У нас в последние 100-150 лет принято все сводить к экономике. Дескать, хорошо будет с экономикой — хорошо будет со всем остальным. Однако, если копнуть поглубже, то выясняется, что экономика — является не причиной, а следствием! Следствием чего? В первую очередь, человеческих желаний и жизненных целей. Поэтому, в основе всего — человек с его мироощущением и мировоззрением, а затем уже все остальное — политика, экономика, культура и т. д. Как говорится, «что в головах, то и в делах».
Чтобы разобраться в этом вопросе следует поговорить о методологии. Если отказаться от привычного формационного подхода (марксистской методологии) и применить цивилизационный подход, то мы увидим, что цивилизации (суперэтносы) — это живые организмы, которые имеют свой срок жизни — 1200 – 1400 лет. Для нашей же темы важен тот факт, что во всех цивилизациях в заключительный период их существования (начиная с надлома и до обскурации) люди начинают отказываться от духовных ценностей и стремиться к ценностям материальным. Вместо Бога поклоняться деньгам. По нарастающей. Вследствие чего, во второй половине жизни суперэтноса значение «экономики» возрастает. (Например, европейский капитализм с XVI-XVII веков. А до этого был капитализм византийский, римский и т. д.)
Рассмотрим следующую, предельно упрощенную, схему:
Согласно марксистскому формационному подходу — развитие производительных сил неизбежно должно привести к мировой коммунистической революции и дальнейшему объединению всех людей в одно счастливое безнациональное целое. И это будет — прогрессивное развитие. (Первый глобалистский проект.)
Согласно либеральному (классическому) подходу — светлое будущее Всеобщего Изобилия наступит само — благодаря капитализму, НТР, новым технологиям и демократии. Революции уже не обязательны. Главное здесь — Идея Бесконечного Прогресса, в основе которого лежит все та же экономика — индустриальная, постиндустриальная и прочая.
Согласно цивилизационному подходу — экономика всегда вторична, она развивается и деградирует вместе с той или иной цивилизацией (суперэтносом).
Зависимость здесь простая:
1) какая политика — такая и экономика (новая власть определяет новый экономический курс, как это было в 1917 и 1991 гг.);
2) какая идеология — такая и политика;
3) какая ментальность (народа, элиты) — такая и идеология
4) каков уровень пассионарности этноса (фаза, иногда между-фаза) и его география (!) — такова и ментальность (стереотип поведения).
Разумеется, все это – с серьезной поправкой на НТП, культуру и религию той или иной цивилизации, а сегодня еще и на глобализацию. Но в основе — человек с его мироощущением!
При этом, разумеется, есть и обратная связь — от экономики к политике, идеологии и т. д. Но это — на уровне следствия, а не причины.
Яркий пример приведенной цепочки зависимостей и решающей роли ментальности – это советский период 1917-1991 гг. (размножение буржуазного человека (потребителя!), естественное для фазы надлома (см. подробнее в моей книге «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения» (Красноярск, 2017), гл. «Фаза надлома» и «Почему мы никак не построим правильный капитализм»).
В случае, если этнос переживает фазовый переход, то происходит ментальный «шторм» — жёсткое столкновение старых и новых мировоззрений и стереотипов поведения (перед доминированием новых) — вследствие чего и наблюдается идеологический разброд (1990-2020 гг.)
И наконец, последний, четвертый, подход — теория глобализации, недавно сформулированная в манифесте под названием «Великая перезагрузка» Ее суть: Капитализм — долой! Государства и нации — долой! Демократию — долой! Семью — долой! Все «старое» долой! Да здравствует Новое Цифровое Рабство, совершенно безболезненное для вас!
Очень интересная программа. Однако, за недостатком опыта, мы ее комментировать не будем. Подождем.
Методологически выше – уже религиозный, промыслительный уровень, к которому ограниченная научная методология не применима. Здесь, повторим, зависимость очень простая: каково духовное (религиозное) состояние народа, такова и реальность – культурная, нравственная, демографическая, социальная, экономическая, всякая. Главный духовный закон нам известен — Дух творит форму!
Таким образом, на сегодняшний день мы имеем две «экономические» методологии — марксистскую и либеральную (классическую). И две не экономические — цивилизационную и глобалистскую (в определенном смысле, религиозную). Первые две исторически уже проиграли (что не исключает рецидивов старого либерализма и троцкизма). Будущее за цивилизационной и глобалистской методологией! Причем, в такой последовательности: сначала — цивилизационная, потом — глобалистская.
Кто-то спросит: А почему так? А мы ответим: Потому, что над всем этим высшая, православная методология! Почитайте Апокалипсис Иоанна Богослова, и все встанет на свои места. Когда человечество потеряет последнюю духовность, тогда глобалисты (антихрист) возьмут власть в свои руки. Всю! На три с половиной года.
Итак, когда вам в очередной раз, кто-нибудь из аналитиков будет рассказывать «о решающем значении экономики», то вспомните об упомянутых методологиях и начните соображать самостоятельно. Это не трудно. Тем более, что большинство наших аналитиков сегодня опираются на сборную методологию, в основе которой лежит формационный подход плюс свои интеллектуальные «тараканы» (далеко не всегда плохие!). У нас здесь большое разнообразие!
Вообще, нескучно жить в России. Особенно в переходный период.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, педагог