Названия трудов приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), богослова, церковного историка и горячего патриота нашего земного Отечества говорят сами за себя: «Битва за Россию», «Быть русским!», «Обличать зло!», «Церковь не может поддерживать беззаконие», «Смирение – не есть безволие», «Отечество – понятие священное», «Во славу жить для России», так же, как и другие его монографические труды, выступления, статьи, интервью.
Смиренный Архипастырь, чьи кроткие и в то же время пламенные и грозные слова звучали как набат, сумел ответить на многие вопросы нашей истории и современности. Это и вопросы в духовной, нравственно-мировоззренческой сфере, и в области экономики, культуры, демографиии и государственного державного устроения. Владыка обращался к власть придержавшим, к чиновникам, служащим, медикам, учёным, работникам культуры и средств массовой информации, к воинам армии и флота, защитникам Отечества – ко всему русскому народу.
Как же актуальны слова митрополита Иоанна (Снычева) сегодня!
«Вот вам и загадка русской истории, - подчёркивал он. - Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей Православия, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека. Эта духовная битва отражалась в материальном мире её исторического бытия войнами и междоусобицами, смутами и социальными катаклизмами...»
Именно в этом великом духовном борении России, защитницы и хранительницы Православия, видит Владыка причины драматизма нашей истории, представляющей собой скрижаль безмерных трудностей, побед и преодолений.
Русский дух всегда приводил «просвещённый» Запад в бешенство. В основе отношения Запада к России
лежит именно духовная несовместимость с вечными ценностями Святого Православия, которые заложены в душу русского народа, которые не смогли уничтожить ни походы завоевателей, ни годы кровавых гонений на Православную Церковь.
В своём труде «Битва за Россию» митрополит Иоанн пишет:
«Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своём стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперёк дороги тем, кто отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи – жестокой, алчной и беспощадной...
Сегодня нам как никогда важно осознать, что всё, что происходит ныне со страной, есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветлённого верой жития».
Владыка подробно описывает события этой непрекращающейся битвы. Все их невозможно перечислить, вот только некоторые:
«Русскому народу пришлось воевать без конца: уже с 1055 года по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях».
Владыка указывает, что в 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетной и обманчивой мирской славой. С этого момента, по словам Владыки Иоанна, берёт своё начало не прекращающаяся по сию пору война против России.
« С 1240 по 1462-й почти ни одного года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времён Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причём одну войну она вела с девятью врагами сразу, две – с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трёх и тридцать семь – против двух противников.
Подавляющее число русских войн были войнами оборонительными. Те же, что можно назвать наступательными, велись с целью предотвращения нападений и для уничтожения международных разрушительных сил, с конца ХVII века непрестанно грозивших Европе страшными потрясениями... Когда терпеть коварство и жестокость соседей уже не хватало сил...
Мужество и стойкость, военные и государственные таланты, проявленные нашим народом в ходе этой многовековой битвы, не знают себе равных. За четыреста лет территория России расширилась в четыреста раз. Молдавские государи и грузинские цари, украинские гетманы и владыки кочевых народов Средней Азии смиренно просили – иные по сто лет кряду – о принятии в российское подданство, « под высокую руку» русского царя...»
Митрополит Иоанн подчёркивает, что несмотря на беспрерывные набеги и страшное военное напряжение, в котором из века в век находился русский народ, Русь росла и крепла. В 1480 году европейская Россия имела население в два миллиона человек... В 1880 году число подданных Российской империи превысило 84 миллиона. Накануне первой мировой войны Россия имела 190 миллионов населения. « И не будь социальных катастроф, непрестанно сотрясавших её в последующие десятилетия, - говорит Владыка, - уже в 1950 году, по подсчётам демографов, население России перевалило бы за 300 миллионов».
Битва за Россию не прекращалась никогда: время Великой смуты; нашествие Наполеона; Первая Мировая война, страшная катастрофа 1917 года, посягнувшая на вековые государственные и духовные устои русского народа; Великая Отечественная война, когда обескровленнный 5-летними боями русский народ сумел защитить и себя, и человечество от коричневой чумы фашизма; развал Советского Союза, разорвавший Державу на клочки; локальные войны, оранжевые революции и воспитываемая десятилетиями ненависть к Русскому миру в бывших братских республиках, ставших сателлитами Запада и США, стремящихся к безраздельному господству над миром.
Владыка Иоанн прямо говорил ещё в начале 90-х, что за силы рвутся к мировому господству: «Это, прежде всего, транснациональная финансовая олигархия. Эта немногочисленная группа крупнейших, наиболее богатых монополистов, олицетворяющая господство спекулятивного капитала. Политическая стабильность и материальное благополучие Запада держится на безудержно растущем потреблении. Снижать его нельзя... Но такая экономическая политика может держаться лишь на ограблении беднейших стран в пользу наиболее “промышленно развитых”. “Золотой миллиард”, населяющий эти “развитые” страны, требует для себя все больших и больших ресурсов. Где же их взять? Конечно, в тех государствах, которые по разным причинам до последнего времени не были включены в сферу экономического притяжения Запада. Именно они должны стать новыми источниками сырья и дешевой рабочей силы. Стоит ли говорить, какая участь в этом новом “международном разделении труда” уготована России?.. Правильно - плачевная участь дойной коровы, которую будут кормить, лишь бы она до поры до времени не сдохла с голода..
Не поэтому ли порабощение Руси - мечом ли, лукавством, - вот конечная цель “цивилизованного” мира, точнее: тайных сил, уже господствующих там и рвущихся к господству здесь»...
Владыка Иоанн (Снычев) разъясняет, что евангельское предупреждение - «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24: 7) - это пророческое предупреждение не о мировых войнах, как думают многие. Он говорит: «В них участвовали многие народы и царства, здесь же говорится о двух». И объясняет, что речь идет о противостоянии, о духовной брани в последние времена между народом Божиим - православными христианами и народом беззаконным - богоборцами и лжеучителями, предтечами антихристовыми, соучастниками “тайны беззакония”». «Но не будем унывать, - говорит Владыка, - вспомним обетования Божии: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16: 18).
«Потому-то все силы зла, вся бездна ада, - горя безумной ненавистью к Богу и завистью к спасаемому человечеству, - прилагает неимоверные усилия, дабы уничтожить ненавистное Православие, исказить, обессилить его, развратить православный народ и сокрушить национальную государственность, являющуюся оградой церковной», - писал Владыка.
Святитель подчеркивал: «По многим признакам можно судить, что сегодня эта многовековая брань близка к кульминации. Так стоит ли удивляться бесчисленным ранам, полученным нами в сей яростной борьбе? Стоит ли дивиться царящему безверию и духовной немощи, когда Сам Господь предрек, что лишь “малое стадо” сохранит Ему верность среди гонений и соблазнов “последнего времени”?» При этом он напоминал: «“Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть (Мф. 24: 6)”, - предупреждает нас Священное Писание... Возлюбленные! К нам обращены эти слова! Дабы мы, будучи предупреждены и подготовлены, не сломались бы, не возмалодушествовали и не соблазнились...»
Неоднократно указывал Владыка Иоанн на то, что времена лукавы, и мир во зле лежит, и что, прежде всего, нужно уметь отличать правду от лжи, добро от зла, искренность от лицемерия, добродетель от порочности, благонамеренность от беззакония - чтобы не согласиться со злом хотя бы внутренне, чтобы отвратиться от зла, чтобы не поглотиться им, чтобы не стать его соучастником, его орудием и проводником...
В нескольких своих статьях и обращениях к воинам нашей армии и флота митрополит Иоанн (Снычев) прямо указал, как должны вести себя защитники Отечества в наступивших военных условиях. В статье «Любовь к Отечеству – сила творческая», он сказал:
«Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», - эта чеканная формула российской державной мощи, произнесённая полтора столетия назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Филаретом, издревле определяла церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина...
Русь всегда служила опорой небесным добродетелям, надёжным заслоном на пути яростных порывов мировой злобы в её стремлению к господству над всей Землёй. Тем-то и была она ненавистна подсобникам зла, потому-то и приходилось ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за своё существование.
И Церковь всегда безоговорочно благословляла народ русский на эту священную борьбу... Во всех скорбях и бедах Церковь русская была со своим народом, окормляя его любовью и бережно воодушевляя на подвиг во имя Родины...Во всех войнах рядом с русским солдатом шёл священник, рядом с воином мирским – воин духовный».
В статье «Отечество – понятие священное!» Владыка Иоанн приводит слова российского первоиерарха митрополита Сергия (Страгородского), который уже 22 июня 1941 года воззвал с церковного амвона:
«Повторяются времена Батыя, Карла Шведского, Наполеона. Потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой.., принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.
Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной, и выходили победителями. Не посрамим же славного имени и мы –православные, родные им по плоти и по вере.
Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью служить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может...»
А вот слова митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), обращённые к ленинградцам:
«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает её без нужды, без правды, с жаждой грабительства и порабощения, - на нём лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих.
Но война – священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания, и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества. Она же, исполненная веры в помощь Божиему правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом».
Русское духовенство, с честью прошедшее все немысленные испытания военных лет, показало себя плотью от плоти и костью от кости русского народа. Русские православные иерархи, священники, монашествующие, простые верующие люди, практически все как один кладут души свои во имя спасения Отечества. Священноначалие Русской Православной Церкви в своих посланиях и обращениях к русскому народу находит самые нужные, самые близкие сердцам русских людей слова.
Патриотическая деятельность Церкви, возродившей для широких масс почитание имён святых князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Павла Нахимова и Федора Ушакова, необыкновенно помогла сплочению народа и поддержанию героического духа в тылу и на фронте.
Впервые за годы советской власти ряду священнослужителей были вручены правительственнные награды – медали «За оборону Ленинграда». Многие клирики города погибли в блокаду, не дождавшись дня освобождения...
Митрополит Иоанн не раз говорил об удивительной особенности исторического пути и духовного бытия русского народа - умении, омывшись страданиями и очистившись покаянием, вернуться к своим исконным истокам. Умении после страшных падений, ударов, великих крушений, тяжких трудов, опасностей и мук, очистившись духовно, - воскреснуть. Умении и в тяжелейшие часы истории сохранить в себе веру и священное естество русского духа.
Как же актуально звучат сегодня слова Владыки Иоанна (Снычева), произнесённые в статье «Торжество Православия» и обращённые как будто к нам, в нашей непростой исторической сегодняшней ситуации:
«Причин для уныния и отчаяния у нас нет. Поводов - сколько угодно, а серьёзных, глубоких причин нет. Наоборот, всякий, знающий русскую жизнь не по романам истеричных литераторов и газетным передовицам, не может не понимать – именно сейчас Господь даровал нам возможность начать возвращение из трущоб «цивилизованного» духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси. У нашего народа есть всё для того, чтобы это возвращение состоялось».
Ещё в одной своей статье «Нам, русским, Господь дал Россию» (1995), в своём обращении к российским военнослужащим, защищавщим таджикско-афганскую границу, митрополит Иоанн (Снычев) говорит:
«...Любовь к Отечеству священна для каждого душевно здравого человека. В этом могучем чувстве кроется одна из неисчислимых тайн Божиих, ибо именно Он, Господь Вседержитель, дал в наследство каждому народу собственную Родину. Нам, русским, он дал Россию...
Наша святая обязанность – отстоять этот Божий дар, вернуть Святой Руси её былое державное величие и духовную мощь, оградить её от всякого рода воров и грабителей, не допустить растаскивания по клочкам, по усобицам, по уделам...
Знаю, что многие из вас смущены вопросом: а наша ли это земля – Таджикистан? Да и как не смущаться, если столько грязи и лжи вылито на славную, доселе непобедимую армию и ещё недавно неделимую и единую Родину? Но пусть не смущается сердце ваше, пусть громко и ясно звучат в нём слова наших отцов: «Велика Россия, а отступать некуда!
И опять же - как актуально звучат сегодня слова, обращённые тогда Владыкой Иоанном к российскому воинству:
Только не оскудевайте духом! Стойте твёрдо в своём служении Отечеству и не ожесточайте своих сердец... Помните, что в Священном Писании сказано: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя».
Служите честно, верьте: Россия любит вас, Россия нуждается в вас, Россия ждёт вашей помощи и защиты. Господь благословляет ваш ратный подвиг, и Православная Церковь Русская ежедневно возносит свои молитвы за российское воинство...»
Кудряшова Лариса Пахомьевна, русский православный поэт и публицист