Председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник Владимира Путина по интернету Герман Клименко считает, что повлиять на зарубежные сети Россия не может. Выходит, блокировка Твиттера одновременно неотвратима и невозможна. Остаётся понять, так ли она нужна, отмечается в статье, опубликованной на сайте profiok.com.
В развёрнутом интервью на канале Антона Красовского «Антонимы» Герман Клименко довольно откровенно высказался по поводу возможных блокировок иностранных социальных сетей.
По его словам, проще всего Роскомнадзору было договориться о правилах с сетью TikTok, поскольку это китайский продукт, а не американский. Более того, «зачистка», как считает Клименко, могла произойти ещё быстрее, если бы не техническая проблема. Дело в том, что русскоговорящим китайским модераторам понадобилось время, чтобы приспособиться к находчивым русским агитаторам, использующим, например, вместо фамилии печально известного блогера созвучное ей слово «овальный».
Что касается Facebook, Twitter и YouTube, то диктовать им условия намного сложнее. Эти масштабные сети глубоко вплетены в экономику и связаны не только с частными, но и с корпоративными проектами. Собственно, даже интервью Красовского с Клименко опубликовано не где-нибудь, а на YouTube.
Facebook – тоже немаленькая соцсеть с большим влиянием. По сути, она объединяет представителей так называемого городского среднего класса из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Его блокировка повлияет не только на финансовые потоки, но и на настроения в этом сегменте общества: этой соцсетью активно пользуются очень многие, а люди, как подчёркивает Клименко, не любят, когда у них отбирают то, к чему они привыкли.
Поэтому, по мнению Клименко, для отработки механизмов влияния на зарубежные соцсети был выбран Twitter: по принципу «минимального повреждения». Этой соцсетью пользуются немногие, так что для проверки различных сценариев она подходит лучше других. Впрочем, отмечает корреспондент интернет-издания profiok.com, стоит понимать, что это не просто тренировка. Цифра кажется неправдоподобной, но, как выяснилось, на сегодняшний день Twitter получил уже 28 тысяч предупреждений от Роскомнадзора. В какой логике действуют люди, принимающие решения о блокировке, нам не очень понятно. Возможно, на то, чтобы отправлять 28 тысяч предупреждений в никуда, есть веские причины.
«Я думаю, они его заблокируют», – поделился прогнозом Герман Клименко, добавив, что «на самом деле Twitter не так важен, как важны переговоры с Facebook и с YouTube». Иными словами, блокировка Twitter, возможно, будет использоваться в этих переговорах в качестве аргумента.
Другое дело, что оценить умение блокировать неугодные ресурсы мы уже имели возможность. Соцсеть LinkedIn, кажется, даже ничего не почувствовала. Кому она не была нужна, тот ничего не потерял; остальные давно освоили специальные шлюзы и VPN. С Telegram, как мы помним, тоже получалось не очень.
Есть, как отмечает интернет-издание profiok.com, и ещё одно важное обстоятельство. Даже если допустить, что когда-то будет принято решение о замене Facebook и YouTube на российские аналоги, по словам Клименко, ничего не получится из-за технических ограничений. «Невозможно сразу так расшириться, мы не сможем перезапустить по нагрузке», – говорит эксперт. Речь о том, что для построения гипотетического аналога нужны серьёзные вычислительные мощности и объёмные хранилища. Кстати, говорится в статье, серверы и хранилища тоже импортные: своего «железа» с такими характеристиками у нас нет даже на горизонте.
Объективно технические возможности, по мнению Клименко, есть только у российских гигантов – Яндекса (хотя это лишь условно российская компания – РНЛ) и Mail.ru. Не исключено, пишет интернет-издание profiok.com, что весь сыр-бор разжигают именно эти компании, претендующие на солидный кусок рынка. Хотя прямым текстом об этом Клименко, конечно же, не говорит.
В том, что эта точка зрения многое объясняет, можно легко убедиться. Не так давно Маргарита Симоньян с экрана телевизора утверждала, что поиск Twitter не даёт обнаружить её аккаунт, просто не показывает её в выдаче. Прямо в режиме реального времени, когда главред RT рассказывала об этих ужасах, корреспондент интернет-издания profiok.com попробовал поискать её в Twitter с корпоративного аккаунта и нескольких личных. «Никаких проблем. Точно так же никто из наших знакомых ни разу не встречал в Twitter ни порнографии, ни призывов к суициду. То ли мы не попадаем в целевую аудиторию, то ли у нас какой-то особенный Twitter. А может быть, просто не надо нажимать куда не надо? Вопрос риторический», - пишет обозреватель интернет-издания. Тем более, как утверждает Клименко, мы давно уже «живём не в мире фактов, а в мире представления о фактах».
Возвращаясь к интервью Клименко, заметим, что, по его словам, принудить Facebook или Google к каким-то серьёзным уступкам вряд ли получится. В «Маленьком принце» Экзюпери есть чудесный эпизод: короля попросили повелеть солнцу немедленно закатиться. «Я потребую, чтобы солнце зашло, но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя, – ответил король. – Вечером моё повеление исполнится».
Как отмечает корреспондент интернет-издания profiok.com, благоприятных условий для блокировки зарубежных соцсетей в России пока нет. И дело даже не в «упавшем» после «замедления» Twitter сайте Кремля. С ним как раз всё в порядке: Клименко уверен, что имел место обыкновенный технический сбой. Но корректно заблокировать эти сайты технически невозможно, а значит, вся операция выльется в очередное унижение Роскомнадзора: тратятся деньги, пишутся регламенты, блокировка не работает, кругом издевательство и насмешки.
Значит, говорится в статье, приходится пытаться договариваться и параллельно подталкивать соцсети к соблюдению российского законодательства. Для этого – прописывать грамотные законы, чтобы было чётко понятно, при каких обстоятельствах соцсеть будет оштрафована. И выставлять им штрафы каждый день. «Рано или поздно в проспекте для акционеров Facebook (проспект ценных бумаг – официальный документ, который готовится компанией-эмитентом и содержит существенную информацию об эмитенте и его ценных бумагах – РНЛ) появится слово «риск», тогда представители этой соцсети будут вынуждены с нами разговаривать», – объясняет Клименко.
«Внушает оптимизм лишь тот факт, что работа глобальных соцсетей, а точнее, их политический диктат, вызывает немало вопросов и в других государствах. После истории с аккаунтом в Twitter экс-президента США Дональда Трампа необходимость как-то регламентировать деятельность соцсетей стала очевидна многим. Как считает Клименко, возможно, будет эффективным объединение усилий на международном уровне, проведение консультаций с зарубежными политиками и дипломатами. Правда, это совсем уж фантастическая история», - подчеркивается в статье, опубликованной на сайте интернет-издания profiok.com.