В четверг 2-й седмицы Великого поста, 25 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий посетил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Владыку сопровождал ректор СПбПУ Андрей Рудской, во встрече принимал участие настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете протоиерей Александр Румянцев.
В пространстве «Точка кипения – Политех» у Гидробашни владыка посетил СКБ «Силовые машины – Политех» и центр патриотического воспитания молодежи. Как рассказали высокому гостю, в СКБ «Силовые машины» студенты под руководством кураторов решают производственные задачи. В центре патриотического воспитания молодежи располагается ряд экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне. На стенах изображены батальные сцены, авторы изображений - студенты. Студенты также занимаются реконструкцией боевой техники времен войны. Митрополиту Варсонофию подарили модель танка Т-34 с надписью «Александр Невский». В одном из залов находится инсталляция, изображающая пулеметную точку в карельских лесах. Владыке рассказали, что студенческими поисковыми отрядами подняты останки более 400 бойцов, показали находки поисковиков - солдатские медальоны и нательный крест.
Владыка Варсонофий спросил у студентов, как они думают, могут ли современные люди защищать Родину, как это делали наши предки. В ответ один из студентов сказал, что на фронтах Великой Отечественной воевали не только кадровые военные и призывники, но и ополченцы - обычные люди, которые отправились защищать Родину. И современные люди тоже любят Родину и пойдут её защищать, если возникнет такая необходимость. «Мы - наследники Великой Победы. Это общая победа, и хорошо, что память о ней здесь сохраняется», - отметил правящий архиерей.
Затем митрополит Варсонофий и сопровождающие его лица отправились в научно-исследовательский корпус «Технополис Политех», где в одном из лекционных залов владыка выступил перед студентами с лекцией о святом благоверном великом князе Александре Невском.
«Сердечно благодарю руководство вуза за приглашение поделиться мыслями о личности святого Александра Невского, особенно о той её стороне, которая не всем видна - о его глубокой вере в Бога, помогавшей совершать ратные подвиги. Благодаря умелым действиям князя русский народ сохранил в тяжёлое время православную веру и нравственные ценности, отстоял право на самобытность, собственные культуру и язык», - подчеркнул архипастырь.
«Имя Александра Невского, его дела, заветы и спустя восемь столетий продолжают оставаться актуальными, - отметил правящий архиерей. - Говоря словами Василия Ключевского, есть исторические имена, которые вышли из границ своего времени. Их дело по своему значению так глубоко и благотворно повлияло на жизнь дальнейших поколений, что постепенно с этих имён спадало все временное и местное, и они из исторических деятелей превращались в народную идею, а их дело из исторического факта становилось заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди для грядущих поколений становятся не просто великими предшественниками, а вечными спутниками, даже путеводителями».
«В сложные периоды истории Отечества Господь посылает гигантов духа с особой миссией. Такие личности меняют ход истории, избавляют страну от неминуемой катастрофы, предопределяют её будущее. Александр Невский был искусным дипломатом, бесстрашным военачальником и патриотом, горячо любившим свой народ и страну. Но к нему можно применить не только эти высокие эпитеты. Он был человеком мира, старавшимся при любой возможности избегать войны. "Блаженны миротворцы, - говорит Господь, - ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9). Жизнь Александра Невского приходится на драматичные события отечественной истории XIII века: с востока на Русь шли монгольские орды, с запада - рыцари ливонского ордена», - напомнил владыка.
«Будучи талантливым стратегом, святой Александр не счёл возможным вести войну на два фронта, поскольку поражения было не избежать из-за отсутствия единства среди русских князей. Он выбрал политику искусной дипломатии и допустимых уступок в отношении с Востоком, но отказался идти на компромиссы с Западом. По меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, "татарам был нужен наш кошелек, а ливонским воинам нужна была наша душа. И он вступил в борьбу с иноземными захватчиками на западном фронте - с полным пониманием того, что борется не только за землю, не только за свое княжество, но и за душу русского народа". Несомненно, монголы были меньшим злом для Руси. Хотя они завоевывали, но не подчиняли, давали русским князьям возможность управлять своими землями с условием собирать дань для Золотой Орды. Это было унизительной необходимостью», - считает митрополит Варсонофий.
«Мир с Западом был возможен при единственном условии - принятия Русью католичества, а по сути изменения всей цивилизационной парадигмы. Это было невозможно, - подчеркнул он. - За триста лет православие настолько глубоко вошло в сознание русского человека, в его кровь и плоть, что попытка изменить веру, несомненно, привела бы к хаосу и нестроениям, подобно тем, что были в Европе в эпоху кровопролитных религиозных воин XVI столетия».
«Плохой мир, как известно, лучше хорошей войны, но войны сопровождают всю историю человечества после грехопадения и будут сопровождать до конца времен, - не сомневается архипастырь. - Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни. Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа. Сражения, которые выиграл великий полководец, - Ледовое побоище, а еще раньше Невская битва, - имели оборонительный характер. Русскому человеку была глубоко чужда идея вести войну с целью расширения своего жизненного пространства».
«Не каждый воин мог вернуться к мирной жизни. Из истории крестовых походов, которые происходили примерно в то же время, известно, что рыцари после возвращения из завоевательных походов не могли привыкнуть к мирной жизни, их тянуло на войну. Оставаясь воином, Александр Ярославич успешно занимался обустройством мирной жизни. При нём начинают восстанавливаться русские города и сёла, разрушенные после монголо-татарского нашествия, строятся новые храмы и монастыри как центры духовной жизни и образования. Великий князь и сам был просвещенным человеком своего времени, знал иностранные языки. Но не эти качества сделали его святым, а умелое их использование на благо ближних», - сказал правящий архиерей.
«Защитник земли Русской по словам летописей был глубоко сострадательным и милостивым, он лично ездил к ордынскому хану для выкупа русских людей из плена. Это было скорее исключением в то время, чем правилом, - констатировал выступающий. - Выкупали людей лишь знатного происхождения. В отличие от его современников, князь старался выкупать всякую живую душу, все для него были равными. Он не считал жестокость свойственную тому средневековому времени единственным и необходимым качеством для выживания».
«В личности благоверного князя русский человек видел исполнение евангельских заповедей, которые слышал в храмах за богослужениями. Это любовь к Богу и ближним. Христианство открыло миру новое понимание силы как явления духовного порядка. Защитником от зла в народном понимании мог быть только тот, кто ведет праведную жизнь, а профессиональные качества вторичны. Для русского человека правда имела особое, почти сакральное значение. Правда равна святости, - заметил он. - Неслучайно нашу страну раньше называли Святой Русью, что указывало не на святость людей, а на нравственные идеалы, которые были главным ориентиром в их жизни. Без этого ориентира сложно отличить добро от зла».
«Характерными для того времени были братоубийственные войны, когда из-за корыстолюбия и властолюбия князья убивали друг друга, захватывали земли. Почему так происходило? – задаётся митрополит вопросом. - Из-за того, что страсти затмевали их веру, которая как маяк указывает правильное направление. Без Бога в человеке происходит смещение шкалы ценностей в сторону человекоугодия, корыстолюбия, к карьере, богатству, сиюминутным привязанностям и увлечениям. У Александра Невского вера определяла все сферы его жизни, как личной, как и общественной».
«Христианское понятие святости не равно безгрешности, - пояснил он. - Потому что, как говорят святые отцы, человеческая природа больна и нуждается в исцелении. Все святые нашей Церкви - это люди, которые с разным успехом старались идти по пути святости и достигали цели. Мы идем по пути святости лишь тогда, когда между универсальной правдой Божией и правдой человеческой, которая у всех своя, выбираем первую».
«Неслучайно слова Священного Писания, что не в силе Бог, а в правде, стали определяющим девизом в жизни Александра Невского», - заметил митрополит Варсонофий.
«Смотря за горизонт земного пути, князь избрал не временное, но вечное. Господь прославил своего угодника тем, что даровал ему небесное заступничество за свою землю! Князь был прославлен в лике святых в 1547 году, - напомнил он. - Недаром в судьбоносное время для нашего народа его святое имя становилось символом победы и свободы. Императорм Петр Великий перенес святые мощи князя из Владимира в новую столицу Российского государства - Санкт-Петербург, где они находятся и сегодня в Александро-Невской лавре».
«Главное его достижение - сохранение русского народа на вверенных ему Богом землях, - убеждён владыка. - Целые княжества тогда были сожжены и вырезаны монголами из-за недальновидной политики князей, их разобщенности и желания быть первыми. Александр Невский стал создателем нового мышления и вдохновителем новых идей, основоположником будущей политики московских князей по собиранию русских земель в единое государство. Его осмотрительность, взвешенный подход в решении проблем уберегли Русь от окончательного разорения и распада. Он выиграл время для того, чтобы русский народ в будущем стал свободным».
«Сегодня много говорится о свободе и о том, что она не должна быть ограничена нравственностью. Александр Невский, несомненно, был свободным человеком, умел владеть собой, не был управляем страстями. Свобода - это не возможность делать все, что хочешь, но способность, исходя из обстоятельств, не делать всё, что хочешь, даже когда можешь», - отметил митрополит Варсонофий.
«Что же в таком случае даёт нам возможность быть истинно свободными? – вопрошает правящий архиерей. - Это совесть, которую мы имеем с рождения. Она помогает соблюдать меру, отличать добро от зла. Поэтому мы знаем по внутреннему ощущению, как можно поступать, а как нельзя. И если поступаем неправильно - нас гложет совесть, на душе неспокойно. Когда наша совесть сомневается и мы не знаем, как правильно поступать, нас выручают заповеди Божии, которые, как дорожные указатели и знаки, предостерегают нас от опасности и не дают сбиться с пути».
«Следование земным законам отличает человека цивилизованного от дикаря, а следование христианским заповедям делает из цивилизованного человека святого - духоносную личность, для которой важнее не материальная составляющая жизни. Если земные законы призваны не позволить земле превратиться в ад, то христианские заповеди способны сделать из земли рай. Рай - это близость к Богу, который есть любовь. А к Богу мы приближаемся, когда имеем любовь к ближнему», - пояснил владыка.
«Пример Господа Иисуса Христа указывает на то, что любить нужно не только ближних, и но и всех остальных, и даже врагов, - призвал он. - Эта планка очень высокая, но Бог в нас верит. Конечно, любовь несовместима с эгоизмом, заботой лишь о собственном благе, когда в центр мы ставим только себя, а не собратьев или Бога. У эгоиста искаженное зрение, он видит мир иначе, в нем, как в зеркале, замечает только себя. Любовь может быть только жертвенной, когда мы ради другого совершаем поступки, нужные не нам, но другому. Такая любовь делает нас счастливыми. Священное Писание говорит: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20, 35)».
«Главной ценностью для нас должно быть не богатство и наслаждения, но стремление к святости. Каждый в конце жизни столкнётся с бесполезностью всего того, чем он жил и во что полагал свое сердце. Быть богатым не грех, грех быть алчным и добиваться материального достатка любыми путями. Алчным может быть и бедный. Святой Александр Невский, несомненно, не был ни бедным, ни алчным. У него был мир в душе, который проявлялся в его делах и поступках. В завершение хочу пожелать вам, дорогие студенты, благословения Божия, чтобы Господь помогал вам на всех путях жизни. У каждого из нас есть выбор: идти путем жизни или путем смерти. В нашей воле - не ошибиться в выборе, чего всем вам желаю», - заключил митрополит Варсонофий.
Правящий архиерей подарил университету икону святого Александра Невского и книги - альбом Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI - начала XXI вв.» и сборники своих проповедей.
Затем владыка ответил на вопросы студентов. На вопрос, как Церковь относится к политике, он ответил: «Церковь не определяет политику, но верующие люди, священники и миряне, участвуют в тех или иных политических событиях как граждане страны - например, в выборах».
Владыке задали и вопрос про социальные сети. Митрополит согласился, что в соцсетях есть немало негативной, вредной информации, но есть и православные группы, православные священники. Церковь по мере возможностей старается присутствовать в соцсетях, но, наверное, пока не все получается. Он отметил, что молодежь не слишком интересуется церковной проблематикой: «Когда говорят о душе, о спасении, молодые люди обычно засыпают, им скучно. Но всё равно придётся об этом думать, ведь жизнь рано или поздно подойдет к концу, и возникнет вопрос, что же дальше. Все хотят счастливой жизни на земле, но земная жизнь - это миг, а за нею – вечность».
Отвечая на вопрос об отношениях Церкви и науки, владыка сказал, что у людей Церкви и людей науки нет никакой почвы для разногласий - каждый занимается своим делом. Он отметил также, что ученые, изучая творение Божие, часто приходят к выводу о существовании Творца.
Андрей Рудской добавил, что академик Борис Раушенбах (1915-2001) часто вспоминал слова выдающегося физика Эрнеста Резерфорда о Боге.
Один из студентов отметил, что митрополит Варсонофий в своей лекции упомянул философа Владимира Соловьева, и спросил об отношении Церкви к наследию этого ученого. Владыка ответил, что в трудах Владимира Соловьева много ценного, но к ним надо подходить критично.
Прозвучал вопрос, что хочет Церковь от современной молодежи. Правящий архиерей ответил, что Церковь ждёт, что молодёжь будет раскрывать свои таланты, заботиться о нашей стране, создавать семьи, воспитывать детей. Конечно, хотелось бы, чтобы молодежь приходила к вере: «Счастливым можно быть только с Богом, потому что верующий человек всё делает для спасения, для Царствия Божия. А если он думает о личном счастье без Бога, то строит дом без фундамента. Как сказано в Евангелии, «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Важно найти Бога еще в земной жизни: если человек здесь Бога не нашел, там Его тоже не увидит».
На вопрос, нужно ли соблюдать пост, если человек и так вегетарианец, владыка ответил, что еда в посте - не главное. Пост - это не цель, а средство для спасения души, а сама по себе еда для спасения ничего не даёт. В пост человек ограничивает себя не только в еде, но и в развлечениях, старается больше бывать на церковных службах, читать духовную литературу, а главное - стремится делать добрые дела.
Владыку спросили, как он проводит свободное время. Он ответил, что свободного времени у него практически нет: в будние дни он занят делами в епархиальном управлении, часто бывает на строительных площадках - в Санкт-Петербурге сейчас строятся 25 храмов, а в выходные дни совершает богослужения в храмах епархии. Но если в теплое время года вдруг выпадает свободный день, он посвящает его своему хобби - рыбалке.
Был задан вопрос об отношении Церкви к эстракорпоральному оплодотворению. Владыка ответил, что Церковь относится к этому вопросу настороженно, поскольку видит в ЭКО вмешательство в тайну зарождения жизни. Спросили его также, обязательно ли крестить младенцев, не лучше ли, чтобы человек приходил к вере в сознательном возрасте. Он ответил, что обязательно нужно крестить детей в раннем возрасте: участвуя в Таинствах, ребенок получает благодать. Если ребенок с младенчества живет церковной жизнью, для него это также очень полезно.
Владыку спросили, посещал ли он храм при Политехническом университете. Он ответил, что неоднократно совершал там богослужения и заметил, что среди молящихся есть преподаватели университета, но мало студентов. Ректор Андрей Рудской пошутил, что студенты чаще начинают посещать храм во время сессии. Владыка Варсонофий призвал студентов посетить храм, когда он будет служить там: «Архиерейская служба красивая, приходите. Хочу с вами помолиться о вашем счастье», - сказал он.
Митрополит Варсонофий раздал студентам иконки святого Александра Невского.