В мире становится больше страдания

Христианство сталкивается с серьёзным вызовом

Освободительный поход Русской армии на Украину  Новости Луганска  Новости Донецка (ДНР) 
0
1944
Время на чтение 4 минуты

Мы вступили в период активного накопления страданий. Частью это, конечно, страдания ложные. Отказ от давно запланированной поездки или невозможность приобрести вожделенную вещь могут переживаться мучительно, но объективно принадлежат к классу обычных житейских неурядиц. Тогда как всё большее число людей затрагивают страдания настоящие: потеря близких — окончательная (в силу смерти) или, как думается сегодня (а что там будет завтра?), временная (в силу невозможности быть вместе), утрата здоровья, крыши над головой, лишение имущества, потеря работы и устоявшегося образа жизни. В пространстве мира счастья становится меньше, а несчастий — больше.

 Таково субъективное ощущение. Мир слишком велик. Люди страдали и вчера, и раньше; локально страдания накапливались, но была возможность закрыть глаза или отвернуться, смотря в другую сторону, и не замечать бед где-то там. Теперь же такой возможности нет. Горизонт страданий проходит так близко, что ощущаешь непрочность собственного бытия, даже если в твоей жизни ещё сохраняется привычное благополучие.

 Возможно, именно то, что мы позволяли себе отворачиваться от страждущих, и послужило причиной перехода окружающей нас реальности в новое качество, когда игнорировать происходящее просто не получится. Так или иначе мы должны теперь сформировать к нему своё отношение.

 Речь вовсе не о политической позиции или государственных интересах. Тот вызов, на который мы должны ответить, — это страдание. А что может быть ответом? Сострадание (хотя бы). Плакать с плачущими и молиться об облегчении участи страждущих, — казалось бы, так естественно для христианской души. Мы называемся христианами, но наш ум плохо вмещает сострадание в чистом виде, а ещё хуже, что к нему не лежит наше сердце. Нам гораздо удобнее сострадание с политическим оттенком. Мир делится на своих и чужих. Своих нам жалко, а чужих — в общем-то нет.

 Подобная этическая избирательность, когда полнота человеческого достоинства приписывается лишь представителям своего лагеря, а люди на другой стороне предстают в виде недочеловеков, проявилась уже в первом акте современной трагедии — в период ковид-истерии. Сторонники и противники вакцинации нередко высказывались друг о друге с высокой концентрацией ненависти. Доходило до пожеланий смерти, а если случалось умереть невакцинированному противнику прививок или привитому активному пропагандисту вакцинации, это вызывало в стане противников всплеск злорадства, а вовсе не сострадания.

 Сегодня, когда голос пушек составил регулярный фон новостей, а на значительной территории — и фон самой жизни, ситуация усугубилась. Очерствение сердца стремительно прогрессирует. Всё чаще применяется формула, снимающая с нас обязанность сострадания: «Они сами виноваты». Легко привести множество аргументов и выстроить убедительные логические цепочки, которые бы показывали причинно-следственную связь переносимых страданий с действиями или бездействием тех, кому сейчас приходится страдать. Особенно, если субъект страдания понимать расширительно, включая в него как тех, кто реально мог влиять на ситуацию, так и тех, кто страдает лишь в силу принадлежности к сообществу, от которой даже не может отказаться (таково, например, положение детей). Всегда проще говорить о сообществах, тогда в нашем выводе «сами виноваты» больше правды.

 Впрочем, от христианина ожидается, что он будет сострадать даже тем, чьи страдания заслуженны. Прежде всего, потому что с «заслуженностью» всё очень непросто. Разбирать, что заслуженно, а что нет, означает судить; а то, что с нами происходит, в том числе и страдания, посылается нам Богом, поэтому попытки таких рассуждений тянут на узурпацию Божьего суда и не должны иметь места в христианском сознании. К тому же, Бог наказывает тем, что лишает части с Собою (в пакибытии), а страдания посылаются не столько как наказание, сколько как побуждение к покаянию и исправлению. Через страдания Бог возвращает к Себе Своих детей. Тех, кто страдает, Бог любит, а в реплике «сами виноваты» любви нет.

 Наша любовь не выходит за границы, установленными нашими предпочтениями, что очень удобно. Отстраняясь от части людей, переводя их в разряд чужих, можно весьма снисходительно относиться к наращиванию страданий и даже поощрять этот рост, ведь он происходит на той стороне, за гранью отделяющей зону обязательного сострадания от остального мира. Страдания на той стороне имеют другую цену; они весят меньше, чем наши политические соображения и верность намеченным целям.

 Но чем больше мы отстраняемся, тем больше становится страданий. И если мы хотим сохранить свой уровень душевного комфорта (т.е. минимизировать сострадание, насколько это возможно), нам придётся и дальше действовать так же, повышая степень своей отстранённости — отказывая в общности всё новым и новым людям. Они будут становиться для нас чужими и не смогут отягощать нас своими страданиями. Одновременно с этим будет съёживаться и наше христианство. Это будет христианство для нас — без претензии на всеобщность. Несомненно, в таком христианстве уютно, да только вот христианство ли это?..

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Новости Луганска
«Все шансы сыграть с Россией хотя бы вничью кончились год назад»
С тех пор лучшее, что могут сделать наши враги, – сдаться и просить милости
30.11.2024
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Киевский режим хочет до инаугурации Трампа начать наступление в Брянской области, чтобы оказать на него давление, и нам нужно подготовиться отразить эту угрозу
23.11.2024
Все статьи темы
Новости Донецка (ДНР)
Очистить министерства от чиновников, разделяющих сепаратистские взгляды!
«Народный собор» обратился в ФСБ в связи с нежеланием Минприроды РФ распространить меры по защите российской промышленности от необоснованных административных барьеров на новые регионы
19.11.2024
Война и газ
Почему не остановлен газопровод в Курской области?
07.11.2024
Дети нашей державы
Репортаж с церемонии награждения победителей XX Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»
05.11.2024
Солдатская обида
Или в чем ошибся Дарвин
10.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
04.12.2024 06:23
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 06:00
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Алекс
04.12.2024 05:20
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.12.2024 22:40
Грузия движется по украинскому пути в тёмную бездну
Новый комментарий от Игорь Ал
03.12.2024 22:25
Признает ли Варфоломей свою ошибку?
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.12.2024 19:54