На первой полосе газеты «Минская правда» была опубликована карикатура на католических ксёндзов, изображённых в качестве неких профашистских элементов. Карикатура глупая, бездарная и бестактная. «Русская народная линия» попросила нашего постоянного автора, магистра философских наук, редактора духовно-просветительского блока электронной газеты «Союзное слово» Дмитрия Валерьевича Куницкого прокомментировать сие безобразие.
Прежде всего, следует сказать, что иллюстрацию в «Минской правде» при безпристрастном подходе следует признать, скажем так, достаточно неудачной. Сам жанр религиозных карикатур, над которыми всегда нависает тень CharlieHebdo, едва ли подходит для возвещения правды, а для христиан и едва ли нравственно приемлем в целом.
Неудачным вышел приём с изображением росицких ксендзов-жертв нацистских карателей, совершивших нравственный подвиг: на иллюстрации не удалось отделить его от общей карикатуры, кроме того бело-красно-белый фон (возможно, вышедший неумышленно) нарушает смысловое значение изображения. Но сам его замысел, очевидно (хотя бы по тексту «факта №2»), не был кощунственным, как это хочет представить польский Костел в Беларуси, православные клирики-западники (с филокатолическими и полонофильскими взглядами), а также иные либеральные критики: замысел состоял именно в высвечивании лицемерия ряда иерархов и служителей Костела в одновременном почитании росицких страдальцев и нацистско-коллаборационистских символов.
Наконец, еще одним упущением иллюстрации можно считать изображение ксендзов единым строем, из которого делается подспудный вывод о том, что такую БЧБ-позицию разделяют все служители Костела поголовно, что не соответствует действительности (странным является и изображение их в иудейских ермолках). Гораздо более удачным могло бы стать решение с размежеванием ксендзов, одни из которых с удивлением смотрели бы одновременно на изображение росицких страдальцев и их БЧБ-коллег.
А вот в чём нельзя согласиться с возмущенным сообществом, так это в якобы клеветническом характере иллюстрации, а также в кощунстве над крестами. Со стороны официальных лиц Костела звучат также обвинения в «разжигании религиозной розни», однако таковую можно при желании обнаружить в любом затрагивании исторических вопросов в свете правды. При этом случаи «разжигания» Костел традиционно видит только у своих оппонентов: в частности, не замечается таковое в активном и демонстративном почитании им в Беларуси палачей православных священников и люда – кровавого униатского бискупаЙозафатаКунцевича и мятежника-карателя «Кастуся» Калиновского.
Что же касается общего смысла иллюстрации и его ключевых сюжетов, то, увы, они совершенно правдивы. Прежде всего, вспомним, какие европейские страны оказались в числе главных союзников Гитлера. Это Италия, Австрия, Венгрия, Хорватия – католические страны. Горячим союзником Гитлера до самого 1939-го года была и Польша. А первым государством, заключившим конкордат с нацистским Рейхом, был сам Ватикан. Да и в самой Германии очагом нацизма еще с 1920-х была именно католическая Бавария с ее уроженцами. Причем если в ряде стран Костел находился в некоторой тени происходивших процессов, то в Югославии и на Украине он играл во многом инициативную и решающую роль в коллаборационизме и, в частности, в геноциде православных сербов и малороссов. Не забудем, что и в конце Второй мировой войны именно Костел в рамках плана «крысиные тропы» осуществлял эвакуацию ряда нацистов – в особенности хорватских усташей и украинских униатов (а духовных лидеров и тех, и других вообще «канонизировал») – и через католические государства Южной Америки. И во время гитлеровской оккупации Белоруссии именно католики (и даже некоторые ксендзы) составили львиную долю среди коллаборационистов и их лидеров.
Посему изображение превращения некоторыми ксендзами (уместнее было бы как раз представить здесь иерархов) легким движением руки креста в свастику является отнюдь не клеветой и не глумлением над христианским крестом. В действительности, глумление происходило как раз с «обиженной» стороны. И, как известно, 1930-1940-е – исторически отнюдь не первый и не последний случай откровенной консолидации Костела (притом на правах вдохновителя) с откровенными злодеями по иезуитской формуле «цели оправдывают средства» (хотя и цели-то сомнительны): можно вспоминать от «Крестовых походов» и деятельности тевтонского и тамплиерского орденов до нацистского путча на Украине.
Наконец, что касается изображенных символов белорусского БЧБ-майдана – БЧБ-флага и гимна «МагутныБожа», приверженность которым официальные представители Костела и не пытаются отрицать. Но эти символы, и правда, являются связующим звеном во всей системе. С одной стороны, это, действительно, – сугубо католические символы, возникшие в соответствующей среде и навязывавшиеся (не раз и всегда неудачно вплоть до 2020 года) белорусам в качестве национальных.
С другой стороны, они оба возникли и активно использовались в среде германских коллаборационистов и одновременно с сильным пропольским акцентом.
И ситуация ожидаемо полностью повторилась и в период белорусского БЧБ-майдана! Преследуя свои конфессиональные и национальные цели (но отнюдь не христианские и не народно-белорусские), польский Костел в Беларуси в надежде на приведение к власти дружественных себе сил пошел (как и на Украине) на прямуюколлаборацию с неонацистскими, а также и с либерально-глобалистскими политическими силами. И, соответственно, поднял на знамена соответствующие символы. Тогда уж стоит вспомнить, что на глобальном уровне он уже давно (по меньшей мере, со II Ватиканского собора) пошел на полнуюколлаборацию – и теперь уже в качестве подчиненного – с откровенно инфернальной оккультной элитой Запада. Что ж поделать, если уже много столетий Костел, преклонив свое сердце к земному, приносит христианскую истину и правду в жертву мiрскiм корыстным расчетам, за которыми всегда стоят «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16) и «князь мiра сего», охотно идя на сотрудничество с силами зла!