Исход Церкви

Слово протоиерея Александра Шаргунова о Великом посте

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
838
Время на чтение 4 минуты

Великий пост — время долгого восхождения народа Божия к Пасхе. Два момента истории народа Божия, прочитанные в свете Воскресения, дают нам предузнать смысл Великого поста: исход и изгнание. Мы говорим об исходе Церкви, потому что возвращение из плена пророки представляют как новый исход.

Исход — время восхождения к Завету, шествия Бога со Своим народом, время откровения, очищения, испытания и сражения, время верности Бога людям среди неверности людей. Благодаря изгнанию этот народ наконец осознаёт себя грешным, он понимает, что забыл своего Бога, он вопиет к Богу о верности и милости, он подвергает испытанию любовь своего Спасителя, которая сильнее греха. Бог верен всегда, и не существует изгнания без возвращения, но только обнищав и осознав свою нищету, соглашается человек возвратиться.

Христос открывает в Себе смысл Великого поста Своей Церкви. Он — наш переход и наше возвращение, Он — наша жертвенная Пасха. Люди пленены, содержатся в рабстве, удерживаются под властью сатаны. Но вот является Христос, Превечное Слово Божие. Вот Слуга, движимый Духом Святым, идет сразиться с сатаной в пустыне, чтобы познать все, что есть в человеке, чтобы познать искушение человека и сокрушить его. С отца лжи сорвана маска Тем, Кто истинен, «отец богатых и славных» поставлен перед лицом нищеты Бога Живого. Искуситель мира прежде всего искушает Того, Кто исполнен благодати и истины. Князь мира сего, рождающий страх, отчаяние, ненависть, поражен Князем мира, всякий ум превосходящего, — Тем, от Кого исходит совершенная любовь, в которой нет страха.

Сражение, начатое с начала творения, достигает решающего противостояния. Сатана вступает со всем своим воинством и всеми своими миражами, которые нисколько не изменились с тех пор, как он вошел в мир. Это еще не сражение, но первая проба оружия. Сатана лжет, и Превечное Слово Божие Своей правдой приводит его в смятение. Лукавый не может овладеть Господом, он бессилен против «меча Духа». Его ложь не может противостоять Слову Божию, действенного и более острого, чем меч обоюдоострый, и сатана отходит от Него «до времени».

Это время — час Господень. Он пришел от Бога, и к Богу идет со множеством верных Ему. И этот переход, эта Пасха — также вырывание жала смерти, сражение, борьба между тьмой и светом. Крест, открывающий путь Исхода и возвращения из плена, — великое сражение Господа. Это новое событие, потому что оно уготовляет приход любви в плененный диаволом рабский мир. Господь идет впереди Своей смерти — инициатива принадлежит Ему. И эта любовь Бога, ставшего плотию, этот незаслуженный дар делает Его смерть плодоносной.

Как Господь был возведен в пустыню, так ведом Он к смерти. Дыхание Отчее ведет Его во все наши пустыни, в глубину всех наших рабств и всех наших изгнаний. Он любит нас до конца, и Его Крестная любовь обнимает всех. Господь идет навстречу смерти. Он идет, чтобы войти в крепость диавола — в центр человекоубийства и лжи. Он, Который жизнь и истина!

Он — Странник, «не имеющий, где главу приклонить» — идет, движимый Духом, чтобы встретить всех грешников и мытарей, Вартимеев и Варионов, Закхеев и Левиев. Он знает, что в сердце человека, Он проникает в сердце человека и берет на Себя ответственность за всю его судьбу. Он идет навстречу всем униженным и отверженным всех времен, навстречу всем плененным и всем плачущим. Он испиет чашу, уготованную Ему, — чашу, наполненную неверностью и подозрительностью толп, предательством Его друзей, трусостью и страхом, вероломством и ложью мира. Его Страдание — это Его сострадание к нам.

Он становится всем, что есть человек. Он сходит в глубины человеческие. Петр, Иуда, Пилат, все человечество представлено здесь. Господь принимает все, Он подставляет Свою спину, Свое лицо, Свое сердце всякого рода смерти. Бог приобщается в Своей плоти нашей бесплодности, нашему одиночеству, нашей смерти. Когда Пилат ставит Его перед толпой, одетого по-шутовски, как царь на параде, и увенчанного тернием, Он поистине облачен во все наше тщеславие, тщетную славу людей и всего творения, подчиненного смерти. Пилат говорит им: «Се, Человек». Поистине, вот человек, которым мы являемся, человек, не имеющий «ни вида, ни доброты». Однако это начало нашего прославления. Все воспринято Им, все проникнуто Им. Мы включены в любовь. Его сражение становится нашим сражением. Христос распят, грех пригвожден ко Кресту. Смертью Своею Он победил смерть. Он убил Собою ненависть, Он сотворил мир, превосходящий всякое разумение, Кровью Своего Креста.

Христос — наш мир, Его победа нам принадлежит. В Нем мы умрем, и в Нем мы воскреснем, мы — Его, и Он — наш. Как дождь проникает в землю и делает ее плодоносной, так мир Христов проникает в наши смертельные разрывы и наши малейшие пустоты. Его присутствие заполняет наше одиночество, Его свет изгоняет нашу тьму, наши смерти становятся Его ранами, Его раны становятся нашим преображением.

Вот время Великого поста, время благоприятное, время благорасположения Отца и Духа, время просвещения и покаяния, время алкания и жажды, стенания и сердечного плача, время восхождения и сражения, время, когда «Царство Божие берется силой», время обретения и обновления обручения с Господом. Господь вводит нас в пустыню сорокадневного странствования, которое процветет Его и нашей Пасхой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Может ли совершиться наше исцеление и воскрешение
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
16.11.2024
Идущий налегке может идти далеко и быстро
Евангелие субботы (Лк, 40 зач., 9, 1—6)
16.11.2024
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
15.11.2024
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58