В 1975 году отмечалось 30-летие Великой победы. В известном церковном издании «Журнал Московской Патриархии» в седьмом номере за 1975 год была опубликована подборка материалов свидетелей и участников войны. Там же печаталась статья архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) - очевидца военных событий в оккупации. Название статьи - «Трагические страницы истории церкви на оккупированной территории (Из воспоминаний очевидца)».
Архиепископ Вениамин (1900-1976) происходил из семьи сельского белорусского священника Василия Новицкого. Был третьим ребенком в многодетной семье. В 1930-м году его старшего брата - иерея Валериана Новицкого - убили безбожники за отказ отречься от Бога и от священного сана. Ныне иерей Валериан канонизирован как священномученик.
Будущий архиепископ Вениамин с 1928 года стал насельником Свято-Успенской Почаевской лавры. В апреле 1941 года митрополитом Николаем (Ярушевичем) был рукоположен во епископа Пинского и Полесского. В годы немецкой оккупации молодой и талантливый архиерей стал Секретарем Освященного Собора и Секретарем Синода Украинской Автономной Православной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом и возглавлявшейся митрополитом Алексием (Громадским).
Из архиереев этой иерархии на Родине известны архиепископы Симон (Ивановский), Антоний (Марченко), Иоанн (Лавриненко), Иов (Кресович). В РПЦЗ - архиепископ Леонтий (Филиппович), рукоположенные позже епископы Митрофан (Зноско-Боровский) и Андрей (Рымаренко).
Предлагаем вниманию читателей статью владыки Вениамина из «Журнала Московской Патриархии». В 1975 году архипастырь справедливо отмечал, что на тот момент история церковной жизни в оккупации почти не изучена. Он показал, сколь велико было значение Церкви в то время при всей трагичности ее положения. Владыка указал на продуманные лукавые методы оккупантов с целью обмана местного населения и получения лояльности.
Как архиерей военного времени он свидетельствует, что Церковь оставалась единственной легальной силой, где простому народу можно было консолидироваться в условиях попыток уничтожения Отечества врагом. Немцы тоже понимали значение Церкви и всячески препятствовали координации архиереев между собой. Ими намеренно насаждалась вражда юрисдикций - канонической Украинской Автономной Православной Церкви и структуры раскольника-националиста Поликарпа Сикорского. Огромное количество православных священников было убито за нежелание переходить в безблагодатную политизированную церковную структуру.
В 1970-х годах имя архиепископа Вениамина чаще стало упоминаться на страницах «Журнала Московской Патриархии». Это связано с тем, что к 1970-м годам он стал одним их старейших архиереев Русской Церкви, почитаемым народом. Его авторитет как героя военных событий 1940-х годов был очень высок. В редакции «ЖМП» работал его ученик, тогда еще игумен Иннокентий (Просвирнин).
Предлагаемая сейчас вниманию читателей статья вышла за год до праведной кончины Владыки. Многие формулировки в Некрологе о владыке Вениамине, появившемся в первых выпусках «Журнала Московской Патриархии» за 1977 год архиепископ Иоанн (Снычев) взял из предлагаемой ныне статьи. Некролог представлял собой первую биографию выдающегося архипастыря и исповедника ХХ века высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Новицкого).
В канун 125-летия замечательного архиерея Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» издано первое биографическое исследование его жизненного пути. Имя Владыки Вениамина (Новицкого) неотделимо от основных исторических событий в жизни русского народа и Церкви в годы испытания веры и гонений.
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
***
Трагические страницы истории церкви на оккупированной территории (Из воспоминаний очевидца)
Исполнилось тридцать лет победы над фашистской Германией.
История Отечественной войны 1941-1945 гг. нашла свое отображение в исторических и литературных трудах писателей наших дней. История нашей Церкви на оккупированной фашистами территории не имеет еще широкого освещения. Поэтому небезынтересны воспоминания о некоторых подробностях политики фашистских захватчиков в отношении Православной Церкви на оккупированных землях нашей Родины.
Как известно, войну с Советским Союзом фашистская Германия представляла отчасти как крестовый поход. На пряжках ремней почти всех армейцев по-немецки была надпись «с нами Бог». Еще задолго до начала вторжения в оккупированной польской столице - Варшаве для Украины, кроме правительства, было создано Церковное управление, состоявшее из поставленных там же, в Варшаве, епископов. В этом был расчет на привлечение симпатии украинского народа к захватчикам.
Обман общественного мнения украинских кругов обнаружился после оккупации Киева и значительной части Украины: никто из этих ставленников оккупационных властей не только не был допущен к своей деятельности на Украине, но и вообще не был допущен на территорию Украины.
Смертоносный ураган войны коснулся в первую очередь западных рубежей Советского Союза.
Там, где оккупанты устанавливали свою военную власть, они, следуя заранее выработанной политике, проявляли показную лояльность к религии, разрешая восстанавливать разрушенные войной церковные здания или организовывать приходы.
В отношении деятельности захваченной на оккупированной территории Украины церковной иерархии и духовенства оккупанты считали нужным до поры до времени проводить политику «невмешательства». Но вместе с тем всеми способами поддерживали проявление вражды между двумя создавшимися на Украине направлениями, одним из которых была Украинская Автономная Церковь, образованная иерархами, придерживавшимися постановления Всероссийского Собора 1918 года, давшего право на автономное управление для Украинской Церкви.
Это направление, оставаясь в номинальной связи (ввиду невозможности проявления фактической) с Московской Патриархией, возглавил старейший из иерархов Православной Церкви на оккупированной территории Украины - архиепископ Алексий (Громадский). Все епископы, входившие в состав Украинской Автономной Церкви, для поднятия престижа возглавлявшего их архиепископа Алексия признали за ним право ношения титула Митрополита.
Другое направление на оккупированной территории, по существу неканоническое, носило название «Автокефальной» Украинской Церкви. - его возглавил отколовшийся от всех епископов, бывших под оккупацией, епископ Поликарп (Сикорский), впоследствии лишенный священного сана.
Как весь народ, так и все духовенство во главе со своей иерархией не допускали мысли, чтобы исконный враг оставался на нашей родной земле.
Многие понимали, что во время вражеской оккупации Церковь оставалась хотя в очень многих отношениях и стесненной, но единственной легальной общественной организацией, около которой могли консолидироваться народные силы, где многие находили поддержку духа в тяжелый момент для своей Родины. Такую роль считала для себя обязанной выполнять в дни Отечественной войны Украинская Автономная Православная Церковь. Такую роль Автономной Церкви учитывали оккупанты. Поэтому при внешней терпимости к Православной Церкви они всеми мерами противодействовали прежде всего правильной канонической организации ее церковного управления: от епископов требовали полной автономии каждого в своей епархии, неоднократно отказывая в просьбах о созыве Собора епископов. Но трагизмом положения Православной Церкви под оккупацией был, как уже упоминалось выше, созданный фашистами и поддерживаемый с самого начала оккупации раскол среди украинского населения, разжигание борьбы между «автономистами» и «автокефалистами».
Из сообщений по радио стало известно, что Блаженнейший Митрополит Сергий, возглавлявший Русскую Православную Церковь, в своем Послании от 5 февраля 1942 г. к православной пастве Украины. Обличая епископа Поликарпа Сикорского как деятеля «исключительно политического характера, а не церковного» (с.130), как гитлеровского лакея, как отщепенца Церкви Православной, самолично объявившего автокефалию, огласил для ведома всех, что за свои преступления против Церкви он подлежит «лишению всякого священства» (с.134). (Цит. по книге «Правда о религии в России». Изд. Московской Патриархии. М., 1942. - Ред. ЖМП).
Немецко-фашистские покровители раскола провокационно обвиняли «автономистов» как агентов Москвы. Они провоцировали на оккупированной территории братоубийственную борьбу между украинцами, принадлежащими к различным юрисдикциям, повлекшую за собой бесчисленные жертвы среди духовенства и других советских граждан.
На этом фоне деятельность духовенства в условиях враждебной украинскому народу политики оккупационных властей можно считать подвигом.
Для иллюстрации отношения оккупантов к Церкви можно привести среди множества некоторые факты.
В одном из приходов на Полтавщине священник в воскресный день во время уборочной кампании не успел закончить службу к 6 часам утра, чем нарушал приказ местного немецкого коменданта. Последний с собакой прошел в алтарь через отверстые Царские врата и потащил священника по церкви.
В Киеве на станции прибывшие с Донбасса к местному архиепископу семь священнослужителей были брошены в тюрьму за громкий разговор на украинском языке, что, очевидно, было фашистами сочтено за «демонстрацию». Когда их в конце концов выпустили, то некоторые явились в епархиальное управление босыми, так как должны были сбросить обувь при входе в тюрьму, а затем уже при выходе обуви своей не нашли.
Жертвой постоянно усиливающегося фашистского террора стал убитый на дороге 7 мая 1943 года возглавлявший Автономную Церковь Митрополит Алексий (Громадский).
Убит был также террористами примкнувший к Автономной Церкви епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский).
В числе многих убитых священников известные на всей Волыни протоиерей Ипатий Червинский, убитый на улице в г. Ковеле, и протоиерей Евгений Коноплянко, в г. Владимире-Волынском брошенный вместе с семьей в колодец.
То, что пережито в те дни всеми советскими гражданами, находившимися под властью оккупантов, незабываемо. Произведения, изобличающие кровавые злодеяния фашистов на оккупированной территории Советской Украины и в среде духовенства, отметят еще немало жертв этих злодеяний. Постоянные молитвы Церкви, ежедневно возносимые Богу о мире во всем мире, одновременно служат напоминанием и предупреждением тех ужасов, которые несет враг, вторгшийся на нашу родную землю, и одновременно не позволяет предать забвению имена тех, кто был верен своей Родине и своей Церкви в суровые дни войны.
ВЕНИАМИН, архиепископ Чебоксарский и Чувашский
Источник:
Журнал Московской Патриархии 1975 г., №7, сс.12-13.