В подмосковном Пушкино вблизи Акуловой горы, в лесу, на территории уничтоженного Боголюбского погоста найдена могила выдающегося русского живописца и графика Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922), которого современники называли «апостолом большого искусства». Он автор графических циклов «Расстрел», (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мёртвых» (1921—1922), один из создателей и теоретиков Союза художников и поэтов «Маковец», названного так в память о холме Маковец, на котором Сергий Радонежский основал Троице-Сергиеву Лавру.
Только из одного названия этого творческого союза становится понятным, какие глубинные корни России защищали его создатели, выбрав девиз «Искусство – жизнь» во времена братоубийствнной бойни.
В «Маковец», кроме Василия Чекрыгина, входили мыслитель и священник Павел Флоренский, художники Сергей Герасимов, Николай Крымов, Николай Чернышов, Лев Жегин, поэты Николай Асеев, Велимир Хлебников, Борис Пастернак и др. Среди основополагающих работ Василия Чекрыгина наиболее известен труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященный памяти философа-космиста Николая Федорова. Читая Василия Чекрыгина, начинаешь понимать, что художник заглянул в грядущее, чтобы поговорить с нами о самом насущном.
«Убийство, голод, мор, истощающаяся земля и оскудевающие реки, редеющие леса, в которых боятся вить гнезда птицы, — угасание вселенной.
Во взаимной, слепой вражде, подчиненный бессмыслием закону космической войны-грозы, человек, живя смертью других, убивает землю, но прежде земли — себя.
Умирают звезды — небесные земли, как умирают листья осенью, никнут народы и царства, слагающиеся из бесчисленных смертей; рассыпаются скалы в песок, и разрушаются цветы, сонно подъявшие прах Отцов.
В мире косных законов царит слепая и жестокая сила, чуждая внутреннему закону Сыно-Человека. Взаимопожиранием уничтожает она живое, сильная слабостью человека, подчинив его слепой вражде. Сильное вытесняет слабое, споря за неверную крепость тела под гаснущим солнцем, но жалок сильный перед смертью, равнодушно пожирающей правого и неправого, мудрого и жестокого, зверя и насекомого.
Страшася мрака, утешается человек призраками, но, грезя наяву, впадает в сон, в яви забывает ускользающие видения, уносимые смертным временем».
Утверждая, что «бесконечное значение в труде человека», художник призывает: «Работай же над воссозданием мира в братстве; у света пьют, набирая силы, художники грядущего искусства строения небесного рая, святые, мудрецы и дети. В этом источнике вся их энергия; все, оттуда взятое, возвращается к свету».
Эта работа Василия Чекрыгина, видимо, не случайно написана языком поэзии. В Символе Веры при дословном переводе, по словам владыки Тихона (Шевкунова), прочтем: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Поэта небу и земли…» Любимым праздником Василия Чекрыгина была Святая Троица, в которой он видел спасительное Единство, изначально заложенное в Божьем мире. Но человек, которому дарована свобода, ухитрился ее исказить. По мысли художника, мы обязаны преодолеть разрозненность мира. Искусство, наука и религия в своем единстве обладают неисчерпаемыми животворящими возможностями. Прошлое неизбывно. В Символе веры в предпоследнем 11 члене звучит: «Чаю воскресения мертвых». Всеми силами души, Василий Чекрыгин верил в Воскресение. При этом ему думалось, что долг человека воскресить Отцов в своей памяти, в Соборе Воскрешающего музея. Так художником осмысливались глубоко христианские понятия. Он жил с неиссякаемой верой во всемогущество человека, в котором изначально заложена Божья искра. По своему миропониманию Василий Чекрыгин, так же как и его братья поэты из Жиздры Петр и Николай Чекрыгины, расстрелянные в 1925 году, не вписывался в существующую действительность. Друг братьев Чекрыгиных и Сергея Есенина Алексей Ганин писал о том, что Россию уничтожают как христианскую державу, а впереди Америка и вся Европа. Участников этого процесса расстреляли 30 марта 1925 года. Сергея Есенина убили и оклеветали через полгода.
Творческий и жизненный путь художника при «загадочных обстоятельствах» трагически оборвался 3 июня 1922 года, накануне столь любимого им Праздника Святой Троицы. По рассказам современников, он попал под поезд на перегоне между Пушкино и Мамонтовкой, где снимал дачу, неподалеку от Акуловой горы, на которой тогда жил его давний приятель по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Владимир Маяковский. Для поэта Василий Чекрыгин и Лев Жегин литографическим способом издали его первую книгу под названием «Я». Считать Чекрыгина и Маяковского единомышленниками, разумеется, нельзя. Однако Василий Чекрыгин был рад помочь по-своему талантливому приятелю, увы, не почитавшему ангелов, столь самозабвенно изображаемых Василием Чекрыгиным.
Накануне гибели он, по словам дочери своего друга Николая Чернышова, нашел на холме большой крест и воспринял это как знак своей скорой смерти, сказав ему: «Завтра я умру».
Василий Чекрыгин скончался на руках жены Веры, волею случая ехавшей в сбившем его поезде. Навстречу друг другу неслись два встречных состава, поэтому художник, идущий по железнодорожным путям, якобы не расслышал грохот надвигающегося на него сзади поезда. Именно так искусствовед и художник Лев Жегин, сын архитектора Федора Шехтеля, обрисовал гибель своего друга (Каталог выставки В.Чекрыгина в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1969).
Василия Чекрыгина похоронили 6 июня вблизи деревни Акулово на Боголюбском погосте. Его могила 99 лет считалась навсегда утерянной, поглощенной водами Учинского водохранилища.
Однако 5 мая 2021 года пушкинскому священнику и краеведу Андрею Дудареву в конце концов удалось отыскать, казалось бы, навсегда утраченную могилу неподалеку от вновь обретённой могилы священника Боголюбского храма Михаила Шарикова и его семьи.
3 июня панихиду на могиле Василия Чекрыгина отслужил отец Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах. Собралось немало почитателей Василия Чекрыгина, включая представителей музеев, картинных галерей, творческих союзов, Дома А.Ф. Лосева. Встречу организовала и вела создательница библиотеки-музея Н.Ф. Федорова в Беляево, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького Анастасия Гачева.
Вспомнили первую персональную выставку, которая состоялась в 1956 году через 34 года после гибели художника. В Музее Маяковского в 1964-м было показано 130 работ Василия Чекрыгина. Большая выставка художника прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1969 году. К 120-летию Василия Чекрыгина в 2017-м Государственная Третьяковская галерея провела выставку его графических работ «Предчувствие грядущего».
К 100-летию со дня трагической гибели «апостола большого искусства» в Пушкино краевед и священник Андрей Дударев намеревается создать у могилы Василия Чекрыгина мемориал под сенью храма Святого Духа, который пока незримо стоит в тиши Боголюбского погоста у воссозданного по старой фотографии большого белого деревянного креста, увенчанного иконой Святой Троицы.
Роспись. Василий Чекрыгин
То ли птицы умолкли навек,
То ли женщина остолбенела.
Или в семя проник человек,
Чтоб летать по бескрайней Вселенной.
Я не знаю, начало иль крах
Предвещают нависшие воды.
Мир стоит на семи ветрах.
Неуемное чувство свободы
Нас влечет неизвестно куда.
И гроба покидают народы,
И уходят с Земли навсегда…
Так художник расписывал своды.
Наталья Кирилловна Сидорина, член Союза писателей России
2.
1. Воскресение в памяти