Речь здесь пойдет не только о школьном учителе, но и об учителе средних и высших специальных заведений – институтов, академий, университетов.
Из предыдущей статьи «Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения» возьмём цитату:
«1. В России девятнадцатого и начала двадцатого века "колеса и механизмы" образования и воспитания крутились вокруг – Евангелия и Священного Писания.
2. В советское время "эти колеса и механизмы" крутились вокруг – начисто обезбоженного "евангелия" и жесткой – чересчур жесткой - партийной системы военного коммунизма.
3. С августа 1991 года эти "колеса и механизмы" крутились вокруг – болонской системы образования – без воспитания».
В школе №175 (гимназия) города Казани, где 11 мая 2021 года произошло массовое убийство школьников, многие, возможно, обратили внимание, что погибший вахтер, стоявший на входе в школу, был ранее преподавателем математики. Представить себе подобное во времена, отраженные в вышеприведенной цитате в пунктах один и два, не представляется возможным.
То есть, статусы учителей в те времена были достаточно высокими, чтобы они, выйдя на пенсию, искали себе приработка на вахте в школе. А вот уже позднее, с 1991 года, такая ситуация стала нормой.
Но ведь дети – народ проницательный и вдумчивый. Как вы думаете, не поколеблет ли такая ситуация авторитета учителя (преподавателя) в их глазах, когда из учителя он – может быть по возрасту – превращается в вахтера? Вахтер тоже уважаемая профессия, но, очевидно, что учитель, это все-таки – выше!
Не так ли?
В нашей современной жизни много наблюдается таких, непостижимых для детского сознания вещей; но ведь как-то нужно – пусть постепенно - преодолевать все эти нравственные и бытовые когнитивные диссонансы?
Представляется, что профессии учитель необходимо придать государственный статус для повышения (скорее, для восстановления) его авторитета в вопросах воспитания и образования. Для этого необходимо:
1. Присвоить учителю государственный статус служащего с соответствующими квалификационными разрядами (с первого по седьмой).
2. Денежное довольствие учителя должно быть большим, фиксированным и не зависеть от руководства учебным заведением.
3. По выходе на пенсию учитель должен получать денежное довольствие, превышающее среднюю по стране пенсию не менее, чем в два (а то и в три) раза.
Жадный – платит дважды. Государство должно «нанимать» учителем не того, кто «продает свои услуги», а того, кто служит государству – государев слуга. И тогда третий пункт из вышеприведенной «цитаты» будет выглядеть так: С августа 2021 года «колеса и механизмы» образования и воспитания будут крутиться вокруг традиционной русской системы образования, (с учетом пункта первого и второго) являющейся (не производной «рынка труда», а …) государственной «системой образования, просвещения и воспитания», как части исполнительного государственного механизма.
Авторитет учителя должен быть сравним, а то и выше авторитета директора (ректора) учебного заведения. Ведь ректор — это всего лишь администратор (да простят мне все ректоры такую инвективу, но ничего другого в голову не приходит).
Господи, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист
1.