История – всегда борьба: вверху – за власть и деньги, внизу – за достойную жизнь или просто выживание. Я родился в декабре 1936 года, когда была принята новая (социалистическа) Конституция СССР, утверждённая в январе 1937 года и закрепившая законодательно победу социализма в Союзе, который впоследствии не выдержал соревнования с капитализмом. Об этом соревновании трубили долгие годы. Тогда был провозглашён принцип, о котором сегодня многие не знают – «От каждого по способностям, каждому – по труду!». Но это только декларировалось, но не исполнялось. Начальник-бездельник получал всегда больше самого трудолюбивого подчинённого. За это время менялись Конституции, но их декларативность, а не действенность, оставались. Вот в последней «демократической» Конституции 1993 г. в статье 3 сказано, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ», а если прочтёте всю статью полностью, то Вы просто рассмеётесь. У нас с 1918 г. Конституция менялась пять раз, в то время, когда Конституция США существует с момента её принятия в 1787 году (244 года). Почему? Это вопрос отдельной темы.
Принципа «От каждого по способностям, каждому – по труду!» на практике я так и не увидел, дожив до так называемой «рыночной экономики» Егора Гайдара – это когда восторжествовал принцип «Обдери ближнего и не забудь дальнего, ибо дальний приблизится и обдерёт тебя!». Но как бы то ни было, я стал ровесником «самой демократической из всех конституций, известных истории» (имею в виду «социалистическую»). Нет, это не насмешка, это действительно так. Я тогда этого не мог знать, потому что до пятилетнего возраста воспринимал всё абстрактно. Мозг только воспитывал память, не фиксируя всё происходящее и не анализируя. Я понял это, прожив жизнь и при коммунистах, и при демократах, и прочей непонятной шантропе типа либералов и правых. Я и сейчас не могу понять, кто у нас власть? Всё прикрывает фраза – «Власть принадлежит народу!». Но так ли это?
Пусть читатель простит меня за столь пространное вступление, но я хотел поговорить ниже о роли народа и личности в истории.
Моему поколению достались не лучшие времена – жестокое детство (война, причём на оккупированной территории) и печальная старость (смутные времена «демократии», из которых мы не выйдем до сих пор). Между этим были, так называемые, годы застоя, но и они были омрачены годами «холодной войны», которая как домоклов меч висела над головой народа. Моя покойная мама, пережившая оккупацию в 30-летнем возрасте, до конца жизни твердила – «Всё отдам до последних штанов, лишь бы не было войны!». Сегодня люди напуганы «укранским майданом» и все живут под этим гипнозом – «Всё перетерпим, лишь бы у нас не было "майдана"!». И это настроение поддерживается сверху. При этом невольно возникает вопрос – Так кто же пишет историю. Народ или отдельные личности?
Ещё в советские времена, в 70-80-е годы прошлого столетия, когда газета «Правда» пестрела передовыми статьями о роли народа в исторических событиях, я попытался высказать свою точку зрения, что историю делают личности, а народ только инструмент в их деятельности. На то время у меня уже был кое-какой жизненный опыт. Конечно, мои «труды» не опубликовали, хотя по этому вопросу была объявлена дискуссия, но я получил лично такую отповедь от историков-апологетов советской власти, что это надолго отбило у меня охоту связываться с «официальными» взглядами и выводами. Но от этого моё видение исторических процессов не изменилось.
За свою жизнь я подметил много парадоксов в нашем бытие, и главный, по моему мнению, в том, что жизненные блага производит большинство, а распредяляет их меньшинство. Почему? Да просто потому, что они власть! И власть всегда пользуется неприложной истинной – без еды никто не выживает, а рычаги-то распределения у неё, то есть как я сказал выше, у меньшинства. Вспомним и перефразируем слова одной известной песни, которая подтверждает суть вышесказанного:
Жить без любви, быть может, просто,
Но как на свете без еды прожить?
Но беда в том, что эту самую еду производят одни, а распределяют другие. И это такой же парадокс, когда в Армии служат бедные, защищая богатых, которые зачастую там не служат, предпочитая выгодную чиновную службу. И таких парадоксов масса. К ним можно отнести и тот, что историю творят массы, а делают её на свой вкус личности. Время процветания страны наступает тогда, когда интересы творца совпадают с интересами личности. Но это происходит не часто, скорее наооборот, что и подтверждает та же история.
В истории остаются всегда только великие люди. Одни со знаком плюс, другие – минус. По жизням этих людей определяются вехи исторического развития стран и даже Мира. Малые люди всегда остаются за бортом истории или, если повезёт, то обобщаются всеохватывающими именами: народ, крестьяне, рабочий класс, пролетариат, рабы и прочие. А между тем, именно от их поведения зависит та или иная эпоха. Представители этого плебса попадают в историю только тогда, когда выбиваются на верх. Тогда они забывают о своём происхождении, становятся ренегатами своего сословия. Исключения редки. Недаром в народе издревле бытует поговорка – «Хуже нет человека, когда из грязи в князи!».
Но многие люди, абсолютное большинство, живут обычной жизнью – рождаются, растут, учатся, если есть возможность, получают высшее образование, работают и служат, радуются небольшим успехам и удачам (прибавили зарплату, корова дала приплод…), любят, рожают детей, воспитывают их и умирают с чувством исполненного долга на земле…. О таких людях мало кто знает, разве родственники и друзья. Они не попадают в анналы истории, да и не стремятся к этому. Иногда они становятся прототипами героев художественных произведений, но это исключения, особенно в наше время. Для таких людей главное в жизни — семья и Родина. И если Вы хотите найти настоящего патриота – ищите его именно среди маленьких людей. Имя им — миллионы, и по жизни каждого из них можно судить об истории страны не по домыслам историков-апологетов и политологов, а реально. К сожалению, о жизни таких людей очень мало остаётся свидетельств, воспоминаний очевидцев текущих дней….
Если читатель помнит, я выше говорил о Конституции 1936 года, которая в какой-то мере не исключала «маленького человека» из жизни страны. В советское время это реализовывалось тем, что по Радио, а позже на ТВ показывали жизнь этого «маленького человека», его труд на благо Родины, его успехи в учёбе и науке. Это радовало простой народ, и каждый стремился прославиться на всю страну или хотя бы на район и область. Сегодня этого нет, и народ впадает в аппатию при самой «демократической Конституции 1993 года».
Зато ТВ, которое стало «опиумом для народа», забило все свои экраны личностями сомнительного качества. Я часто слышу, особенно это возмущает людей в провинции (всякие банкеты и тусовки, приёмы в столице) – А где труженник, за счёт которого они жируют? Сплошные олигархи и артисты-миллионеры. Что, наша страна стала мировым цирком и театром абсурда? Когда это кончится?
Думаю. Что не скоро. Почему?
Ответ простой – цели личности, возглавившей маленьких людей, не совпадают с их стремлениями и желенаниями. Нет, безликой массе иногда впрыскивают нечто бодрящее. Но время проходит, наркотик перестаёт действовать, и маленький человек начитает понимать, что его в очередной раз обманули… А вот долгосрочной программы с опорой на маленьких людей как не было, так и нет. Всё чаще приходят сомнения в бесперспективности политики «тришкиного кафтана», и маленький человек начинает задумываться – Куда валится его страна? Но что он может сделать без вождя, который действительно думает о его проблемах?!
Вадим Тимофеевич Кулинченко, публицист, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник