С самого начала военной операции на Украине раздавались призывы к её прекращению и достижению немедленного мира. Если относительно одной части протестующих присутствуют обоснованные сомнения в их искренности и небезосновательные подозрения в их материальной заинтересованности, то о другой этого не скажешь. Это – искренние, честные, зачастую верующие люди, остро реагирующие на кровь и насилие, стремящиеся к миру, что вообще-то, естественно для любого человека. К ним и хотелось обратиться.
Дорогие друзья, неужели вы думаете, что у вас и у российского руководства, а также 70% поддерживающих их граждан России – разные цели? Цель у нас у всех одна – мир. Другой вопрос – был ли он накануне 24 февраля и каковы пути его достижения ныне?
На первую часть вопроса придётся ответить отрицательно. Война в Донбассе идёт почти восемь лет, даже по заниженным подсчетам представителей ООН в ней погибло более тринадцати тысяч человек (на самом деле – гораздо больше, возможно втрое) и конца-краю ей не было видно. Боестолкновения следовали одно за другим, Донецк, Луганск и другие города ДНР и ЛНР целенаправленно обстреливались, гибли мирные жители, пророссийски настроенных граждан Украины преследовали, пытали, убивали, православные храмы подвергались рейдерским захватам. Мирные Минские соглашения целенаправленно срывались украинской стороной. Разве это мир?
Более того, целенаправленное втягивание Украины в НАТО с соответственными последствиями для российской безопасности, стремительный рост русофобии и агрессивности, стремление ее руководства заполучить ядерное оружие ставили под угрозу мир уже в России. Как явствует из захваченных украинских планов, Российская армия опередила Вооруженные силы Украины ровно на месяц: в противном случае они начали бы широкомасштабное наступление на Донбасс с соответственными последствиями – тысячами убитых и казненных, сотнями тысяч беженцев. Не будем зарывать голову в песок, как страусы, и скажем честно – мира не было.
Теперь вопрос в другом – как его достичь сейчас? Казалось бы, самое простое решение – остановить военную операцию, вывести российские войска с Украины, штык в землю. А дальше что? Принесёт ли это мир на многострадальную землю Донбасса и на Украину вообще? Разумеется, нет. Все начнётся заново. ВСУ отдышится, залатает материальные потери с помощью западных «друзей» и снова начнёт обстреливать Донбасс, а, в случае нашего попустительства, раздавит его. И можно только представить, как там будут лютовать украинские националисты, в худших традициях украинских полицаев и бандеровцев. Повторится нечто вроде Волынской резни 1943 года… Известно что тогда творилось: десятки тысяч жертв, младенцы со снесенными черепами и взрослые, посаженные на кол. Естественно, «мировое сообщество» всего этого не заметит. А дальше Украину принимают в НАТО и ставят ракеты по периметру российско-украинской границы, с подлетным временем 5 минут до Москвы. Нужен ли всем нам такой «мир»?
Но могут возразить: Церковь не благословляет войну. Далеко не всякую. Согласно учению блаженного Августина, дозволенными и благословляемыми являются, во-первых, оборонительные войны, во-вторых – войны в защиту обижаемых и страждущих. Военная операция на Украине относится ко второму типу.
Вспомним святого равноапостольного Константина, который в 312 году предпринимает поход на Рим в защиту римлян, в т.ч. христиан, страдавших под игом тирана Максенция. Если подходить к нему с точки зрения современных «миротворцев то это была «агрессия», и притом неспровоцированная. Хорошо, что тогда не было ни Фейсбука, ни Инстаграмма, ни Твиттера, иначе толпы демонстрантов выстроились бы перед воинством Константина Великого и не пустили бы его в Рим. И тогда бы ничего не было: ни явления Животворящего Креста на небе святому императору с гласом «Сим победиши», ни Миланского эдикта, освободившего Церковь о гонений, ни христианского Рима, ни Второго Рима – Константинополя, как изначально христианского града, ни обретения Крестного древа св. равноапостольной Царицей Еленой. Не было бы христианской цивилизации.
Можно еще назвать агрессивной войной и поход св.князя Ярослава Мудрого против Святополка Окаянного, но будет ли это правдой? Не шёл ли святой князь отмщать за кровь своих братьев святых страстотерпцев Бориса и Глеба, спасая Русь от латинского пленения и конечной гибели?
И не происходит ли нечто подобное сейчас, когда русские войска идут спасать Украину от пленения неонацизмом, а жителей Донбасса – от погибели?
Могут сказать: освобождаемые, мягко говоря, не очень радуются освобождению. Разумеется, особенно сейчас, когда приходится сидеть в подвалах, ждать ракет и бомб (к счастью, по большей части они не достигают мирных граждан), испытывать лишения и страдания, гибель родных. Людям естественно желать покоя и не задумываться о большой политике и о будущем. Но операций не бывает без крови и боли. Больной может роптать на врача и говорить: «Раньше мне с опухолью жилось лучше». Но потом он поймет, что ему спасли жизнь.
Всё нынешнее надо перетерпеть и пережить, и здесь, и там. Всё это пройдёт, и граждане Украины, как и России, со временем поймут благотворный смысл того, что по промыслу Божию совершается ныне. И верим, что нынешние события готовят день, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии