Сегодня в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу ежегодного Епархиального собрания города Москвы, сообщил «Русской народной линии» Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом, оценил масштабность изменений, которые стали результатом пандемии коронавируса, отметил самоотверженный труд врачей, медработников и добровольцев и поблагодарил духовенство, осуществляющее свою пастырскую деятельность в «красных зонах».
«Мир за прошедшие два года изменился столь существенно, и подчас столь стремительно, что можно говорить о "смене эпох". Грядущему Архиерейскому Собору предстоит подробно обсудить эти изменения, дать им всестороннюю и глубокую богословскую и пастырскую оценку», — обратился Патриарх Кирилл к участникам Епархиального собрания.
«Размышляя над нынешней ситуацией, над тем, как страна и Церковь длительное время живут в условиях разного рода ограничений, мы понимаем, что до конца привыкнуть к жизни в режиме чрезвычайных обстоятельств невозможно. Поэтому мы, конечно, продолжаем надеяться на то, что в ближней или в средней перспективе большинство ограничений будет снято», — продолжил он.
Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что профилактические меры продолжают применяться, в том числе в храмах. «Вполне понимаю, что некоторые из них могут быть неприятны — как, например, длительное ношение масок. Призываю всех еще потерпеть ради сохранения возможности участия всех нас в богослужении. Упомянутые меры являются временными, и я надеюсь, что в обозримом будущем мы сможем от них отказаться», — сказал Святейший Патриарх.
«Еще раз хочу поблагодарить всех клириков, монастырских и приходских тружеников, несущих свое служение в нынешних непростых условиях. Отдельную благодарность выражаю духовенству, трудящемуся там, где ведется небезопасная борьба за жизнь заболевших, там, где люди лишены возможности находить утешение в общении с родными и близкими — в так называемых больничных "красных зонах". Сердечно вас, братья, благодарю. Тех, кто трудится там самоотверженно, не опасаясь ни инфекции, ни каких-то зловредных для организма последствий, но мужественно осуществляя свое пастырское служение. Да вознаградит Господь и врачей, медицинских работников и добровольцев и пастырей, трудящихся в "красных зонах", за их самоотверженный труд», — заключил Патриарх Кирилл.
Также Первосвятитель коснулся темы вакцинации от коронавирусной инфекции, которая стала поводом для широкого обсуждения как среди верующих, так и в обществе в целом.
«Знаю, что многих волнует тема вакцинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всем обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает ее ненужной или даже неприемлемой», — обратился Святейший Патриарх к участникам Епархиального собрания.
«Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта», — продолжил он.
По его словам, «даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей».
Патриарх Московский и всея Руси напомнил, что в мае уходящего года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия было организована дискуссия по теме вакцинации от коронавируса с привлечением компетентных специалистов. Как отметил Патриарх Кирилл, «по итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция».
«С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что "Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины". В то же время участники встречи напомнили, что "исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации", благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет», — сообщил Святейший Патриарх.
По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, в этой связи «совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам». Кроме того, по его словам, «вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии».
«При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации», — заключил Патриарх Кирилл.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы, коснулся вопроса возможного использования QR-кодов, необходимых для передвижения или посещения общественных мест, и выразил надежду, что российские власти прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие нарастающей цифровизации.
По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, тесно связанный с темой вакцинации «вопрос о присвоении гражданам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, об их состоянии здоровья — так называемом "иммунном статусе" с использованием QR-кодов» «тревожит огромное количество людей».
«Люди обеспокоены введением механизма "разрешительного" порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи с вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем», — отметил Святейший Патриарх, обращаясь к участникам Епархиального собрания.
«Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из общественного консенсуса и контролироваться обществом», — добавил он.
Как отметил Патриарх Кирилл, нарастающий по охвату и объему сбор сведений о частной жизни человека, в том числе о его здоровье, а также накопление и обработка соответствующих данных открывает возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей — за их перемещениями, покупками, предпочтениями, даже за содержанием их общения.
«А ведь возможность контроля — это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным», — подчеркнул он.
«Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали приниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божией правде — например, библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в целом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппарата принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий», — сказал Патриарх Московский и всея Руси.
Святейший Патриарх напомнил, что Священный Синод в своем прошлогоднем послании отметил: «Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».
По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, выраженная Священным Синодом озабоченность в полной мере сохраняется и сегодня. «О возможных рисках, связанных с цифровизацией, Церковь неоднократно предупреждала и ранее, в частности, предупреждения содержатся в решениях Архиерейского Собора 2013 года», — отметил Патриарх Кирилл.
«Мне уже довелось говорить на тему рисков цифровизации с высокой трибуны Государственной Думы в ходе парламентских чтений в мае нынешнего года. Мы твердо надеемся, что государственная власть, в первую очередь законодательные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие все нарастающей цифровизации», — подчеркнул он.
Предстоятель Русской Церкви напомнил, что по итогам первого чтения законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, было предложено исключение для посещения храмов.
«Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа», — сказал Патриарх Кирилл.
«При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы "печати антихриста". Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая "печать" является внешним лишь знаком, видимым выражением совершившейся апостасии», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.
29. Ответ на 28, Vladislav: Не судите, да не судимы будете...
28. Ответ на 27, Валерий:
27. Ответ на 25, Vladislav: Яд клеветы.
26. Ответ на 24, Человек:
Не знаю, вокруг меня никто не сомневается, что они еретики. И храм наш по воскресеньям и субботам наполнен до отказа. Искренне рад за Вас! Значит не все еще потеряно. У нас на клиросе некоторые певчие считают, что католики, такие же христиане, как и мы. Я с сожалением об этом говорю. С НАМИ БОГ!
25. Ответ на 23, Валерий:
24. Ответ на 19, Валерий:
Не знаю, вокруг меня никто не сомневается, что они еретики. И храм наш по воскресеньям и субботам наполнен до отказа.
23. Ответ на 20, Vladislav:
http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. п.1.15 " ... Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах...." Вот это тот самый яд, та самая ересь, под которой единогласно подписались все архиереи МП. До 2000 года, согласно священного предания святых отцов, считалось, что все отпавшие от Соборной и Апостольской Церкви - еретики и раскольники лишаются благодати, а согласно принятого этого документа - после 2000 года, еретики и раскольники оказывается в течение всего этого времени - не полностью были лишены благодати, т.е. 2000 лет, святые отцы заблуждались и были не правы, говоря своим пасомым чадам:"Един Бог, Едина Вера, Едино Крещение"? Не понравилось мне православие, пойду к католикам, не понравились католики, пойду к протестантам, у них же есть благодать согдасно п.1.15, значит и у них можно спасать свои грешные души? Вот именно таким способом, незаметно для все нас, впрыснутым ядом, уничтожают нашу Соборную и Апостольскую Церковь! Кровь святых мучеников за православную веру получается была пролита напрасно?! Нашим архиереям не страшно принимать такие соборные документы?! С НАМИ БОГ!
22. Ответ на 15, ОСт:
Собственных толкований тут никто не дает.
Есть общее для православного Предания убеждение: антихрист не будет требовать подписывать кровью договор с сатаной (или чего-то в этом роде), а, напротив, будет рядиться в одежды Самого Христа. Если этого не учитывать, то можно прохлопать не только антихриста, но и его лжепророков.
Надо, конечно, иметь при этом в виду, что мировая "закулиса" (которая уже давно на сцене и не видна только слепому) сознательно "разыгрывает" антихриста.
21. благодать
20. Ответ на 18, Валерий: