Глобализм как течение мысли. Основой всякой цивилизации является принятое в данном народе представление о природе человека, то есть национальная антропология. Глобализм как течение мысли имеет два источника – с одной стороны, древнюю веру в богоизбранность народа для управления другими народами, с другой стороны, веру в абсолютную силу денег. Ибо, по мнению глобалистов, природа человека такова – за материальные блага он сделает всё, что прикажешь.
Мировой кризис, точнее, кризис западно-европейской цивилизации, проявляется в растущей дисфункции социальных институтов. На эту дисфункцию проливает свет научное наблюдение, сделанное швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюрой (1857-1913), но более понятным ставшее именно теперь. На этого автора много ссылается А.С.Панарин в своей книге «Православная цивилизация в глобальном мире».
По наблюдению Соссюра, знаковая система, отражающая реальность (в его случае — язык, речь), может жить самостоятельной жизнью и какое-то время быть совсем независимой от реальных предметов и явлений, которые она отражает. Он утверждал, например, что язык может быть столь же автономен по отношению к реальности, как и капиталистическое производство — к удовлетворению реальных потребностей.
Это наблюдение языковеда западные идеологи взяли на вооружение и возвели в ранг общефилософской теории, которая должна объяснить состояние современного общества и господствующую тенденцию эпохи. Нельзя отрицать, что факт ими подмечен верно, но выводы они делают в соответствии с собственными «ценностями», с духовным выбором Запада. Они считают эту тенденцию неизбежной и полезной.
Главная черта современного постмодернистского общества Запада – отрыв знаковых систем от референта (обозначаемого). Мы уже говорили, что в процессе интериоризации в сознании человека образуются знаки все более высокой абстракции. Нам удалось проследить цепочку «знак знака» до пятого уровня.
Столь длинная цепочка обозначения создает возможность отрыва знаков высших уровней от материальных предметов и явлений, которые они призваны обозначать. Например, фонды, финансы в деятельности по стимулированию производства прибавочного продукта уже настолько далеки от материального, физического труда, что стали вести как бы самостоятельную жизнь. Правда, не без умысла тех, кто оперирует этими знаками.
«Подобно тому как капитализм стремится освободить свое производство от референта – потребительных стоимостей, которые сами по себе его не интересуют, новый класс интеллектуалов – производителей текстов – стремится полностью освободить свою деятельность от давления референта – внешней объективной действительности или запросов и заказов профанного социального окружения», — пишет А.С.Панарин в своей книге.
Отрыв от действительности ведет к возникновению виртуальной экономики, виртуальной политики, виртуального искусства, виртуальной идеологии. Первые опыты виртуальных манипуляций на фондовом рынке, например, приводили к регулярным обвалам финансового рынка, когда лопались «мыльные пузыри» виртуальных фондов. Но манипуляторы приобретают опыт и власть и получают возможность мгновенно присваивать труд целых стран и регионов мира. «Туземцам» только остается недоумевать, каким образом их труды «испарились» в одночасье.
Так, в 1998 году хозяйство России потеряло около 200 миллиардов рублей валового продукта (а по некоторым оценкам даже 400 миллиардов). Всего за десять дней августа 1998 года российская экономика сократилась по своему совокупному капиталу примерно в 30 раз.
Однако связь знака с обозначаемым, с реальностью, воспринимается «элитой» как ненавистная зависимость от реальной действительности, от земли и копошащихся на ней «недолюдей». Страх перед силой этой «грязной» реальности порождает ненависть к ней и тщательно культивируемое презрение к реальному труду и к людям труда. Чтобы обрести полную независимость от реальности, а значит, и от этих презренных людей труда, «элита» создает для рабов так называемые симулякры – фантомы из знаковых систем, которые призваны закрыть для рабов (да и для всех людей) истинное значение событий, истинные связи.
Здесь-то мы и подходим вплотную к вопросу о природе современной классовой эксплуатации. Люди, владеющие технологиями производства «чувственно полноценных» (погружающих наше сознание без остатка) симулякров, могут выступать в роли новой касты фальшивомонетчиков: в обмен на наши трудовые усилия или наши природные богатства они нам предложат «блестящие видимости».
Большинство современных так называемых «брэндов» как раз и являются симулякрами, фантомами, внедренными в наше сознание. Для того, чтобы рабы не поняли, как их дурачат, нужно наполнить их сознание фантомами. Наполнить так плотно, чтобы люди утратили способность различать реальность и симулякры, правду и ложь, добро и зло.
«Чтобы произвести подобный антропологический переворот, нужна огромная воспитательная работа, связанная с систематическим обессмысливанием реальной жизни», – пишет А.С.Панарин. И такая работа, добавим мы, постоянно ведется. Все самые массовые средства информации, все изобретения поп-культуры, искусства «для народа» направлены на это. Один факт: основной статьей экспорта Соединенных Штатов являются голливудские фильмы, а ввозятся вполне материальные ценности, ресурсы, капитал. «Цивилизованный мир» поспешно строит новую Вавилонскую башню, отгораживающую человека от реальности.
Доктрина глобализма кратко изложена в «47 тезисах о глобализации» Джорджа Сороса, создателя сети фондов, содействующих возникновению «открытого общества». Его считают крупным финансистом, но он скорее является «пресс-секретарем» финансовой элиты, которому дозволяют иногда побаловаться на финансовых рынках.
Его тезисы представляют собой, по сути, инструкцию для пропагандистов глобализации. Сорос показывает, что надо говорить, на чем акцентировать внимание слушателей.
Поиск виноватых. Западный мир, прежде всего его лидер – США, уже настойчиво внедряет в сознание народов (в том числе и нашего народа, а может, быть, прежде всего, – нашего) мысль, что истоки тоталитаризма – даже не в коммунистической идеологии (или фашистской в Германии), а самом «менталитете» нации, в его цивилизационных корнях. И поэтому истоки тоталитаризма ищут уже в Православии, в византийском наследии. Между тем это расчет только на наивных. Интеллектуалы самого Запада, в особенности, Западной Европы, прекрасно знают, что тоталитаризм – это изнанка западной рациональности, продукт догматической рассудочности, задумавшей «окончательно преобразовать» и «логически упорядочить» весь окружающий мир.
Большевистский тоталитаризм был как раз явлением крайнего западничества. Самозваная «элита», захватившая власть в стране, естественно, не доверяла народу, не доверяла всем стихийным проявлениям жизни. Ленин прямо утверждал: пока существует крестьянство, оно постоянно будет возрождать живой «мелкобуржуазный дух», не принимающий схематизма новейшей западной теории.
«Комиссары современного либерализма отнюдь не менее бдительны в отношении проявлений "чуждого менталитета", чем в свое время большевистские комиссары. И те, и другие – проводники деспотического проекта тотальной рационализации, модернизации и утилизации человечества. Поэтому либеральный миф о "восточном тоталитаризме" носит все признаки психоаналитического вытеснения и проекции», – пишет А.С.Панарин. Говоря по-русски, западники переносят причины и признаки тоталитарного сознания с больной головы на здоровую. Этому приему людей научили бесы.
Игра со знаками, или, как говорят философы, «текстами», характерна для всех сфер жизни западной цивилизации. Это отмечают прежде всего западные же мыслители. Так, французский философ Ж.Бодрийяр говорит о конце производства: «В производстве и экономике все начинает поддаваться взаимной подтасовке, обращению, обмену в ходе той же бесконечной игры отражений, что и в политике, моде или средствах массовой коммуникации». Франчайзинг, торговля брэндами, именами – вот примеры «игры отражений», о которой пишет философ.
По мнению Ж.Бодрийяра, примета времени – «отрыв денежного знака от всякого общественного производства: деньги вступают в процесс неограниченной спекуляции и инфляции… Деньги получают способность самовоспроизводиться просто через игру трансфертов и банковских проводок, через непрестанное раздвоение и дублирование своей абстрактной субстанции».
Еще глубже отрыв знака от реальности происходит в средствах массовой информации. СМИ стали в массовом порядке производить симулякры – фантомы. Всякая зависимость образа от реальности преследуется в качестве пережитка традиционного «натурализма и кустарщины». Публичные опросы в процессе телешоу – новейшая технология создания симулякров, не имеющих никакого отношения к действительности, но внедряемых в сознание телезрителей, где они обретают реальность уже в качестве мотивов поступков людей.
Искусственно созданные мотивы поведения масс ведут, конечно, к искусственной цели. Искусственной для масс, но приносящей вполне реальные доходы для манипуляторов.
Но свободны ли они сами от влияния созданных ими фантомов? Существуют ли те, кто управляет производством фантомов, оставаясь вне сферы их воздействия? «Опыт и логика подсказывают, что нет, не существуют, – пишет А.С. Панарин. – Тем, кто организует массовое производство симулякров, надлежит с особой силой ненавидеть реальность, с ожесточением вытаптывать ее изобличающие следы, называть ее опаснейшим пережитком, злостным заблуждением, рецидивом авторитарно-тоталитарного сознания и т.п.». Иными словами, желание отрицать реальность столь велико, что сами манипуляторы верят в свои фантомы.
Да, они извлекают экономическую и политическую прибыль от виртуального производства, но не потому, что сохраняют трезвость и чувство реальности. Наоборот, они более всех ослеплены. Подобно тому, как властью золотого тельца были ослеплены наиболее верившие в него буржуа.
Создавая Вавилонскую башню цивилизации, человек все более отгораживается от реальности стеной знаков, символов. Знаковые системы, конечно, облегчают жизнь, ибо они снижают неопределенность, дают ориентиры, организуют деятельность и служат средствами деятельности. Но когда знаковые системы утрачивают связь с реальностью, созданной Богом, они отгораживают человека от Бога и замыкают человека в самом себе. А замкнутая система стремится к энтропии, саморазрушению – это закон, открытый Максом Планком в 1911 году.
Углубляющийся разрыв с реальностью ведет западную цивилизацию к неизбежной гибели. Ибо не может уцелеть тот, кто отвергает закон всемирного тяготения и пытается шагнуть из окна на десятом этаже прямо на гору, виднеющуюся на горизонте.
Западная цивилизация оказала огромное влияние на весь мир, активно навязывая ему свой образ жизни. А это прежде всего жизнь в больших городах. Такая жизнь в основе своей противоречит христианству. Судите сами. Христианство призывает любить людей, а характернейшей чертой жителей большого города является полнейшее невнимание друг к другу. И даже наоборот, всякое проявление внимания воспринимается как скрытая угроза. И это оправдано, поскольку внимание к человеку в большом городе проявляют, как правило, воры, мошенники, грабители, насильники. Затем к ним добавились так называемые промоутеры, коммивояжеры – представители торговли, задача которых – всучить товар, зачастую совершенно бесполезный. Наравне с ними действуют и проповедники различных сект. Они торгуют душевным комфортом – вещью столь же бесполезной, как и многие современные товары.
Не лучше обстоит дело и со вниманием со стороны юридических лиц. Внимание к жителям большого города проявляют прежде всего всяческие надзорные службы – патрульно-постовая, налоговая, регистрационная, паспортно-визовая, страховые и так далее.
В подсознании жителя большого города прочно укоренилось убеждение, что всякое проявление внимание к нему – это угроза его материальному благополучию, потому что все – и люди, и организации – стремятся отнять у него те материальные блага, ради которых люди и сбиваются в большие города. Стоит лишь частично утратить эти блага и ничто уже не будет связывать людей. Массовое мародерство – самое мягкое проявление взаимного отчуждения и скрытой ненависти, культивируемые городским образом жизни. Если города перестанут давать их жителям ожидаемое материальное благополучие, взаимная истребительная война станет неизбежной.
Она и давно бы разразилась, но удерживает наличие горстки людей, которые есть соль земли, по выражению Спасителя. Они испытывают добрые чувства к людям вопреки всем обстоятельствам жизни. Но именно против них ополчается враг рода человеческого, ополчился через людей, им управляемых. Именно добрых людей всюду отталкивают локтями, теснят, выживают, осмеивают и презирают.
Таким образом, крушение современной западной (рыночной) цивилизации начнется с больших городов, в которых она и сосредоточена. Нас это коснется ровно настолько, насколько наша цивилизация стала подобной западной, а такого подобия, к сожалению, немало.
А возможна ли альтернатива современной рыночной цивилизации?
Возможна. Но это отдельная большая тема.
Глава из книги «Человек: личность общество, история» (2006 год).
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово Челябинской области