Публикация на «Lenta.ru» от 19 марта 2021 года: «Жителю Швеции предъявили обвинения в шпионаже в пользу России. По предварительным данным, 47-летний гражданин якобы передал сотруднику российского посольства некие сведения и получил за это около трех тысяч долларов. Согласно действующему закону, за шпионаж ему грозит до шести лет лишения свободы».
Обратим внимание на последнюю строку. В ней говорится о небольшом сроке наказания за шпионаж – «до шести лет лишения свободы». Возникает вопрос: а зачем нам, россиянам, знать, сколько дают в Швеции за госизмену? Примечательно, но в официальном заявлении Даниэля Стенлинга, главы контрразведки Службы безопасности Швеции (SÄPO), ни слова о сроке, какой грозит шведу. Акцент автора статьи очевиден: мол у них там за такой «пустяк», как шпионаж, грозит лишь до шести лет, а у нас ... . Такая вот скрытая форма идеологический войны, разумеется, не на стороне собственной страны.
На самом деле информация о гуманности шведского закона, мягко говоря, не соответствует действительности. Однако начнём с российского уголовного законодательства. В УК России лишь две аналогичные шведам нормы права: статья 275 УК – государственная измена с ответственностью российских граждан, и статья 276 УК – шпионаж, предусматривающая уголовную ответственность для иностранных граждан и лиц без гражданства. В статье 275 УК России всё сводится к сбору и передаче сведений, составляющих государственную тайну, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
В шведском же уголовном кодексе государственной измене посвящена целая глава девятнадцатая. В ней шестнадцать статей (нормы шведского УК не имеют сплошной нумерации, последовательность соблюдена лишь в главах). В статьях разные санкции за госизмену с максимальным наказанием вплоть до пожизненного заключения! Приведем выдержки из главы со ссылкой на несколько статей. Покажем, что к вопросам государственной безопасности в шведском королевстве относятся куда жестче, чем у нас. А правовые диапазоны государственной измены в шведском уголовном кодексе в разы шире, чем в российском.
Итак, в статье 3 главы девятнадцатой УК Швеции уголовное наказание, вплоть до пожизненного, может получить должностное лицо, «причинившее значительный ущерб Королевству за предательство в переговорах с иностранной державой». Как видим, речь даже не о классическом шпионаже: сборе и передаче сведений, отнюдь. Вёл переговоры, итогом коих стал ущерб для Королевства – можешь получить пожизненное тюремное заключение!
Статья 4 той же главы крайне познавательна, если примерять её к российской внесистемной оппозиции (о чём ниже). Уголовное наказание распространяется в ней на лицо, «какое без разрешения Правительства, позволяет использовать себя по дипломатическим вопросам, имеющим отношение к Королевству. За произвольное ведение переговоров с иностранной державой» лицо приговаривается «к тюремному заключению на срок не более двух лет. Если преступление подвергает опасности право Королевства на самоопределение или его мирные отношения с иностранной державой, то должно быть назначено тюремное заключение на срок не более шести лет».
Статья 5 главы девятнадцатой говорит об ответственности лица, какое «с целью оказания помощи иностранной державе без законных полномочий получает, передает, предоставляет или иным образом выдает информацию, касающуюся оборонных сооружений, вооружения, снабжения, импорта, экспорта, производственных технологий, переговоров, решений или других условий, раскрытие которых иностранной державе может причинить вред обороне Королевства или иным образом безопасности Королевства». Срок наказания – до шести лет лишения свободы.
Статья 10 той же главы предусматривает уголовное наказание для лица, «которое с намерением оказать помощь иностранной державе осуществляет в Королевстве деятельность, направленную на получение информации, касающейся личных обстоятельств другого лица или оказывает содействие такой деятельности. В отношении к этой деятельности, лицо должно также быть приговорено за незаконную разведывательную деятельность».
Статья 13 главы девятнадцатой УК Швеции предусматривает тюремное заключение сроком до двух лет для лица, «которое принимает деньги или другое имущество от иностранной державы или от любого лица за границей, действующего в интересах иностранной державы, с целью, посредством публикации или распространения письменных документов или другими способами, оказать влияние на общественное мнение таким образом, чтобы нарушить любую из основ формы государственного правления Королевства». Срок наказания – до двух лет тюремного заключения.
А теперь от Швеции вновь возвратимся в Российскую Федерацию и наложим перечисленные статьи шведского уголовного кодекса на отечественные реалии. «Правдозащитника» Льва Пономарева (признан в РФ иностранным агентом. - РНЛ), за обещание организации поддержки Японии в отторжении от России части её территории осудили бы по статье 4 УК Швеции еще в 2012 году. Ибо «без разрешения Правительства или лица, назначенного Правительством, позволял использовать себя по дипломатическим вопросам, имеющим отношение к территориальной целостности государства». По шведским законам господин Пономарев отсидел бы положенные ему шесть лет и в 2018-м вышел бы на свободу с чистой, а может, и не очень, совестью.
Длительное тюремное заключение по приговору суда по шведскому закону грозило бы практически всем сотрудникам ФБК (ФБК, включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента) вместе с Кара-Мурзой. Ибо они, как известно, предлагают западным правительствам применять санкции, как в отношении государственных должностных лиц, так и руководителей важнейших, стратегически значимых организаций российской промышленности. А это не что иное, как состав преступления, предусмотренный той же статьей 4 главы девятнадцатой УК Швеции.
Кроме того, на всех вышеперечисленных персон распространяется действие статьи 10 главы девятнадцатой шведского уголовного кодекса. Статья говорит об ответственности за «деятельность, направленную на получение информации, касающейся личных обстоятельств другого лица с намерением оказать помощь иностранной державе». Подобная деятельность в Швеции приравнена к разведывательной в интересах иностранной державы, что следует квалифицировать как шпионаж.
Иноагенты переполнили бы российские следственные изоляторы, если бы в России применялась статья 15 главы девятнадцатой шведского уголовного кодекса. В ней говорится о тюремном заключении для тех, кто «принимает деньги или другое имущество от иностранной державы или от любого лица за границей, посредством публикации или распространения письменных документов или другими способами, с целью оказать влияние на общественное мнение таким образом, чтобы нарушить любую из основ формы государственного правления».
Вывод на поверхности. Он – в необходимости внесения изменений в действующий российский уголовный кодекс в статьи, входящие в компетенцию органов государственной безопасности. Ибо каких-либо принципиальных отличий между УК РСФСР, принятым в 1960-м году, и УК РФ в частях, касающихся госизмены и шпионажа (и не только), мы не найдём.
Для иллюстрации о каких необходимых изменениях идёт речь, обратимся вновь к статье 275 УК России. По ней гражданина России могут привлечь за государственную измену в случае «выдаче иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну» и плюс оказание содействия им в разной форме. Такая узость трактовки государственной измены сводит к опасной для государства узости правовой базы деятельности российской контрразведки, что, в принципе, недопустимо.
В связи чем, полагаем, статью 275 УК России следует дополнить и она должна состоять из нескольких частей. В первой части необходимо ввести уголовную ответственность за выдачу иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям информации, касающейся оборонных сооружений, вооружения, снабжения, импорта, экспорта, производственных технологий, переговоров, решений или иной, раскрытие которой иностранному государству может причинить вред обороноспособности Российской Федерации. Во второй части предусмотреть более тяжкое наказание за выдачу сведений, составляющих государственную тайну. Отдельными частями внести в статью 275 объективные стороны статей 4, 5, 10, 13 и 15 главы девятнадцатой шведского уголовного кодекса с соответствующей коррекцией. Нет смысла что-то придумывать, если уже есть отработанное и проверенное многовековой практикой.
Повторимся: действующий УК России не соответствует реалиям современной России в частях, касающихся госизмены и шпионажа. Прошедшие радикальные изменения в стране за истекшие тридцать лет практически не отразились в нормах права в вопросах государственной безопасности. Тем самым государству наносится ежедневный ущерб при наличии серьезной по последствиям правовой бреши.
Разумеется, при упоминании Швеции доморощенные либералы начнут закатывать истерики о разных уровнях жизни. Но Швеция почти три столетия не знала никаких войн. Более того, наживалась на прошедших мировых войнах. И даже не это главное, а то, что благополучие Королевства держится, прежде всего, на суровых законах. Такова логика успешного развития и процветания любого государства – иной нет и быть не может.
Руслан Владимирович Устраханов, публицист, полковник милиции в отставке, Мурманск