19 мая, в день рождения Царя Мученика Николая Александровича, много верующих петербуржцев собралось в Троицком соборе Александро-Невской Лавры у его чудотворной иконы, привезённой из Сербии, сообщили РНЛ организаторы. За Божественной Литургией в византийской традиции пел молодёжный хор имени преподобного Иоанна Дамаскина под руководством автора РНЛ и давнего друга нашей редакции Ирины Валентиновны Болдышевой. Древнее пение и участие в богослужении знаменитого не только в России хора создало особенно торжественную, возвышенную и тёплую молитвенную атмосферу. После был отслужен молебен с пением акафиста Святому Царю Страстотерпцу.
Все больше людей узнает о чудотворном сербском образе святого Государя и притекает к ней с верой, надеждой и любовью. Торжество, которое пережили присутствующие в Троицком соборе в день памяти Иова Многострадального, оставило светлое чувство, что Святой Царь-Мученик Николай не оставляет свой народ молитвенным заступлением.
Этот образ являет удивительное сходство с фреской, которая была написана по благословению святителя Николая Сербского в Жичском монастыре ещё до прославления Царя Николая в знак великой благодарности ему Сербского народа.
"Один из приделов новой, уже освященной церкви св. Саввы в Жиче посвящен русскому Царю Николаю II. Здесь художник барон Майендорф создал фреску Царя-святителя.
Прекрасная фреска в нашем церковном стиле дала очень верный лик самого большого друга сербского народа, так как ктитор, владыка Николай, именно так хотел увековечить глубокую благодарность сербов России и ее честному Царю за все, что они для сербов сделали в мировой войне" (Цитата из сербской довоенной газеты).
Когда на Сербскую Землю пришли годы нацизма, владыка Николай благословил закрыть фреску бумагой, чтобы её сохранить. Только монахини знали о её существовании и строго хранили тайну.
Потом пришли годы коммунистической власти. Спустя многие годы во время землетрясения в Кралево в 2010 году бумага отпала и перед глазами монахинь предстал этот величественный образ. Сегодня эта фреска – одна из особо почитаемых святынь обители.
11 августа 1927 года в белградских газетах появилось удивительное сообщение под заголовком: «Лик Императора Николая II в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере». Речь шла о русском художнике и академике живописи Колесникове, который был приглашён для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума. Ему была предоставлена полная свобода творчества в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещённых в пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов он написал сразу же, а место пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный.
Далее, как описывает Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Примечательно, что это произошло в то время, когда св. Николай Сербский, горячо любивший и прочитавший Царя Николая, как и весь сербский народ, был святителем Охридским.
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона — окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной. Смотрит не мысленный образ, созданный воображением, а живой обитатель Рая. Известно очень много случаев, когда святые выходили из иконы, отделялись от неё и творили чудеса на глазах у изумлённых зрителей.
Икона Царя Мученика Николая Александровича пробудет в Александро-Невской Лавре до 15 июня.