На каждом Богослужении мы поминаем людей, которые канонизированы Церковью в качестве образца для подражания. Слово «канон» в переводе с греческого означает «правило». Значит, канонизированные члены Церкви – это правильные люди, соблюдавшие правила, нормы поведения, установленные Богочеловеком и Его учениками.
А зачем нужны правила? Можно, конечно, на примере Священной Истории, да и истории вообще показать, как создавались человеческие общности и как в них вырабатывались правила, нормы поведения. Но это происходит и в наше время.
Для примера возьмем общность людей самых агрессивных и самых несклонных к соблюдению каких-либо правил. Это среда уголовников – разбойников, бандитов, воров. Известно, что даже в этой среде существуют правила, которые они называют «понятия». Жить «по понятиям» – значит, жить по правилам. А кто нарушает правила, тот «беспредельщик» и подлежит ликвидации руками своих же сообщников. Если бы не «понятия», то люди такой общности просто поубивали бы друг друга.
Правила дополнены еще и организационной структурой, иерархией: рядовые «братки» должны подчиняться авторитетам, те подчиняются «смотрящим», «смотрящие» подотчетны «паханам». А для решения проблем взаимоотношений между большими территориями «паханы» собираются на совещание, где и принимают согласованные решения.
Так организованы относительно небольшие группы людей, организованные для совместной грабительской, паразитической деятельности.
Для непаразитической жизни, но для соблюдения экономического интереса каждого индивида создаются группы, численностью в тысячи, десятки, сотни тысяч людей. Так возникли республики, города-государства в Древней Греции и в Древней Руси. Новгородская и Псковская республики потому и сопротивлялись великокняжеской власти, что имели устоявшийся свод правил поведения, который обеспечивал защиту экономических интересов всех слоев города-государства.
Однако выросшие и вооружившиеся соседние племена, в частности, западные, грозили не только экономическим интересам новгородцев, а самому существованию древней республики.
И тогда новгородцы призвали на помощь профессионального полководца, великого князя. Как только опасность миновала, они прогоняли князя. Так, новгородцы три раза прогоняли св. блгв. Александра Невского, а затем снова приглашали. Пока, наконец, не поняли, что наступило время, когда князь нужен постоянно.
Большое, объединенное государство с великокняжеским правлением, нуждалось в более сложных и утонченных правилах поведения, многие из которых были непонятны населению и казались излишними. И только религиозная вера, авторитет Церкви помог людям примириться с непонятными правилами. А правила эти были жизненно необходимы для мирного сосуществования уже не тысяч, а миллионов людей.
Но и этих правил недостаточно для мирного проживания миллиардов людей. Беда в том, что человек духовно болен, болезнь эта врожденная, ее главный симптом – воспаленное самолюбие. Чтобы удерживать людей, страдающих духовной болезнью, от взаимного истребления, нужно еще что-то поверх правил, законов, норм.
Богочеловек Иисус Христос принес это людям. Неслучайно Он сделал это в такой исторический момент, когда империи уже возникли и им предстояло расти и расширяться, объединяя уже миллиарды людей. Чтобы они не уничтожили друг друга в беспощадной войне, Богочеловек и дал новую духовную связь с Собой, с Богом, новую иерархию, а также новые правила, каноны. Главный канон – святость. Святость как норма жизни! Вот что обеспечивает живучесть и семьям, и общинам, и государствам, и очень большим общностям людей. Наш народ это давно выразил в поговорке: «Не стоит село без праведника, а город – без святого».
Нормы и правила и самый дух отношений, усвоенные молодым православным русским народом, помогли этому народу мирно уживаться со многим другими племенами и народностями, особенно на востоке. Ну, почти мирно, ибо «князь века сего» с армией своих демонов неустанно ссорит людей, сталкивает их в борьбе, в войне.
Православный народ расселялся и расселялся на восток вплоть до Тихого океана и везде уживался с местными племенами, сохранив их язык и культуру до нынешних времен.
Более того, православный народ переплыл Берингов пролив и стал расселяться по североамериканскому континенту, уживаясь с местными племенами и создавая с ними совместные торговые компании. Российско-американские компании – это были договора с туземными американскими племенами. Надо отметить, что племена имели свои названия – тольтеки, ацтеки, майя, ольмеки, навахо, команчи, апачи и многие прочие, – а индейцами их назвали выходцы из Западной Европы.
Западные европейцы примерно в то же время высадились на другой, восточный берег американского континента и тоже стали заселять его. Как же они повели себя с местными племенами? Они их уничтожили. Полностью. Уже одно это свидетельствует о том, что западноевропейцы не вполне усвоили христианские нормы и правила жизни и самый дух христианской любви не вместили в себя.
То же самое сделали бы эти «цивилизованные европейцы» и с нашим народом, если бы не святой Александр Невский, который чутко уловил их нравственную природу и понял, что языческий восток скорее сможет мирно уживаться с православным народом, чем западные «христиане», которых можно удерживать от беспредела только военной силой.
А теперь мы видим, что западные европейцы уже совсем отказались от Христа, ибо их глубинное нутро (на библейском языке оно называется «сердце») не вместило Любовь, не приняло те высочайшие и тончайшие нравственные нормы, которые Христос принес людям. Западные европейцы приняли христианство только внешне, поверхностно, и постепенно переделали его под себя, под свой нрав. Отсюда и папизм как претензия на всемирную власть. Жажда беспредельной власти, как признают и западные философы, есть главная черта западного человека. Но ведь это и главная черта врага рода человеческого.
Но вернемся к святым. Все они согласно учили: стяжи Дух Святой, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Почитай себя грешнее всех, уважай всех, будь то хоть язычник, хоть магометанин. Бог хочет спасти каждого, каждого! А ты кто, что берешься кого-то судить или осуждать?
Другое дело, – если с мечом кто придет, то ценой своей жизни защити своих близких, свой народ, свою веру. Защитить веру – крайне важно, это понимали все святые Земли Русской, в числе которых и святой великий князь Александр Невский. Защити веру православную, а вера защитит тебя и твоих потомков.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово Челябинской области