенно верно подразумевает, что местное самоуправление осуществляется по поселенческому и территориальному принципам, в том числе – в городских, сельских поселениях. Статья 10 действующего 131-ФЗ гласит: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения».
А статья 9 проекта Клишаса-Крашенинникова подразумевает, что местное самоуправление осуществляется только на уровне: 1) городской округ; 2) муниципальный округ; 3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения. Всё! И называется это – «одноуровневая система местного самоуправления».
В пояснительной записке к проекту К-К красиво на первый взгляд говорится, что одноуровневая система местного самоуправления позволит создать новую систему власти на местах, в основе которой будет заложен (!) не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. И заявляется, что это, по мнению Клишаса и Крашенинникова, позволит повысить эффективность местного самоуправления и его финансовую основу.
Подобного рода заявления и обоснования принятия проекта К-К видятся совершенно необоснованными. В этом можно обнаружить вообще девальвацию понятия «местное самоуправление», которое в России имеет корни в русских крестьянских общинах, то есть основано именно на территориальности и поселенческом принципе. Земская система местного самоуправления в России также строилась на территориальном принципе в волостях (сельсоветы по-современному), уездах и малых городах, не зря выборные и исполнительские органы при земстве назывались «земские собрания» и «земские управы», то есть – «от земли», территорий. Таким образом, отказ от территориального принципа – удар по исторической России, традиционным ценностям, традиционным для России основам управления.
В связи с этим, видится не случайным, что в определении самого местного самоуправления (статья 1) в проекте Клишаса-Крашенинникова по сравнению с определением (статья 1) местного самоуправления 131-ФЗ отсутствует указание, что местное самоуправление в России – «форма осуществления народом своей власти … исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Отсутствует, кстати, в проекте К-К и термин «народ», что также, думается, неправильно и уводит от сути народовластия (демократии) в России.
2. Как это возможно вообще: местное самоуправление без территориального, поселенческого принципа? Ибо известно, чем более приближен гражданин к малой территории, чем ближе знает своих депутатов, руководителя администрации, тем в большей степени он заинтересован в развитии конкретной территории, тем более он инициативен, как следствие – тем более эффективно само управление на местном уровне. А инициативы граждан, как раз сегодня и не хватает. Логично было бы развивать именно территориальное (в небольших муниципалитетах, где все знают друг друга в лицо) самоуправление. Местное самоуправление, в этой части, не нужно путать с государственным управлением, которое строится на других принципах – централизации власти, подчиненности вышестоящему уровню, четкости выполнения исполнительских функций. Местное самоуправление в первую очередь исходит из других посылов – инициативности, неравнодушия, заинтересованности граждан на местах. Ведь местное самоуправление, по своей природе, должно строиться по поселенческому, территориальному принципу, то есть в сельских поселениях и небольших городах, в микрорайонах крупных городов. А в проекте Клишаса-Крашенинникова предлагается обратная схема, исключаются поселения из территорий муниципальных образований.
3. Отсюда, в частности, странная формулировка п. 9 статьи 10 проекта К-К: « Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учётом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдалённых и труднодоступных местностях». Хотя бы даже указанная формулировка указывает на снижение управляемости в случае принятия проекта К-К, предусматривающего устранение поселенческих МО, которые сейчас приближены к населению, и вообще на колоссальные риски, если будет устранён территориальный принцип построения местного самоуправления в России.
4. Да, существует проблема соблюдения вертикали публичной власти, то есть эффективности исполнительских функций от федеральных органов власти до самого нижнего уровня, быстрейшего доведения властных распоряжений и сигналов с самого высокого уровня до конкретных территорий. Но решать данную проблему нужно не в счёт убийства местного самоуправления, что, разумеется, приведёт к обратному результату – снижению исполнительских функций на местах.
5. Проблема двухуровневости и дублирования функций местного самоуправления в районах по 131-ФЗ сегодня существует. Но решаться она должна иным образом (об этом я говорил и писал и 20-25 лет назад). Нужно, наоборот, опускать уровень государственной власти до уровня районов, делать районы нижним уровнем госвласти с наделением районов полномочиями исполнения государственных функций и координации деятельности муниципалитетов в границах района. При этом кардинально усиливается и централизация власти. А муниципалитетами в границах района должны считаться сёла и деревни, малые города, сельсоветы, волости (объединение сельских советов) и другие сельские и городские поселения. И в крупных городах должна осуществляться государственная власть, а местное самоуправление в крупных городах (например, в областных центрах) – в микрорайонах, кварталах, округах, группе улиц и других территориальных единицах города. В Москве и Санкт-Петербурге, как известно, отчасти так и есть, органы власти города выполняют и функции государственной власти, и местного самоуправления. В идеале, напротив, районы в краях, областях и республиках России нужно исключать из перечня муниципальных образований. А новым законом Клишаса-Крашенинникова предлагается только районы (а не поселения внутри районов) считать МО. Всё наоборот.
6. Вероятно, подразумевается проектом К-К, что местное самоуправление в поселениях будет заменяться ТОСами (территориальным общественным самоуправлением), что отражено в ст. 45 проекта К-К. Но ТОС – не местное самоуправление, вообще – не управление, а, в лучшем случае, «самодеятельность граждан», общественная деятельность граждан на их усмотрение и по вопросам, определённым участниками общественной деятельности. Попытка перевода функций настоящего местного самоуправления на уровень ТОСов – профанация местного самоуправления в сельских поселениях страны.
7. Устранением нижнего уровня, поселенческого, и перераспределением оттуда полномочий местного самоуправления на уровень городских и муниципальных округов не будут решены финансовые проблемы осуществления местного самоуправления в России. Осуществление местного самоуправления в России идёт по 131-ФЗ с большим скрипом, но идёт, имеется множество проблем в связи с реализацией данного закона. Муниципальным образованиям сельских поселений, малых и средних городов России приходится выполнять за счёт собственных доходных источников несвойственные для местного самоуправления функции, имеющие не местный, а общегосударственный характер, что не позволяет развиваться местному самоуправлению. В 2003 году до принятия 131-ФЗ на финансирование местного самоуправления направлялось 10% от ВВП, в 2016 году – всего около 4% от ВВП. За последние 10 лет количество полномочий МО увеличилось в 1,5 раза, финансовая обеспеченность (налоговые источники для МО) снизилась в 2,5 раза.
Между тем, финансовые проблемы местного самоуправления лежат в сфере совершенствования межбюджетных отношений, также – изменения финансового и бюджетного законодательства, где целесообразно предусмотреть больший объем финансовых средств для муниципалитетов. Принятие нового закона о местном самоуправлении для решения финансовых проблем местного самоуправления не требуется.
8. Повышение ответственности органов местного самоуправления и возможность влияния на них со стороны региональных властей, выраженное, например, в проекте Клишаса-Крашенинникова в том, что вышестоящие уровни управления участвуют в выборе (назначении) главы МО, а высшее должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе МО, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, – меркнет на фоне вышеназванных проблем потери управляемости территорий. Да и эти положения с успехом можно внести правками, скажем, и в действующий закон 131-ФЗ. Также ничего не мешает некоторые отдельные мысли проекта К-К, например, о том, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти России», оформить в виде поправок к 131-ФЗ. А потому и в этом смысле не совсем понятна целесообразность закона о местном самоуправлении в новой редакции.
9. Статья 4 проекта К-К определяет, что «муниципальное образование не является административно-территориальной единицей». Непонятно, как это соотносится, например, с «городом», который априори является административно-территориальной единицей. В соответствии со ст. 9 проекта К-К – «городским округом является муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями…». Но «один город», если составляет «городской округ» – это же административно-территориальная единица. В непонимании этой простой истины в проекте К-К видна неразбериха на федеральном уровне, что до сих пор, за все 30 лет, за всё время существования «новой России», отсутствует федеральный закон России «Об административно-территориальном устройстве в России» или хотя бы типовой и рамочный закон для всех субъектов РФ (об этом говорил и 25 лет назад).
Разные регионы принимают свои законы на данную тему, отсутствует единообразие по стране и вообще осмысление на федеральном уровне сути административно-территориального деления в России. Что и приводит к таким формулировкам в проектах законов, да ещё и принятых в первом чтении. А это в свою очередь приводит к путанице и смешиванию понятий федеративного устройства, местного самоуправления и административно-территориального деления в России, что негативным образом отражается на практике управления и вообще социально-экономического развития страны.
10. Интересно изменение подхода к структуре местной администрации. Если 131-ФЗ определяет, что в местную администрацию могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы, то п.п. 16 и 17 статьи 23 проекта К-К ориентирует муниципалитеты на создание территориальных органов администраций и только допускает возможность создания функциональных подразделений. Интересно, можно ли эффективно управлять без отраслевых (функциональных) структур? Безусловно – нет.
11. Статья 12 проекта К-К справедливо упрощает понимание и процедуру преобразований муниципальных образований по сравнению нормами, предусмотренными 131-ФЗ (сейчас вопросы преобразований МО излишне запутаны), но этот вопрос также может быть решен посредством внесения изменений в 131-ФЗ. При этом в указанной ст. 12 проекта К-К отсутствует прозрачная и понятная процедура учёта мнения или «согласия населения» на преобразования МО. Отсюда опасность в том, что некоторые федеральные и региональные органы управления смогут преобразовывать МО неправомерно по собственному усмотрению, без должного учета мнения проживающих в МО граждан.
12. С исключением поселенческого уровня местного самоуправления можно сказать, что исчезает и сущностное понимание самого местного самоуправления, происходит подмена понятий. Тогда уж честнее и прямее заявить о том, что местное самоуправление в России вообще упраздняется. Но тогда нужно думать, чем заменить? Возвратиться к «советам народных депутатов» не удастся. Тогда ещё большая «революция», уже слишком далеко ушли от советской системы организации власти.
13. С исключением поселений из перечня МО в областях и краях России остаются 1) городской округ; 2) муниципальный округ. Отсюда можно предположить, что будет положена тенденция из муниципальных районов, которые теперь будут называться муниципальными округами, вычленять крупные городские поселения, которые будут называться «городскими округами». В принципе такие процессы наблюдаются и в настоящее время. Но теперь, с принятием нового закона, само законодательство будет на это ориентировать, почти обязывать. Таким образом, кроме разрушения исторического единства территорий в границах района, ещё и будет снижаться бюджетная обеспеченность на душу населения в районах, потому как самые бюджетоформирующие объекты расположены в городах. Отсюда – это дополнительный удар по русской провинции, российской глубинке, сельскому хозяйству.
Нельзя исключать, что данная конструкция в новом законе заложена адептами урбанизации территорий, более чем спорного направления, разрушающего сельские поселения и малые города России. Известно, что агломерацией и укрупнением регионов, идеей превратить Россию в несколько десятков агломераций, куда заселить всю страну, а остальную территорию превратить в «вахтовый посёлок», вслед за главой Счётной палаты РФ Алексеем Кудриным озабочен вице-премьер федерального правительства Марат Хуснуллин. До этого на этой «ниве» весьма усердно трудился бывший министр экономического развития Максим Орешкин. В этой же парадигме лежит и завидная настоятельность в массовом завозе среднеазиатских и кавказских мигрантов в Россию, несмотря на уже давно творящийся из-за этого правовой и культурный беспредел по отношению к русской культуре и местным жителям. А в привлечении мигрантов также весьма активен тот же Хуснуллин.
14. При принятии проекта К-К муниципальная власть для многих граждан станет «удалённой». Территориальные подразделения муниципальной власти и старосты в поселениях не заменят суть осуществления местного самоуправления в поселениях, потому что органы управления на местах не будут иметь возможность самостоятельно принимать решения. Местных (поселенческих) депутатов также не будет. Многие жители в поселениях областей и краёв России лишатся возможности по привычной для них и верной по существу схеме обращаться непосредственно к представителям муниципальной власти за решением текущих коммунальных вопросов и проблем развития и благоустройства конкретных территорий, по земельным и имущественных проблемам и вопросам правопорядка и справедливости. Значит – снижение эффективности власти в российской глубинке, снижение, если угодно, достижения справедливости при возникновении конфликтных ситуаций, отсюда – возможное выражение неудовлетворения граждан всей реформой местного самоуправления.
15. Видимо, в этой ситуации «удалённости» граждан от власти, будет делаться упор на усиление электронного общения граждан с районными властями, что усилит т.н. «виртуализацию власти». Многие граждане, кстати, в сельских поселениях не являются «продвинутыми пользователями» электронных систем коммуникаций, значит – у них вообще почти не будет возможности подавать заявления и предложения.
Всё это приведёт к дальнейшему опустошению конкретных территорий России, люди получат дополнительную мотивацию к выезду из своих поселений. Перспектива для многих граждан и семей чисто объективно в сельских и малых городских поселениях спадет, ещё в большей степени проявится «потеря смысла жизни» и нежелание рожать детей. Отсюда – негативное влияние на рождаемость, снижение рождаемости.
Проектом Клишаса-Крашенинникова предложена по сути управленческая и общественная революция, которая породит множество проблем. А только одна, хотя и главная, среди создаваемых проблем – дальнейшее разрушение деревни, удар по сельскому хозяйству, традиционным ценностям, которые в основном сейчас ещё теплятся в малых городах и сёлах страны в отличие от мегаполисов. Также – снижение и так низкой инициативности граждан. Также – снижение управляемости территорий в районах регионов России. Последствия могут быть совершенно непредсказуемые – и полная потеря управления на нижнем уровне, и возмущения (протесты) граждан.
Создается впечатление, что «публичная власть» является лишь поводом для новой редакции закона о местном самоуправлении, ломая более правильное понимание сути местного самоуправления. В новом законе видна спекуляция «публичной властью».
Кроме того, разработчики законопроекта не учли суть управления на нижнем уровне, например, в Белоруссии. А это очень важно в условиях поставленной задачи президентами В.В. Путиным и А.Г. Лукашенко на построение реального Союзного государства «Россия-Белоруссия». В более широком смысле, необходимо соотнесение схем местного самоуправления в России с организацией нижнего уровня управления в республиках ДНР и ЛНР, иных государствах, потенциально могущих войти в будущем в единое русское государство.
Предлагаемый проект закона, в случае принятия его в целом, приведёт к неразберихе в существующих схемах управления на местах, снижению управляемости на нижнем уровне. А потому принятие закона, как минимум, несвоевременно. Тем более с учётом повышения нестабильности на международном уровне, попыток давления Запада на Россию, ситуации вокруг Украины с очень вероятным обострением ситуации.
Исходя из вышеизложенного, в связи с высокими рисками для страны, видится нецелесообразным принятие закона Клишаса-Крашенинникова. Как минимум, в 2022 году этого делать не стоит. Было бы верно, если бы федеральные органы власти на ближайшую перспективу наметили широкое общественное обсуждение законопроекта.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, секретарь МОО «Русское Собрание»
2. Ответ на 1, Виноградов Юрий:
1. Единая система публичной властью отсутствует
Можно ли управлять автомобилем с завязанными глазами?
Дмитрий Медведев в бытность президентом выпустил Указ 201 от 17 февраля 2010г. Указ требует от Администрации Президента РФ ни в коем случае не передавать писем граждан Президенту РФ, а жалобы требует отправлять для отписки тем «перцам», на кого граждане жалуются.
https://cloud.mail.ru/public/3AGj/3TAhTfqkN Указ с комментариями.
Путин не знает, что Указ Медведева 201 от 17 февраля 2010г. нарушает статьи 1, 15, 23 и 29 Конституции РФ и статьи 138 и 237 Уголовного Кодекса РФ?
В условиях, когда Президента РФ кастрировали от информации с мест, клерки информируют Президента в объёме, достаточном для принятия нужного клеркам решения.
Де-факто, после Указа 201 в России изменился Конституционный строй (а это нарушение статьи 1 Конституции), а новому строю больше подходит название «КЛЕРКИЯ». Но, изменение Конституционного строя Указом - это нарушение статьи 15 Конституции. Статья 15 – главенство Конституции РФ.
Можно ли управлять страной не имея информации от граждан?
Можно ли управлять автомобилем с завязанными глазами?
Оказывается, таки можно, если клерки говорят Президенту РФ на какие рычаги при управлении автомобилем воздействовать и как!
Как называть В.Путина? Гарантом Конституции РФ?
*** Статья 138 УК РФ – нарушение тайны переписки, статья 237 УК РФ запрет цензуры. (Статья 23 Конституции РФ – гарантия тайны переписки, статья 29 Конституции РФ - запрет цензуры.)
В связи с изложенным, Путин не более, чем говорящая голова и читает текст, не им придуманный. Или таки можно не понимать ситуацию на местах и управлять государством?