Оказывается, вице-премьер Марат Хуснуллин не считает правильным существующий в настоящее время принцип территориально-административного деления России. А регионы России необходимо укрупнять. Такое мнение, подчеркнув, правда, что это его личная позиция, он высказал в рамках круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в НИУ ВШЭ. «Я считаю, что надо укрупнять регионы – раз. Второе, я считаю, что надо идти на агломерации, точки роста у нас – агломерации…», – в частности, заявил он.
Возникает ряд вопросов. Первое – не надо путать сферу строительства с государственным строительством. В функции Хуснуллина как заместителя Председателя правительства входят вопросы строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, планирование развития территорий. Но то, что он затрагивает в своей пламенной речи в ВШЭ, в частности про количество субъектов федерации – это в большей степени вопросы государственного устройства, конституционного права, если угодно – внутренней политики высшего уровня. Административно-территориальное устройство теснейшим образом связано с федеративным устройством России. А заключения на эти темы, если говорить о правительстве, лежат в сфере полномочий премьера М.В. Мишустина. А вообще-то эта сфера (государственного устройства) относится, прежде всего, к функциям Президента и палат Федерального Собрания. Если на эти темы молчит председатель правительства, то насколько соответствует принципам работы исполнительной власти заявления его зама, да еще по вопросам, которые напрямую к его функциям не относятся? Он же в системе исполнительной власти. Ни с кем себя не путает Марат Шакирзянович?
Хорошо, если уж Хуснуллин такой больший специалист в административно-территориальном устройстве, то мог бы высказать своё отношение к асимметрии, заложенной Конституцией-93, в дефиниции «республика» и «область», разности статусов национально-территориальной единицы (республика) и просто административной единицы (край, область). Вот именно в этом аспекте его мнение, как выходца из властного истеблишмента национально-территориальной единицы – республики Татарстан, было бы весьма интересно. Хотелось бы услышать из его уст несколько критических замечаний по преференциям Татарстану в связи с правовым неравенством статусов субъектов федерации, от которых в Татарстане «кое-где ещё порой» и до сих пор видны проявления татарского национализма и панисламизма. Такие оценки, если бы они прозвучали в ВШЭ, на идеологической площадке института либеральных «реформ», имели бы вдвойне сильное практическое значение.
Кстати, так уж совпало, что Марат Хуснуллин, наравне с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, несмотря на все явные риски бесконтрольной миграции ратует сейчас и за возобновление миграционных потоков в Россию под видом «точечного въезда мигрантов» на объекты строительства. Вновь, вопросы госнацполитики – явно не в его ведении. Но он пытается внедриться в решение миграционных проблематик через призму, как бы, строительства…
Ещё до «высокого» собрания в ВШЭ, агентство «Первый Русский – Царьград» (Юрий Пронько) на тему «агломераций» и укрупнения регионов сообщал, что вслед за главой Счётной палаты России Алексеем Кудриным идею превратить Россию в 11 агломераций, куда заселить всю страну, а остальную территорию превратить в «вахтовый посёлок», поддержал вице-премьер федерального правительства Марат Хуснуллин. Источники в правительстве передали агентству проект некоей «Стратегии агрессивного развития инфраструктуры», которая представлена под руководством Хуснуллина. Как пишет издание, когда доходишь до 37-й страницы, то видишь ужасающую карту своей страны, где большая часть территории – безлюдная пустыня. Чёрным по белому в документе написано, что «агломерации – основной драйвер жилищного строительства», 70% жилья, возводимого в стране, – это «человейники», построенные в этих многомиллионных гетто. Итак, констатирует Виктор Пронько, в «полку Кудрина» прибыло, его опасные идеи не просто проникли в правительство, а получили поддержку. Теперь и господин Хуснуллин даже не настаивает, а требует создания крупных агломераций в России. И плевать им на то, что эксперты с этим категорически не согласны.
«Царьград» справедливо заключает: «Ещё до реализации хуснуллинской стратегии, уже сейчас наблюдается концентрация населения в двух столицах и на юге страны. На Урале, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке имеются отдельные точки жизни – города-миллионники или крупнейшие региональные центры, а за их пределами Россия с очень большой скоростью превращается в безлюдную пустыню. Только в прошлом году нас стало на полмиллиона меньше… В условиях отсутствия в регионах жизненных и трудовых перспектив люди, прежде всего молодёжь, не видят перспектив. Они едут в крупные города, чтобы выжить и прокормить свои семьи. «Злокачественная урбанизация», которая с каждым годом набирает свои обороты, ведёт к тому, что в регионах закрываются предприятия, школы, больницы. Сверхконцентрация людей, экономики, доходов в Москве, Петербурге, городах-миллионниках, колоссальное экономическое неравенство территорий ведут к вымиранию целых регионов… То, что пытаются протолкнуть Кудрин и Хуснуллин, чревато смертельной опасностью для России. На стороне агломераций обнаглевшие банковские и строительные группировки… Сами эти дельцы предпочитают жить в своих пригородных домах, в то время как мегаполисы их стараниями превращаются в «человейники», регионы перерастают в безлюдные пустыни. И это в стране, которая обладает гигантскими территориями и беспрецедентными природными ресурсами».
Административно-территориальное устройство, вопросы объединения и разъединения регионов – тема серьезная, которая должна решаться не только в экономической, а тем более не в «строительной» плоскости. Когда в 90-х и начале нулевых о проблеме федерализма и административно-территориального устройства говорили государственники и русисты, их либо не замечали во власти, либо подвергали обструкции, мол, посягают на святое – демократическую Конституцию. Эти проблемы поднимали, в частности, русские мыслители В.Н. Осипов и С.А. Шатохин. Разумеется, не только они. Они говорили и говорят о необходимости перехода от национально-территориального устройства России к территориальному, приравниванию статусов республик, областей и краев России, сильном центре, приоритетном развитии малых городов и сельских поселений. Российского федерализма до 1917 года не было и по-хорошему не должно быть сейчас, принципы государственного устройства современной России не соответствуют исторической основе. В таком ключе, при практически унитарном построении государства и сильном центре можно и сократить число субъектов (регионов), объединив ряд из них. Но либералы из ВШЭ и подобных структур, многие из которых находятся на высоких этажах власти, имеют в виду диаметрально противоположное мыслям русских мыслителей. В их «исполнении» укрупнение регионов и преобразования административно-территориального устройства – очередное деление России и простое уменьшение числа регионов (объединение регионов) при сохранении всех рисков федерализма и имеющейся асимметрии в государственном устройстве России, приоритетное развитие нескольких мегаполисов за счет окончательного разрушения российской провинции, опустошения средних и малых городов, сельских поселений.
Напомню, что тройку лет назад таким же большим специалистом по аналогичным вопросам в правительстве Медведева, как сегодня Хуснуллин, был министр экономического развития Максим Орешкин. Воспитанник, кстати, всё той же ВШЭ. Разрабатываемая под его контролем «Стратегия пространственного развития» предлагала разделить Россию на 14 «макрорегионов». Об этом отмечал в материале «Для чего вновь делят Россию?». И как писал три года назад, хоть в пояснительной информации того документа лукаво говорилось, что этот вопрос (деления на 14 «макрорегионов») никак не связан с федеративным (административно-территориальным) делением, тем не менее, совершенно очевидно, что такая связь абсолютно прямая. Тогда этот номер в чистом виде не прошёл. За счет публичного раскрытия странных планов по очередному делению государства окончательная редакция «стратегии» приобрела более обтекаемую форму, хотя осталась, разумеется, порочная направленность принятого документа.
Но примерно год назад казалось, что наверху сделали правильные выводы. Так, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости изменения важного стратегического документа «Стратегия пространственного развития России до 2025 года», принятого в своё время кабинетом Медведева. В действующей редакции «стратегии» делается акцент на поддержку исключительно мегаполисов. Как сказала В.И. Матвиенко, документ не учитывает особенности расселения страны по огромной территории и грозит её «обезлюживанием», что сопряжено с «серьезными геополитическими рисками». Она призвала доработать (по сути – переработать) документ, чтобы обеспечить сохранение малых и средних городов, улучшив в них условия жизни.
Но всё возвращается на круги своя. Не Орешкин, так Хуснуллин. И вновь – ВШЭ. Либералы просто используют эту нишу, тематику административно-территориального устройства, привнося туда, разумеется, свои прежние, хорошо нам известные, мотивы и акценты. И всё в тех же целях – перманентных реформ всего и вся.
Внешних поползновений на единство государства маловато, так Россию пытаются ещё «распилить» изнутри.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
1. регионы России необходимо укрупнять.