Писатель Иван Шмелев и нацисты

Переписка писателя показывает истинные мотивы его участия в «Парижском вестнике» и полностью опровергает его уверения в том, что он на самом деле работал против немцев

Тимур Давлетшин 
2 Русский Сталинист  Наталия 2016 
03.04.2021 3336

От редакции: Автор статьи предельно остро ставит вопрос. Нам, однако, важно не впадать в крайности и не свергать писателей «с корабля истории», а принимать историю, какой она была. Но при этом нужно видеть и те ошибки, которые совершал тот или иной писатель.

Ивана Шмелёва многие считают не только великим писателем, но и великим русским православным патриотом. О художественных достоинствах его произведений я судить не хочу. Мне они совсем не близки, но это дело вкуса. А вот насчёт его православного патриотизма хотелось бы поспорить. 

Как известно, во время Второй мировой войны Шмелёв публиковался в «Парижском вестнике», прогитлеровской русской газете, в которой также публиковались генерал П. Краснов, поэт Туроверов, писатель Сургучёв и др. В газете всячески освещалась деятельность власовской РОА. Шмелёва позднее за его причастность к сему изданию критиковали как коллаборациониста. На сие обвинение писатель опубликовал в газете «Русская мысль» своё письмо – «Необходимый ответ» (опубликовано 31 мая 1947 г.), в котором написал: «Фашистом я никогда не был и сочувствия фашизму не проявлял никогда... я утверждаю совсем обратное: я работал против немцев, против преследуемой ими цели – в отношении России. И приведу доказательства. Да, я печатался в "Парижском вестнике". Там было напечатано четыре моих рассказа и одна литературная статья. Почему там печатался? А вот почему... Я решил печататься, для них говорить то, что я говорил всегда, – о России, о ее величии, о ее материальном и душевно-духовном богатстве. Немцы – и не одни они – искажали подлинный лик России... Оставить без ответа эту ложь? Мне как бы открывался случай, в меру моих сил, хотя бы в узах, скрутивших слово, образно опровергнуть гнусную клевету... Я шёл на жертву, работая в такой газетке. Но что же делать? Хоть через вражий орган "шептать" правду... – поймут, вздохнут, хотя бы слабый лик России почувствуют». [1] 

Ну что можно на это сказать? Это настоящее лукавство. Даже если он действительно шёл на жертву, как он утверждал, для того, чтобы явить подлинный лик России, это никак не могло компенсировать того, что само его участие в этом коллаборационистском издании придавало сему изданию (а стало быть, и коллаборационизму среди белоэмигрантов в целом) определённый вес, авторитет. 

Кроме того, есть свидетельства того, что сам Шмелёв стоял именно на прогитлеровских позициях. Об этом свидетельствует прежде всего его переписка с его горячей поклонницей Ольгой Бредиус-Субботиной. Так, вскоре после вероломного нападения нацистов на СССР он ей написал: «30.VI.41. ...Я так озарен событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной…». [2] 

А вот слова из письма всё той же Ольге Бредиус-Субботиной 9 октября 1941 года, когда гитлеровские войска прорвали фронт под Вязьмой, и тысячи советских солдат попали в окружение: «Ведь вчера был день… преп. Сергия Радонежского России покровителя. Я ждал… Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался... Я услыхал фанфары, барабан - в 2 ч. 30 мин., - специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены... идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает. Божье творится не нашими путями, а Его, - невнятными для нас. Сроки близки, Оля!». [3]

Вот так. Это не нацисты, стремясь поработить русский народ, приблизились к столице. Это Игумен Земли Русской преподобный Сергий в свою вотчину вступил.

Ну а об угоне русских людей в рабство в Германию наш «великий патриот» всё той же Бредиус-Субботиной 1 июня 1942 года писал: «Немцы спасают народ от голода, отправляя в Германию на работы. Надо знать всё. Оля, знай: герои те, кто сейчас едут туда, помогают освободителям! Мне пишут святые женщины. Их мужья едут, и они их благословляют. Это - русские женщины, героини...». [4] 

Вот еще образец панегирика нацизму. И.С. Шмелёв - О.А. Бредиус-Субботиной 23.VI.42 3 ч. дня: «Теперь - бесы в союзе с англо-саксами и американцами, Германия их разит, и им уже не страшна "дурная слава"! ... Силы русской эмиграции дремлют втуне, не привлечены к великому делу всеобщего освобождения и обновления. Их просто не знают. И в этом - главное… Я не мог добиться права ехать к близким мне по крови, духу и сердцу... - а я мог бы - знаю! - влиять... я, м. б., чудо сделал бы, сколько сердец отомкнул бы... - одним своим "Богомольем"!.. И как бы мы, своим знанием родной души, могли бы облегчить великий и страшный подвиг - мирового очищения! Больше бы взаимного доверия... - и случилось бы чудо, Чудо!!! Оно и случится, только... с большим запозданием, с излишней - и великой! - затратой сил. Я глубоко верю в предназначение Божие, карающий и очистительный "меч" был вложен в руку Германии... так дано в историческом течении, Высшею Волею, избран достойный сего. Но... мы-то - только свидетели..! А если бы была полная вера в нас, в наше предопределение... - если бы был братский союз двух великих народов..! - о, что было бы!!». [5] 

Ага, его повесть «Богомолье» должна послужить «великому делу освобождения» в братском союзе с нацистами? Очень интересно! И как после этого верить ему, что опубликованные им в «Парижском вестнике» рассказы на самом деле были работой против немцев? Кстати, интересно, что повесть «Богомолье» была посвящена «Священной памяти короля Югославии Александра I». Это ничего, что на момент написания этого письма Сербия, так скажем, основа Югославии, была оккупирована нацистами? И да, его слова про «карающий меч» совсем неоригинальны. Подобные речи велись и некоторыми известными деятелями РПЗЦ.

Мало того, в письме 19.II.42 г. (4-30 дня) всё той же Бредиус-Субботиной он говорил о мечтах лично (и вместе с нею) поучаствовать в бомбардировке англичан на германском авионе (самолете): «...непременно приеду к тебе, в Арнхем, когда потеплеет, постараюсь добиться… И я попрошу моего друга, одного из моих читателей в Германии - есть же они! - не смейся, не смейся... - посадить тебя в авион и умчать со мной в Париж! Ну, найдём какого-нибудь рыцаря... - как в сказках бывает! - и он, прихватив нас, и - бомбы... - а ты приносишь, это всем известно! - счастье, одним взглядом! - ринется к берегам Альбиона, ахнет на какой-нибудь Гулль или Бирмингем - "ку-дэ-бю" - и снизится на полях Нормандии. Вдруг случится такое чудесное?! Я бы с охотой прокатился под английские пулемёты, - они скверно стреляют, не немцы! - и ничего страшного, потому что в шуме моторов ты выстрелов не услышишь, и нестрашно тебе будет». [6]

Такая вот «романтическая прогулка» двух влюбленных грезилась писателю-«патриоту». Еще можно объяснить его радость по поводу нападения Германии на СССР. В советском Крыму был расстрелян его сын. Но англичане? Они-то чем не угодили Шмелёву? Только тем, что вступили в союз с «бесами»? Так Германия начала воевать с ними еще до нападения на СССР. 

В 1944 году его вдохновение относительно «освободительной миссии» нацистов уже, видимо, поубавились, в связи с очень сильно изменившемся ходом войны, но 10.III.44 г. он пишет всё той же своей поклоннице: «Когда только конец сему безумию, в котором, одинолично, виновны, англичане-американцы... масонство... да, да! - и уж никак не немцы! Сколько раз немецкий фюрер предлагал, остерегал!..». [7]

Прям миротворец какой-то этот Гитлер, не то что англо-американцы, вступившие в союз с «бесами». Так что слова Шмелёва о том, что он «никогда не проявлял сочувствия фашизму», - откровенная ложь.

Лишь в письмах 1945 года я нашел другие отзывы Шмелёва о нацистах. Так, в письме О.А. Бредиус-Субботиной 3.VIII.1945 г. он написал: «Страшно подавлен всеми ужасами, что ныне обнаружилось в "подвигах" проклятых наци-социалистов, - "обновителей"-то! Конечно, - дьяволово действо!» [8] Но никакого раскаяния в том, что несколько ранее он приветствовал «рыцарей», сражавшихся с «бесами», и называл их действо не диаволовым, а Божьим. 

Еще удивительнее написанное несколько ранее, в письме О.А. Бредиус-Субботиной 26 июня 1945 г.: «Для меня всегда было ясно, что национал-социализм, безбожный, - провал, рано ли, поздно ли» [9]. 

Всегда?! Даже тогда, когда он писал то, что было процитировано выше? Кого обманывал Шмелёв - себя или свою возлюбленную? Неужели так трудно было хотя бы ей, читавшей его восторженные панегирики в адрес нацистов, честно сказать - да, я был неправ, я находился в заблуждении?
А ведь рядом жили и другие люди. Такова монахиня Мария (Скобцова), так же, как и Шмелёв, жившая в Париже. Во время войны она укрывала беглых советских военнопленных и евреев. Нацисты ее арестовали и заключили в концлагерь, где она и погибла. И в переписке И. Шмелёва и О. Бредиус-Субботиной упоминаются люди, которые являют собой пример, противоположный Шмелёву. Так, сам Шмелёв пишет 3.VIII.1945 г.: «Не знаю, где нежный Эрнст Вихерт, писатель, меня понимавший и любивший - противник наци! Его уже до войны арестовывали... - был под сильным моральным влиянием Достоевского. Погиб..?» [10] 

Из примечаний к цитированной здесь книге: «Эрнст Вихерт (1887-1950), немецкий прозаик и литературный критик, в 30-е годы протестовал против нацистского режима, в 1938 г. арестован, находился в лагере Бухенвальд. Друг и корреспондент И.С. Шмелёва, автор ряда статей о нем». Немецкий писатель, протестовавший против нацизма в Германии, - это многого стоит! 

Или вот из письма О.А. Бредиус-Субботина - И.С. Шмелеву 6.IX.45 г.: «Врачи держали себя на высоте при немцах, очень решительно отклонили предъявленные им требования, по которым предписывалось бы "выводить в расход" стариков и безнадежно больных, равно как дефективных детей и т.п. Dr. Klinkenbergh был герой, не боявшийся за себя лично. Когда в ответ на протест врачей их стали арестовывать и хватать (1943 г. июль), - он сперва было послушался советов директора больницы и уехал в Shalkwijk к сестре, провел часа 4 и вернулся обратно. Мне он потом говорил: "Я не смею оставить больных, есть же срочные операции, пусть меня берут, сажают, но добровольно я не ретируюсь". Только "на всякий случай" тогда просил сестру зайти к нам и сказать, какое положение врачей создалось. Я предложила ему во всякое время наш дом для укрытия. Но он остался на посту. Массу людей спас. Работал и нелегально, спасал людей от уводов на работы» [11]. 

Упомянутые голландские врачи и конкретно Dr. Klinkenbergh, действительно, герои, что и говорить. Спрашивается, о чём думала О. Бредиус-Субботина, читая письма И. Шмелёва с панегириками «рыцарям»-нацистам (пусть и не столь уж многочисленным, в основном речь в письмах о другом шла) и видя перед собой пример столь героических врачей?

Переписка И. Шмелёва показывает истинные мотивы участия писателя в «Парижском вестнике» и полностью опровергает его уверения в том, что он на самом деле работал против немцев. По крайней мере, до 1944 года он явно придерживался прогитлеровских позиций, и его риторика в письмах вполне совпадает с риторикой прогитлеровского «Парижского вестника» в целом. Я вовсе не хочу заклеймить писателя И.С. Шмелёва как некоего злодея. Ошибаться может каждый, понимаю. Но одни люди признают свои ошибки, раскаиваются. Другие - упорно стоят в своем заблуждении. А третьи - лукаво изворачиваются. К сожалению, Иван Сергеевич Шмелёв избрал именно третий путь. И потому я никак не могу признать его выдающимся православным писателем, мыслителем и патриотом.

Тимур Хамзатович Давлетшин, публицист

1. Г.М. Бонгард-Левин. Дело Ивана Сергеевича Шмелева

2. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1939-1942 годы.

3. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

4. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы.

5. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

6. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

7. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

8. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

9. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

10. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

11. Переписка И.С. Шмелева и О.А. Бредиус-Субботиной. 1942-1950 годы

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

42. Ответ на 31, Апографъ:

Вопрос не в том, что есть сердце, а почему перевод Библии Лютера, если это она, так отличается от переводов на другие языки? Вот здесь, Schlachter-Bibel -

https://www.ph4.ru/b4_mobi.php?q=zefania

нашел

er, der ihrer aller Herz gebildet hat, bemerkt auch alle ihre Werke.

Здесь всё "как и у людей", сердце на месте). Католический вариант? Нумерация Псалмов на единицу "опережает" нашу, 33-й у них, 32-й у нас. Не мог ли такой, "безсердечный" вариант перевода как-то сказаться на судьбе Германии в 20-м веке, первая половина?

41. Ответ на 36, Максим Михайлов:

Согласен полностью. Только И. Шмелёв в первую очередь писатель, и он желал, в своё время, чтобы говорили о его творчестве; что пишет, как пишет; не забывали его лучших произведений. А так, маленькую заметку почитаешь и скажешь сам себе "а что-нибудь хорошее он вообще сделал?".

Максим, как известно, временем и происходящими событиями проверяется истинное нутро человека. Ни какие восторженные слова про красоту веры и прошлой жизни не могут изменить суровых законов времени, в котором человек может оказаться. Это то, что произошло со Шмелевым, Ильиным и прочими эмигрантами, выходцами из революционной России. Тогда их восторги про жизнь в дореволюционной, православной России разбились вдребезги, сменились жгучей ненавистью, к доселе любимой ими отчизне и народу, посмевших жить без них иначе. Достаточно было, в то переломное для страны время, случится революции, чтобы оно обнаружило истинное состояние душ людей покидающих родину. Куда тогда девался их лубочный патриотизм с пламенно-православной любовью? Желать свой стране и своему народу поражения от заведомого врага?! Такое, выходящее за рамки православной любви, желание могли обнаружить люди, половину своей жизни проведшие в иллюзиях о предметах, которыми они доселе восторгались, а оставшуюся половину - в оплакивании своих разбитых мечтаний. И что? Теперь такого рода эмигрантскими переживаниями мы должны измерять историческое прошлое нашей страны? Сомнительное, если не сказать нереальное занятие. Взросление человеческой души происходит не за пределами жизни страны, а внутри неё и вместе с ней. К сожалению, даже чей-то писательский талант не является панацеей в исцелении человеческой души от исторического инфантилизма. Как говорится в Евангелие: «Всяк человек от слов своих оправдается и от слов своих осудится». Безпристрастность духовных законов Божьих расставляет все точки над i в судьбе любого человека, будь он писателем, или простым по жизни человеком..

Олег В. / 05.04.2021 06:59

40. Ответ на 39, Русский Сталинист:

Но ведь тогда и Советский Союз рухнул отнюдь не за три дня. 29 лет- с предательского ХХ съезда в феврале 1956 года и до момента привода к власти Горбачёва в марте 1985 года, сперва при левом неотроцкисте Хрущёве, а затем при правых мелкобуржуазных ревизионистах Брежневе и Косыгине, подготавливалась почва и создавались необходимые идеологические, экономические и социально-политические предпосылки и условия для той буржуазной контрреволюции "сверху", которая произошла в 1985-1993гг. Но даже после 6 лет тотальной яковлевско-геббельсовской антисоветской пропаганды на референдуме 17 марта 1991 года 77% советских граждан проголосовали ЗА сохранение обновлённого Советского Союза, чем вынудили айнзац-команду горбачёвско-ельцинских разрушителей устроить и разыграть трагикомедию под названием "путч ГКЧП", призванный "обнулить" результаты мартовского референдума и сорвать подписание нового Союзного Договора. Таким образом, для того, чтобы уничтожить Советский Союз, потребовалось не три дня, а 35 лет.

Остапа несло... только причём тут Шмелёв?

Vladislav / 05.04.2021 05:48

39. Ответ на 29, Апографъ:

Но ведь тогда и Советский Союз рухнул отнюдь не за три дня. 29 лет- с предательского ХХ съезда в феврале 1956 года и до момента привода к власти Горбачёва в марте 1985 года, сперва при левом неотроцкисте Хрущёве, а затем при правых мелкобуржуазных ревизионистах Брежневе и Косыгине, подготавливалась почва и создавались необходимые идеологические, экономические и социально-политические предпосылки и условия для той буржуазной контрреволюции "сверху", которая произошла в 1985-1993гг. Но даже после 6 лет тотальной яковлевско-геббельсовской антисоветской пропаганды на референдуме 17 марта 1991 года 77% советских граждан проголосовали ЗА сохранение обновлённого Советского Союза, чем вынудили айнзац-команду горбачёвско-ельцинских разрушителей устроить и разыграть трагикомедию под названием "путч ГКЧП", призванный "обнулить" результаты мартовского референдума и сорвать подписание нового Союзного Договора. Таким образом, для того, чтобы уничтожить Советский Союз, потребовалось не три дня, а 35 лет.

38. Ответ на 36, Максим Михайлов:

Согласен полностью. Только И. Шмелёв в первую очередь писатель, и он желал, в своё время, чтобы говорили о его творчестве; что пишет, как пишет; не забывали его лучших произведений. А так, маленькую заметку почитаешь и скажешь сам себе "а что-нибудь хорошее он вообще сделал?". Именно такое остаётся впечатление.

Шмелёв восторженно принял февральскую революцию. Показательно, что он нередко был на митингах, собиравшихся по поводу возвращения из ссылки каких-то групп революционеров. Ораторы говорили о Шмелёве - он наш, мы благодарны ему, мы держались в ссылке чтением его произведений. В "Человеке из ресторана" есть фраза, принадлежащая сыну главного героя, что Евангелие "годится разве на то, чтобы рыбу заворачивать". Вот и дозаворачивались.

37. Ответ на 34, Максим Михайлов:

Были ли у И. Шмелёва антирелигиозные, антиправославные произведения? Всё таки думаю не было таких.

Было у него в самом начале карьеры "произведеньице", которое он, кажется, издал на свои деньги. Тема - монастырская жизнь на севере России. Там присутствовали кроме общих "раазоблачительных" сцен жизни монахов и паломников ещё и откровенно скабрезные банные сцены. Цензура вымарала довольно много страниц, и в итоге книжка получилась почти не читаемой. После этого Шмелёв около 10 лет (не менее 8) ничего печатать не пытался и, видимо, не писал. Возобновить литературную карьеру ему помог Горький, почему Шмелёв назвал Горького "лучшим, что было у меня в жизни".

36. Ответ на 16, Наталия 2016:

Согласен полностью. Только И. Шмелёв в первую очередь писатель, и он желал, в своё время, чтобы говорили о его творчестве; что пишет, как пишет; не забывали его лучших произведений. А так, маленькую заметку почитаешь и скажешь сам себе "а что-нибудь хорошее он вообще сделал?". Именно такое остаётся впечатление.

35. Ответ на 24, Наталия 2016:

А к чему эти выводы про то, что Шмелёв "не только ошибался, но и не раскаивался в этом и лукаво изворачивался" -и к чему эта и клевета и злословие про замечательного русского писателя и православного человека? На это только и способны православные социалисты? Что, Сталина лучше предложите почитать? Ну так я люблю читать и почитал! Ваш божок и за километр от церкви никогда не лежал! И то, что он писал и говорил в последние годы ясно свидетельствует, что никакого покаяния и перелома в сторону Бога у него не было.

Vladislav / 04.04.2021 23:59

34. Ответ на 8, Наталия 2016:

Похоже, Вы, правы. Я, к сожалению, плохо знаком с биографией И. Шмелёва. Он не самый любимый мой писатель. Помню очень давно (студентом) прочитал у него одну книгу с двумя повестями "Лето Господне" и "Богомолье". Впечатление потрясающее, восхищался красотой и подробностью дореволюционной России. Конечно я знаком и с противоположными картинами той эпохи, в произведениях Л. Андреева, Н. Лескова, А. Чехова, М. Горького, А. Куприна. Но про И. Шмелёва думал, что никто так и близко не писал как он; у него был СВОЙ оригинальный стиль. Он с любовью относился к Православию. И очень открыто и красиво у него это получалось. Он на особом месте в нашей беллетристике. Согласитесь? Больше у него я ничего не читал, немного встречал заметки о нём. Нигде не было про его анти-православие, но про то, что он всеми силами ненавидел советский строй знал.

Наталия, хотел бы поделиться следующей мыслью. Про ПИСЬМА. Как жанр. Вообще-то это я считаю это очень личным. Я допускаю, что с разными людьми любой писатель допускает разного рода излишества (как говорил Г. Вицин из "Кавказской пленницы" - нехорошие излишества). Но то, что публикуется в обществе, в СМИ, то тут конечно спрос соответствующий. Были ли у И. Шмелёва антирелигиозные, антиправославные произведения? Всё таки думаю не было таких.

33. Ответ на 11, Русский Сталинист:

Вы передёргиваете и искажаете позицию большевиков в годы ПМВ. Они были не за поражение одной Российской Империи в войне с Германской Империей (т.е. не за победу германского империализма над российским империализмом), а за поражение ВСЕХ воюющих империалистических государств и за свержение ВСЕХ империалистических правительств в результате общеевропейской социалистической революции. Тот же Ленин, едва придя к власти, сказал, что "с 25 октября мы оборонцы!". И почему-то не Ленин, а атаман Краснов построил марионеточный сепаратистский режим на Дону на немецких штыках и писал раболепные письма кайзеру, умоляя последнего признать независимое казацкое государство на Дону.

Ох, и ушли мы с Вами далеко от И. Шмелёва и никто не может нам пояснить, что такое "православный патриотизм", о котором автор статьи писал. Прошу Вас, пожалуйста, обратите внимание: Вы написали, что большевики были не за поражение одной России, а за поражение ВСЕХ воюющих государств (я не буду писать "империалистических" специально - потому что какая разница какое государство, ведь идёт война на уничтожение, тотальная, с намеренным уничтожением мирного населения, народов в изощрённых массовых способах). Большевики были получается за поражение ВСЕХ государств и правительств?! Да как так можно думать, когда идёт война? Как, объясните? 4-й год идёт война и тут такое. И потом Вы дальше продолжили, что когда Ленин пришёл к власти, то он сказал, что теперь "мы с 25 октября 1917 оборонцы". Простите, как можно отнестись к таким поступкам? Не находите ли Вы здесь (со стороны Ленина) политиканство, ложь, а по ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ предательство?

Хотя, по-своему, может быть Вы и правы? Если есть какая-то идея за которую можно было так поступать. Но у меня такое не укладывается в голове.

Тимур Давлетшин
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Переписка писателя показывает истинные мотивы его участия в «Парижском вестнике» и полностью опровергает его уверения в том, что он на самом деле работал против немцев
03.04.2021
О катастрофах как признаках Божьего гнева на Россию
О несостоятельности взглядов уранополитов, последователей о.Даниила Сысоева
13.03.2020
Все статьи Тимур Давлетшин
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
05.04.2021 12:34
Каковы цели короновируса?
Новый комментарий от Василий Алибабаевич
05.04.2021 12:32
Нюрнбергский, Токийский процессы. И далее, по списку…
Новый комментарий от александрович
05.04.2021 12:25
Чего испугался Песков?
Новый комментарий от Василий Алибабаевич
05.04.2021 12:23
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.04.2021 12:22
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от учитель
05.04.2021 12:17
Православный социализм как русская идея
Новый комментарий от Андрей Козлов
05.04.2021 12:17