Министерство просвещения России разработало концепцию эксперимента по внедрению цифрового профиля учащегося, который будет заводиться при зачислении в детский сад или школу и будет содержать в электронном виде портфолио ребенка со всеми его достижениями, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на газету «Коммерсантъ».
Согласно концепции, цифровой профиль учащегося будет обязательным, в нем будут содержаться сведения, «необходимые для идентификации в рамках образовательного процесса». Предполагается, что система будет использовать информацию текущих реестров органов исполнительной власти и государственных информационных систем, а запросы в различные системы будут совершаться с использованием обезличенных идентификаторов.
Эта концепция, предполагающая проведение эксперимента до конца 2022 года, была подготовлена по поручению профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко и в апреле поступила на проработку в Минцифры.
Управляющий директор Accenture Technology в России Мария Григорьева считает, что такая система избавит от подтасовок, но, по ее мнению, важно, чтобы детей не ранжировали на основании системы еще в начальной школе, как как их потенциал может проявиться значительно позже.
Партнер «Делойт» в СНГ Антон Зыков создания усомнился в целесообразности создания системы со всеми оценками ребенка, начиная с первого класса.
Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов опасается, что «фантастическое количество данных о детях», включая информацию об их посещаемости и оценках, в случае утечки может использоваться для обмана детей, в том числе социального инжениринга.
Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян полагает, что подсчитать стоимость создания такой системы сложно, но она, по его мнению, может достигать миллиарда рублей.
Концепцию Минпросвещения России проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Цифровизация подменяет человеческие отношения некими формулами и цифрами. Конечная цель цифровизации ‒ замена человека цифровым профилем. Человек как таковой исчезает из поля зрения, он остаётся только в виде цифры, определяющей его потребности, возможности, функциональные потенциалы и так далее.
Слежение за ребёнком с самого раннего возраста ‒ антипедагогично. Все дети разные и меняются в ту или в другую сторону. Наступает переходный возраст, бывают какие-то обстоятельства семейной жизни. Поэтому отслеживание и делание каких-то выводов абсолютно необоснованно, потому что человек достаточно непредсказуем.
Слава Богу, Господь нас сотворил бесконечными и в этой бесконечности мы в значительной степени непредсказуемы. Существует богословская шутка: спрашивают: если Бог всемогущ, то может ли Он создать такой камень, который Сам не сможет поднять? Считается, что если Он сможет создать такой камень, который Сам не сможет поднять, то что это за Бог? Или наоборот, если Он не сможет создать такой камень, то Он не всемогущ? Вот такая подковырка богословского характера.
Господь сотворил такой камень, и этот камень — человек. Та свобода, которую Бог дал человеку, определяет размер камня, который сам Бог не может поднять.
В данном случае пытаются выяснить вес этого камня, параметры, с тем, чтобы его можно было использовать на 100%. Здесь не подразумевается уровень обретения святости. Потенциал человека, движущегося к Богу, достигающего врат святости, может внешним людям казаться нулевым. Он просто никаким образом не учитывается.
Что же с такой точки зрения представляет собой, например, прп. Амвросий Оптинский, который очень много болел и зимой даже не мог выходить из кельи, был часто прикован к постели? Понятно, что его научный и социальный потенциал был бы оценен нулевым значением. Аналогичным образом можно подойти к детям с болезнью Дауна или с другими недугами.
В этом отношении нельзя объять необъятное ‒ человек неизмерим. Реальную оценку человеку даёт сам Господь. И эта оценка может совершенно не совпадать с оценкой людей. Когда авва Агафон приближался к кончине, и братия сказала ему: «И ты ли боишься, отче?» - он отвечал: «Сколько мог, я понуждал себя сохранять заповеди, но я человек, и по чему могу знать, угодно ли дело моё Богу? Ибо иной суд Божий, и иной человеческий».
С духовной точки зрения цифровой профиль – пустая вещь. И с точки зрения научного потенциала – пустота. Энрико Ферми был тугодум, он не мог быстро решать задачи, которые другие его сверстники решали очень быстро. В конечном итоге Энрико Ферми оказался Нобелевским лауреатом по физике, а где те, кто решали задачи быстро и успешно и получали пятёрки? Кто сейчас о них вспомнит?
Цифровизация, несомненно, несет с собой угрозу личной, общественной и государственной безопасности. Успешные хакерские атаки на весьма охраняемые государственными специальными службами объекты показывают нам, что атомные станции, электростанции и пр. могут оказаться уязвимыми. В США, как сейчас сообщают, мясная промышленность подвергалась хакерским атакам.
Что уж тогда говорить о множестве каналов средств массовой коммуникации и банков данных, в которых хранятся и обрабатываются данные о конкретном человеке. Неужто можно поверить в их абсолютную защищенность?!
Хакерская атака — это не только утечка информации, но ещё и её подделка ‒ дезинформация. Какие-нибудь зловредные люди, увидев, что у человека значительный научный или творческий потенциал может раскрыться в будущем, могут заменить ему какие-нибудь цифры в программе, и вдруг окажется, что у него умственная отсталость, выраженная имбецильность и т.п. Хотя на самом деле у него ничего нет, но только попробуйте, докажите это, если искусственный интеллект выдаст такую справку при поступлении в вуз или на ответственную работу.
Недавно в какой-то больнице перепутали пациентов, один из которых умер, а другой остался жив. Получилась целая история, которая будет тянуться полгода, где живому человеку надо будет доказать, что он жив, что на его имя была выдана справка о смерти другого человека. Мы сами понимаем, насколько велики риски, которые возникают в такой ситуации. К тому же, хакерские атаки бывают неизвестного происхождения, как доморощенные, так и из-за границы.
Я бы посоветовал Министерству просвещения заниматься реальными детьми, а не их цифровизацией. Вместо всей этой благоглупости следует заняться, например, нравственным воспитанием, интеллектуальным развитием, подготовкой детей к научной деятельности, к социальному служению. Кроме того, желательно было бы увидеть ещё и заботу о духовном состоянии нашего молодого поколения, попечение о защите от различных деструктивных влияниях.
Как-то пока не видно, чтобы Минпросвещения с его цифровизацией и интерактивными технологиями спасло детей от суицидов «Синего кита» (запрещено в России), от попадания в банды «АУЕ» (запрещено в России), предотвратило бы участие в митингах «ФБК» (запрещено в России). Видимо, у этого Министерства где-то на втором плане проблемы с изучением истории России и Великой Отечественной войны, с грамотностью по русскому языку, со знанием отечественной классической литературы. Вместо этого вдруг возникла проблема «идентификации в рамках образовательного процесса»! Кто и по каким параметрам и критериям будет теперь подменять учителя, который раньше прекрасно идентифицировал учащихся в классе, и что характерно, смог подготовить замечательных ученых, инженеров, писателей, музыкантов, художников, да и просто хороших ответственных исполнителей каждого в своём деле. Как не покажется странным тем, кто зациклен на искусственном интеллекте и цифровизации, но не искусственный интеллект и цифровизация создавали науку, культуру и промышленность Великой России во все времена её существования! Не искусственный интеллект отстоял честь и независимость нашей Родины от всех нашествий «drang nah osten», а русский солдат во главе с гениальными полководцами! Не по заданию и планам искусственного интеллекта русские люди освоили просторы Сибири и Дальнего Востока, Крым, Кавказ и Среднюю Азию.
Я не знаю, кто ставит задачи Министерству просвещения РФ, но хотелось бы, чтобы эти задачи были связаны с обучением и воспитанием детей России, а не с созданием химер в виде «цифровых профилей»!
2. на 1.
1.