«На днях вышел очередной обзор "Центральные банки: балансы на месячной основе" (Central Banks: Monthly Balance Sheets), подготовленный консультативной компанией Yardeni Research, Inc. Эти обзоры содержат данные о величине активов четырех ведущих центробанков мира – ФРС США, Европейского центрального банка (ЕЦБ), Банка Японии и Народного банка Китая (НБК). Обзоры готовятся с 2007 года на ежемесячной основе, в этом выпуске – данные на конец февраля 2021 года», – пишет д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов в статье «Метаморфозы ведущих центробанков», опубликованной на сайте Фонда стратегической культуры.
Профессор предложил познакомиться с картиной по активам центробанков на сегодняшний день, и посмотреть динамику изменения показателя активов за неполные четверть века (табл. 1).
«По всем четырем центробанкам за указанный период времени произошло наращивание активов в 4,8 раза, - отметил эксперт. - Следовательно, в 4,8 раза увеличились пассивы (обязательства) большой четверки центробанков. Как известно, основная часть пассивов (обязательств) ЦБ – это выпущенные центробанками деньги (в виде наличных денежных знаков и депозитов, на которых размещают свои денежные средства коммерческие банки). Поэтому мы не ошибёмся, если скажем, что денежная масса, эмитированная четырьмя банками за неполную четверть века, увеличилась также в 4,8 раза».
«По оценкам Всемирного банка, мировой ВВП в 2007 году в текущих ценах составил 58,22 трлн. долл. По итогам 2020 года его значение измерялось суммой 83,84 трлн. долл. То есть в 2007-2020 гг. мировой ВВП увеличился в 1,44 раза. Это, заметим, в текущих ценах, - уточнил он. - А в постоянных ценах (с учетом инфляции) прирост ВВП был ещё более скромным. И на этом фоне – почти пятикратное увеличение денежной массы, произведённой "большой четверкой" центробанков».
«Особенно отличилась ФРС, которая начала резко наращивать денежную эмиссию в разгар финансового кризиса 2008-2009 гг. Делалось это под флагом "количественного смягчения" (КС). Были три программы КС, последняя завершилась в 2014 году. Впрочем, когда в США объявили "пандемию" и стали вводиться карантинные ограничения, печатный станок ФРС был опять запущен на полную мощность. Сейчас ФРС ежемесячно закупает на рынке ценных бумаг на 120 млрд. долл. (на 80 млрд. долл. – казначейских бумаг США и еще на 80 млрд. долл. – ипотечных бумаг). Соответственно, на такую же величину ежемесячно увеличивается долларовая масса», - пояснил экономист.
«На втором месте по темпам прироста активов (и денежной массы) находится Банк Японии. Наращивание активов и денежной массы он начал раньше других ведущих центробанков, с конца ХХ – начала XXI столетия.
В 2007 году в "большой четверке" по величине активов первое место занимал китайский Центробанк, а Федеральный резерв был на четвертом месте. Тогда денежные власти США проводили ещё очень жёсткую монетарную политику, пресекая любые попытки наращивания продукции печатного станка. Сегодня картина иная: на первое место по активам вышел ЕЦБ. Далее следуют ФРС США и Банк Японии. А НБК оказался на четвертом месте. В рассматриваемый период ЦБ Китая проявил наибольшую сдержанность в наращивании своих активов (они выросли в 2,57 раза). В обзоре приводятся также относительные значения активов ЦБ – их величина по отношению к ВВП. В конце 2007 г. самый высокий относительный уровень активов имел китайский ЦБ, а самый низкий – ФРС США».
«На конец февраля 2021 г. картина поменялась радикально, - заметил эксперт. - Стремительный взлет значения показателя мы видим у Банка Японии, на рубеже 2018-2019 гг. он пересек планку в 100%. Сейчас его активы равняются 127,4% ВВП. Очень выросли показатели относительного уровня активов у ФРС и ЕЦБ. А вот ЦБ Китая сократил относительную величину своих активов примерно на треть. Это и результат сдерживания активности китайского Центробанка и того, что в Китае имели место высокие темпы прироста ВВП».
«В 2001 году примерно половина всех активов НБК приходилась на золотовалютные резервы. К середине второго десятилетия XXI века доля золотовалютных резервов поднялась у этого банка до максимальных значений около 85%. А вот на конец февраля 2021 года на золотовалютные резервы приходилось уже 56%, на чисто валютные (без золота) – 54%. Такое изменение структуры активов свидетельствует о том, что денежные власти Китая пытаются переориентировать ЦБ на внутренний рынок, в активах повышается доля кредитов и ценных бумаг в юанях», - считает экономист.
«Что касается других трёх ведущих центробанков, их курс на наращивание денежной эмиссии сохранится, - полагает он. - Руководитель ФРС США Джером Пауэлл даёт понять, что американский Центробанк по крайней мере до конца года будет продолжать скупку ценных бумаг в прежних объемах (т. е. по 120 млрд. долл. ежемесячно).
Президент ЕЦБ Кристин Лагард в марте заявила, что банк в ближайшие месяцы ускорит выкуп активов в рамках экстренной программы PEPP (Pandemic Emergency Purchase Programme). Объем этой программы составляет 1,85 трлн евро. Кроме того, что продолжает действовать основная программа ЕЦБ по выкупу ценных бумаг».
«19 марта проходило заседание совета директоров Банка Японии, - продолжил экономист. - Было принято решение продлить дополнительный выкуп коммерческих бумаг (CP) и корпоративных бондов до конца сентября 2021 года (объем выкупа определен в 20 триллионов иен). Банк Японии также сохранил ежегодный объем выкупа бумаг биржевых инвестиционных фондов (ETF) на уровне около 12 триллионов иен и активов инвестиционных трастов недвижимости (J-REIT) – около 180 миллиардов иен.
Курс на наращивание активов проводят и другие центробанки, которые не включаются в обзор Yardeni Research, Inc. Среди них следует выделить Банк Англии и Национальный банк Швейцарии (НБШ). Так, Банк Англии на очередном заседании 18 марта принял решение о сохранении объема выкупа активов с рынка на уровне 895 миллиардов фунтов стерлингов. Выкуп гособлигаций составляет 875 миллиардов фунтов стерлингов, объем выкупа корпоративных облигаций остался на уровне 20 миллиардов фунтов».
«Что касается НБШ, то он скупает не только бумаги швейцарских эмитентов, но и ценные бумаги иностранцев, в том числе американских корпораций», - пишет профессор.
«Ведущие центробанки мира, чтобы обосновать безудержную денежную эмиссию, ссылаются на "пандемию", но это дымовая завеса, - не сомневается Валентин Катасонов. - Ведётся необъявленная валютная война, развернулась конкуренция печатных станков. Чем больше будет создано денежной массы, тем больше вероятность, что данная валюта будет иметь более низкий курс по отношению к валюте конкурента. А заниженный курс национальной денежной единицы – средство укрепления международной конкурентоспособности национального бизнеса. Однако подобная конкуренция (валютная война) может привести к краху валют конкурирующих центробанков».