itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Московское благочиние, или кто сегодня хозяин в Москве?

8 апреля 1782 года был принят «Устав благочиния», определивший задачи полиции

1 Сергей иванович 
1127
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» Мигель де Сервантес

Благочиние – послушание, порядок, спокойствие, приличие, благопристойность (Толковый словарь Владимира Даля)

«Они теперь хозяева, а мы – гости» – частые высказывания на улицах, рынках Москвы и транспорте.

Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос с паспортным режимом в Москве, иными словами – с «гулящими и пришлыми людьми», или «гостями столицы». Его пытаются решать различными постановлениями и решениями, которые вызывают одобрение у одних и неприязнь у других. Но беда в том, что эти решения-постановления плохо работают, как и наши законы. Немаловажный момент здесь и в том, что в городские проблемы вмешивается Правительство России, зачастую не позитивно, а «свободные» журналисты обрушиваются с критикой на все действия городских властей.

Но позвольте, господа хорошие, спросить вас: исследовал ли кто из критиков этот вопрос исторически? Да, много книг есть по истории Москвы, но вопрос благочиния в них мало отражён. А в большем случае совсем отсутствует. А между тем это, пожалуй, один из важнейших вопросов столичных городов, коим является и Москва, потому что они всегда были и есть магнит, притягивающий всё, в том числе и хлам, от которого надо избавляться. Но как?

Эта проблема стояла всегда на повестке дня города, начиная с принятия «Соборного уложения» в 1649 году, на основании которого в том же году появился «Наказ о градском благочинии», в котором делался правильный посыл на опору местного населения. Для установления порядка предполагалось дежурство и патрулирование улиц: «А для бережения во всех улицах и по переулкам расписать… решёточных приказчиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и иного никакого воровства и бледни не было. Да и того в улицах и в переулках беречь накрепко, чтоб воры нигде не зажгли, и огня на хоромы не накинули. И у хором и у заборов с улицы ни у кого ни с чем огня не подложили…» («Полный свод законов», том 1, №6).

Конечно, осуществить в наши дни такое нереально. Правда, есть попытки возродить народные дружины, но они идут очень туго. Народ стал не тот. Каждый думает о том, кто его защитит, но не он себя. В наших условиях более бы подошёл «Устав столичного города Москвы», утверждённый Императором Павлом I 17 января 1799 года: «Квартальный надзиратель должен ведать о всех в квартале его ведомства живущих людях, чего ради хозяева домов или их поверенные обязаны всегда давать знать квартальному надзирателю о всех к ним на житьё приезжающих или приходящих, отъезжающих или отходящих» (статья 157). Это как раз то, что должны делать участковые милиционеры, но, увы! – всё опять упирается в человеческий фактор.

После 15 лет действия Павловского «Устава» так и не было достигнуто полного законопослушания московских обывателей, хотя квартальные надзиратели, не в пример нынешним участковым, работали в поте лица. Об этом свидетельствует небольшое дело, хранящееся в ЦГИА Москвы (Ф105, оп.4, №947, листы 164-165). Бумага, разосланная в 1814 году по отделениям полиции, гласит: «Объявление от московского обер-полицмейстера. Неоднократно уже объявлено было от меня, дабы каждый из владельцев домов через управляющих или дворников, а не имеющих оных, сами о всех приезжающих из разных мест и останавливающихся в домах, а равно и о выезжающих тотчас давали знать квартальному надзирателю квартала того, с представлением видов, какие и кто из приезжающих имеет. Невзирая на сие, а равно и на неоднократные напоминания от чиновников полиции о соблюдении такого предписанного Главным начальством порядка, многие из обывателей, а особливо управляющие господскими домами, никакого на таковые объявления не обращают внимания, о чего нередко случается, что отыскиваемые по требованиям правительства не были объявлены в частях и, находясь в неизвестности, остаются неотысканными.

Почему необходимым нахожу обратиться вновь с покорнейшею просьбою ко всем вообще, как имеющим дома свои, так и живущим по найму квартирами во оных. О непременном исполнении относительно приезжающих и выезжающих отсюда, а равно и принимаемых к (себе) для услуг разного звания людях. Изъяснённого порядка. В противном случае за каждого необъявленного полиции будет без всякого послабления с хозяина дома взыскан узаконенный штраф, а управляющие, сверх того, отданы будут как ослушники предписанного порядка суждению по законам. Августа 18 дня 1814 года. Обер-полицмейстер».

Сегодня и жители, и участковые не выполняют законных постановлений. Все надеются, что кто-то наведёт порядок. Но так не бывает.

Особенно много проблем доставляли московским градоначальникам бродяги, нищие, а также прибывающие в город с целью найти какую-либо работу. Вот несколько любопытных документов. 20 октября 1814 г. московский генерал-губернатор А.П. Тормасов направил официальное письмо обер-полицмейстеру П.А. Ивашкину. В нём говорилось: «Бродяжничество нищих всегда и везде строго было воспрещено законом, что и Вашему Превосходительству, как начальнику полиции, должно быть небезызвестно. Но со всем тем и вопреки неоднократным подтверждениям предместников моих, тунеядцы сии во множестве слоняются по улицам, не обращая, по-видимому, никакого внимания со стороны полиции…. Вследствие чего я рекомендую Вашему Превосходительству немедленно предписать частным приставам, чтобы они неослабное имели смотрение за бродящими нищими и, забирая их в съезжие домы, делали следующий им разбор: отставные солдаты увольняются от службы не иначе, как с паспортами для жительства в таком-то месте, и следовательно, ни по какому праву не могут вести жизнь скитающуюся, а должны неотменно быть где-либо водворены, исключая, впрочем, которые добровольно употребляются в разные должности. Другие же воинской службы нижние чины отставляются для определения в инвалидные домы или подобные им заведения. Казённые же крестьяне всякого наименования, помещичьи и мещане, состоя в полной зависимости обществ и владельцев, должны от них иметь себе пропитание и потому (их) содержание милостынею не может быть терпимо правительством. На таком основании, сделав нищим разбор, отсылать их в настоящие места их жительства с обязанием подписки кого следует, дабы они впредь выпускаемы не были – за чем Ваше Превосходительство и не оставьте со стороны Вашей строжайше наблюдать».

Ещё Пётр I уделял особенно большое внимание гулящим и приезжим людям. В мае 1718 года всем генерал-полицмейстерам предписывалось: «Также накрепко смотреть приезжих, какие люди, и чтоб всякий хозяин тотчас объявил, кто к нему станет и какой человек; а буде утаит или непрямым именем скажет, таких хозяев с наказанием сослать на галеру с отобранием всего, что имеет. Равным же образом и об отъезжих объявлять; також и работников, ежили который хозяин наймёт кого из гулящих в работу, чтоб прежде дать знать об нём, дабы под тем видом не было какова беглого солдата, матроса и прочее».

Вся история благочиния в Москве богата принимаемыми мерами, постановлениями, указаниями, которых в небольшой статье привести просто невозможно. Но возможно сделать некоторые выводы и комментарии.

Головная боль с благочинием в Москве появилась с тех пор, когда она впервые стала столицей государства Московского. Особенно эта проблема усиливается с развитием капитализма в России, когда Москва становится крупным промышленным центром.

Нечто подобное, но ещё в большем масштабе, мы переживаем в наши дни. Деревня умирает, сельское население уходит в города, беженцы и прочие мигранты, и почему-то всех тянет в Москву. Разговаривал я с одним армянином: «Что, Левон, Москва лучше Еревана? – Нет. Но в Москве легко скрыться, были бы "бабки"!». Сегодня ко всему Москва стала крупнейшим финансовым центром, а на этом фоне, ко всему прочему, добавился беспредел криминала, а это пострашнее, чем просто бродяжничество.

К тому же, великая империя стала не единой, а Москва осталась центром притяжения для всех. Выбор Москвы и Московской области часто обусловлен как личным опытом мигранта, так и рекомендациями знакомых, длительно проживающих в этом регион России. Преимущества в полной мере осознаются ещё до переезда. Столица и её окрестности с их ёмким рынком и потоками капиталов в сочетании с более «мягким» отношением правоохранительных органов (можно откупиться) расценивается, как «безусловно» положительный момент всеми видами пришельцев. В Москве за деньги можно сделать всё. Давно уже пора определить статус бывших граждан «нерушимого Союза». Невольно напрашивается вопрос: если теперь для нас они иностранцы (этого они хотели сами), то почему беспрепятственно к нам въезжают и в нашей стране имеют практически равные с нами права и даже больше? Чем объяснить это вопиющее по своему идиотизму положение? Сегодня «лица кавказской национальности», которых ещё вчера московская милиция останавливала и штрафовала, сами служат в отделениях милиции, в префектурах и прокуратурах – со всеми вытекающими отсюда возможностями.

На мой взгляд, всё дело в деформации русского национального характера, в результате которой наблюдается всеобщее безразличие к судьбе нации, стране России и её столице. И в этом больше нашей вины, чем пришельцев, потому что сегодня наиболее ярко стали проявляться в нашем народе его отрицательные черты: завистливость, халявность (понятие очень обширное – от бесплатного обеспечения всем до бесплатного обеда за счёт кого-то), а главное – продажность (за деньги Родину продают, не то, что столицу)!

За все времена, когда за благочиние в столице брались деятельные градоначальники, вплоть до жесточайших мер, в городе наступало благолепие. Если к этому относились спустя рукава, Москва превращалась в Содом.

И сегодня, если мы хотим, чтобы Москва оставалась столицей России, мы должны приветствовать те решения мэра, пусть и суровые, которые направлены на московское благочиние, а не вставлять ему «палки в колёса», в том числе и со стороны всяких правозащитников, которых расплодилось тьма, но все они почему-то играют против русской нации. Их, правозащитников, больше беспокоит собственное благополучие и внимание к себе, чем благочиние в Москве и во всей России вообще. Эти люди ведают, что творят. Но, судя по всему, они слабо себе представляют, воспитанные на нормах американских «прав и свобод», насколько их ненависть к России и Москве способствует росту сопротивляемости всему инородному. Москва была, есть и будет столицей России, такова подспудная уверенность каждого русского, которых 80% из 145 миллионов по переписи!

Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан первого ранга в отставке, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

хорошая, важная статья
Сергей иванович / 20.03.2022, 13:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Кулинченко
Бостоновый отрез
Рассказ
21.02.2023
О советской атомной бомбе
К 80-летию начала работ по использованию атомной энергии в военных целях
10.02.2023
Эх, тельняшка!
Крик души моряка-ветерана
28.01.2023
Юбилейная медаль
О медали «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии», учреждённой Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 января 1938 года
14.01.2023
Слово о старшем товарище
Николай Григорьевич Флёров (1913-1999)
10.01.2023
Все статьи Вадим Кулинченко
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09