В самый разгар Евромайдана в Киеве, 3 февраля 2014 года, когда на юго-западе Украины никто еще не помышлял о самоопределении, Господь уже послал Свою помощь братскому славянскому народу. После молебна в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры перед Надымским образом Царя-мученика Николая II, хранителем которого является атаман конвоя Надымской и Имперской Царственной Покаянной иконы Сергей Николаевич Кришталь, совершился молитвенный объезд вокруг бушующего Майдана в Киеве. Есть все основания говорить, что именно с этого дерзновенного объезда Царской иконы вокруг Евромайдана, и началось дело спасения, как Донбасса, так затем России, и в конечном итоге, самой Украины.
Автор этой статьи, который занимался тогда работой по подготовке крестного объезда «По фронтам Первой Мировой войны», был глубоко восхищён этим подвигом. И, по доброму позавидовав атаману, еще не знал, что дело сопровождения иконы Царя-Мученика в крестных ходах по Донбассу, станет для него привычным.
Всего через три недели после крестного молитвенного объезда Евромайдана, в Крыму начался процесс подготовки Референдума по выходу из состава Украины. Живший тогда в гор. Покров Владимирской обл. иконописец Михаил Осипенко (+27.02.2021) мучился мыслью о том, как доставить список Порт-Артурской иконы в гор. Севастополь. Ситуация была просто патовой. Наличных денег не хватало даже на бензин. Но, приехавший из Царского Села Андрей Савостицкий, будучи серьезно больным к тому времени (+апр. 2015), решил дерзнуть. На всем пути следования до Севастополя Бог помогал паломникам. На автозаправках бензин заливали безплатно. В церквях жертвовали продукты. На территорию Крыма Порт-Артурская икона вошла, когда были объявлены результаты Референдума о входе Крыма в состав России.
В апреле этого же года, автор, готовивший крестный ход «По фронтам Первой Мировой войны», увидел, что дело, которым он горел в течение нескольких месяцев, рухнуло в одночасье: 6 апреля в Донецке и Луганске произошёл захват зданий СБУ и обладминистрации. С этого момента, на юго-востоке Украины началась гражданская война.
Крестный ход от Санкт-Петербурга до Одессы его организатору пришлось преодолеть в одиночку. Духовник напутствовал его такими словами: «Ничего не бойся. С добром придёшь, добро получишь».
Как оказалось впоследствии, это шествие было необходимо лишь для того, чтобы доставить в Киево-Печерскую лавру список Порт-Артурской иконы Божией Матери. Благодаря поданному в июле 2014 года прошению в канцелярию Лавры, от митр. Павла, ее наместника, было дано благословение на прибытие иконы. Дело оставалось за малым – это благословение исполнить.
Помощь была получена только в Одессе. Сестра N, давняя участница крестных ходов, возгорелась желанием доставить образ к адресату. На беду, времени оставалось крайне мало. Но сестра N, возложив всё упование на Бога, провезла икону через таможни, не имея к ней никаких официальных сопроводительных документов. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыл в Киево-Печерскую лавру 13 августа 2014 года, в день избрания митрополита Онуфрия Предстоятелем Украинской Православной Церкви. В последующие два года, сестра N доставила аналогичным образом ещё три списка Порт-Артурской иконы – в Одессу, Измаил и Изюм Харьковской области.
Несколько ранее, два таких же списка работы иконописца Михаила Осипенко, были доставлены летом 2014 года в Луганск и Донецк. В отношении же находящегося в Донецке образа «Торжество Пресвятой Богородицы» произошло экстраординарное в истории Православия чудо. Случилось это 8 октября 2014 года во время вечернего богослужения в строящемся храме Новомучеников Российских (подробности см. в статье на РНЛ).
Протоиерей Андрей Маныч так прокомментировал это событие: «Во время вечернего богослужения на престол храма сошел Огонь, который затем переместился на Порт-Артурскую икону». Вспомним, что впервые подобного рода чудо случилось с иконой Царя-мученика Николая II на Сретение 15 февраля 2000 года в Иверском монастыре Одессы.
Ко всему, летом 2014 года в Донецк пришла мироточивая икона «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Всякий раз, когда икону привозили на передовую и служили перед ней молебны, она начинала мироточить и благоухать. В марте 2019 года, автор был сам свидетелем этого чуда.
А в 2016 году в Донецк привезли из Санкт-Петербурга икону Божией Матери «Донецкая». Официально церковные власти ее не приняли, назвав неканоничной. Но, по молитвам к ней уже произошло много чудес. Самое обычное чудо, это прекращение обстрелов, после молитв к ней на линии соприкосновения. Об одном чуде ее хранитель, воин Александр рассказывал автору. На одном из дежурств, Александр обходил позиции с бумажным списком иконы. Вдруг прогремел взрыв. Когда Александр пришёл в себя, то увидел, что из запястья Пречистой торчит осколок. Кусочек металла был длинным и острым, наподобие наконечника калёной стрелы. По логике для этого осколка даже бронежилет не являлся препятствием, но Божья Матерь, изображенная на бумажной иконе, этот осколок задержала.
Осмысливая эти события, невольно приходишь к пониманию, что вооруженные до зубов и имеющие численное превосходство бригады ВСУ остановили не только сила оружия и мужество защитников. Их остановила Сама Царица Небесная. Именно благодаря Ей военная машина Киевской хунты стала буксовать.
И вот, наконец, с мая 2016 года по контролируемой территории ЛНР и ДНР начались масштабные крестные ходы. До этого времени на воюющем Донбассе уже побывали с крестными ходами иконы «Воскрешающая Русь» и «Донецкая». Автор этой статьи после крестного хода по Сербии и Республике Сербской осенью 2014 года провёз по Донбассу походный список Порт-Артурской Божией Матери. Но теперь начались не только объезды. По всей контролируемой территории пошел масштабный крестный ход. Главной святыней в нём был образ Царя-мученика Николая II. Собственно, атаман Сергий Кришталь хотел привезти Надымскую икону Царя на Донбасс гораздо раньше. Но, возникли непредвиденные обстоятельства. Иконописец, взявший образ Царя Николая II на реставрацию, отказался его возвращать. Аргумент для отказа был крайне странным. Он оставил икону у себя, по причине «авторского права».
Лишь только через год после означенных событий, получив благословение иеросхимонаха Рафаила (Берестова), атаман приступил к написанию новой иконы. На Светлой Седмице 2016 года, в первых числах мая огромный, в два метра высотой, образ Царя Николая Второго, наконец-то пришёл в Новороссию. Икона тогда еще пахла лаком и красками. Многие связывали приход иконы Царя с пророчеством старца Ионы (Игнатенко), который говорил об этой войне так: «Первая Пасха кровавая, вторая – голодная, третья – победная». Пасха 2016 года являлась, после начала боевых действий, уже третьей по счету.
После этого шествия, атаман Сергий Кришталь стал частым гостем на Донбассе. Сумел он побывать в ЛНР и ДНР даже в неблагоприятные для заграничных поездок 2020 и 2021 годы. Прибытие этого образа на боевые позиции всегда укрепляло дух воинов. Если говорить о практической пользе, то после молебнов перед иконой Царя Николая на передовой, там в разы уменьшалось количество обстрелов, уменьшалась и гибель личного состава.
Но, с течением времени, боевой дух подразделений ЛДНР стал постепенно падать. Были убиты все командиры, являвшиеся символом «Русской весны». Жизнь вернулась к тем же основаниям, как до начала военных действий. В душах поселялось отчаяние. Поэтому, начавшиеся 24 февраля сего года события на Украине давно уже назрели. А потому, сейчас, хотя и с горькими слезами на глазах, мы можем сказать: «Да, этот день мы приближали, как могли».
Но, тем не менее, поводов для эйфории быть не должно. Напротив, сейчас необходима пламенная молитва о спасении Триединой Руси. Нам всем надо молиться не только Царице Небесной (в особенности Владимирской и Порт-Артурской иконам), не только Царю-мученику Николаю II, не только Георгию Победоносцу, но и Киевским святым. В первую очередь, св. равноап. кн. Ольге и св. равноап. князю Владимиру. А также, всем Киево-Печерским святым. Необходимо молиться нашему старшему современнику, прп. Лаврентию Черниговскому, который говорил о недопустимости раздирания триединства русских, украинцев и белорусов. Нам всем нужно выйти из состояния многолетней расслабленности и суеты «мира сего». Сейчас надо встать на духовную вахту, чтобы конфликт в Малороссии не перерос в глобальный мировой конфликт, чтобы не погибло то дело по освобождению Православного Славянского мира, которое было начато с дерзновенного молитвенного объезда Майдана в Киеве в феврале 2014 года.
В заключение же сей статьи прилагаю молитву, которую уже начали читать на той стороне, в православных храмах Малороссии.
МОЛИТВА О МИРЕ (по благословению Блаженнейшего Онуфрия):
Владыко Вседержителю, Господи многомилостивый, приими коленопреклонныя молитвы и смиренныя слезы наша, приносимыя пред Святым Алтарем Твоим в сие время беды и скорби народа Твоего, приими предстательство всех святых сродников наших, коих призываем ныне на помощь и заступление, дабы свет любве Твоея, явленный на Кресте Твоем, просветил всякаго человека страждущаго в мире сем, во тьме вражды и беззаконий сущем.
Приими ходатайство святаго и благовернаго князя Владимира, крестителя и просветителя земли нашея; приими молитву страстотерпцев святых Бориса и Глеба, научающих не поднимати руки своея на брата своего; приими заступничество угодников Твоих Антония и Феодосия и с ними всех преподобных мужей и жен, слезами покаяния души свои паче снега убеливших; приими подвиги новомучеников и исповедников, страданиями своими спасительную веру в Тя нам сохранивших; приими прошения всех святых Церкве Твоея, трудами своими землю нашу освятивших. Наипаче приими молитвенный Покров Пресвятыя Матере Твоея, Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же непостыдным предстательством люди Твоя многажды избавлени быша от всякия вражды и междуусобныя брани.
Услыши ны, Боже, Спасителю наш, и милостив, милостив буди Владыко ко всем страждущим и обремененным, и остави нам долги наша, научая и нас оставляти обиды должником нашим, и преклони гнев Твой на милость Твою, умиряя всякия крамолы и нестроения в державе нашей, яко Ты еси един благий и человеколюбивый Бог наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, г. Покров
Пос. Ждановка — ДНР — крестный ход вокруг храма
Ггор. Енакиево — крестный ход по городу
На въезде в Дебальцево — привал
Крестный ход по Луганску
У собора Георгия Победоносца в Макеевке
Обелиск погибшим на Саур-Могиле в 2014 году
Саур-Могила - израненный мемориал
В часовне Саур-Могилы
Девятое мая — Парад Победы: шествие Безсмертного полка