Почти 70% учеников 8-11 классов российских школ хотят исключить ОБЖ из учебной программы, еще почти 60% – технологию, около 40% убрали бы из школьной программы астрономию, следует из результатов исследования Института прогрессивного образования, которые имеются в распоряжении РИА Новости.
«Среди предметов, которые школьники считают ненужными и хотели бы исключить или сократить их изучение, лидируют: ОБЖ (указали 69% опрошенных; большинство отметили, что на ОБЖ, как правило, не дают практических навыков по выживанию/безопасности, уроки зачастую являются формальными)», - говорится в результатах исследования.
Также 57% учеников считают ненужным предметом технологию. Среди причин они указали бесполезность и ненужность предмета, назвали его скучным, а также отметили неактуальное разделение программ на мужскую и женскую.
От астрономии хотели бы отказаться 38% опрошенных школьников. Аргументируется это тем, что предмет сложный и «никогда не пригодится в жизни».
Пятая часть (22%) школьников также не хотят изучать в школе основы религиозной/православной культуры, поскольку вопросы религии для них являются слишком личными. Еще 17% хотели бы не заниматься в школе краеведением.
Также в ответах около 10% респондентов встречались черчение, физика, химия, математика. Их называли с аргументацией «мешает готовиться к ЕГЭ». Около 15% считают необходимым убрать из школьной программы музыку и рисование (ИЗО).
Как прокомментировала результаты исследования директор Института Анна Маркс, попадание предметов в аутсайдеры скорее связано с качеством и методиками преподавания, чем с их реальной значимостью. По ее мнению, гораздо более важный результат опроса – в том, что дети прямо декларируют нехватку базовых знаний.
В опросе приняли участие более 1,7 тысячи учеников 8–11 классов из 74 регионов РФ. Онлайн-анкетирование было проведено 15–17 февраля при помощи методики ривер-сэмплинг среди пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и Instagram.
Результаты опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Во времена моей юности предмет ОБЖ имел другое название – «Гражданская оборона». Мы изучали навыки защиты от возможных ядерных и химических ударов. И я не могу сказать, что предмет был бесполезным: мы узнавали много интересного и нового. Ведь во времена «Холодной войны» мы понимали, что в любое мгновение жизни в мирном небе над головой может разразиться военная гроза.
Распределение ненужных предметов в опросе требует осмысления.
В 90-ые годы на уроках ОБЖ пытались внедрять половое воспитание, что недопустимо! Но теперь необходимо подробно ознакомиться с содержанием данного предмета. Насколько я могу судить, данный предмет содержит много полезного, хотя и неприятного материала. Мало кто хочет думать о пожарах, цунами, землетрясениях, о том, как вести себя в экстремальных ситуациях - хочется, чтобы эти неприятности обошли стороной. Но надо быть готовым к различным поворотам судьбы, в том числе и к возможной войне. К сожалению, видимо, дух огромного количества рекламы, где человек решает свои проблемы легко и просто - что-то купив, выпив или съев, - настраивает детей на жизнь полную удовольствий, на беспроблемное существование. По молодым людям часто видно, что они не готовы решать жизненные задачи на своём месте. Поэтому их тянет к тому, чтобы бунтом перестроить этот мир под свои желания. Вспомним девушку с майдана, которая хотела в ЕС и кружевные трусики!
В списке опроса присутствует предмет «Астрономия». Раньше люди могли ориентироваться по звёздам, а сейчас навигатор заменил астрономию. И напрасно. Однако если понимать под астрономией фантазии об иных мирах, то необходимо упорядочить содержание предмета: что нужно включить, а что является чистой профанацией, не имеющей отношения к науке.
Кроме того, надо понять, почему детям не хочется изучать краеведение и православную культуру? У нас по-прежнему сильно космополитическое воспитание. К сожалению, православная культура, знание истории Родины и родного края в космополитическом мировоззрении рассматривается как нечто лишнее. Дети, которые не ходят в храм, не посещают «воскресную школу», часто воспринимают информацию о жизни нашего народа в прошлом, как не имеющую отношения к современной жизни, к тому образу жизни, в котором они сейчас пребывают. Виртуальный мир для многих подростков стал более важным и интересным, нежели мир реальный: со своей историей, со своей географией, со своими проблемами. Отсутствие интереса к предметам ‒ яркая демонстрация оторванности детей от реального мира. Именно поэтому уроки труда (теперь это называется технологией) стали казаться не нужными: зачем учиться шить, печь пирожки или стругать доску и делать табуретку, - все есть в магазинах - иди и купи! В основном дети живут в искусственном мире экрана. С самого утра и до ночи идет просмотр гаджетов. Главным образом, - клипы, мультики, фильмы, реклама, рассуждения обо всем в соцсетях.
Опрос показывает, что скорее всего мы здесь фиксируем противоречие между игровым отношением к жизни подростков и предметным погружением в действительность. Многие не хотят знать культуры родного края. Часто дети бывают настроены уехать заграницу, потому что им внушили, что там хорошо платят, комфортно жить и прекрасная погода. Поэтому, зачем здесь изучать то, что неинтересно, говорят они. У таких детей другая жизненная ориентация. И такой человек выпадает из истории своего народа, становится чужим для своего Отечества.
Но все дети разные. Кто-то с превеликим удовольствием решает задачи на естественнонаучных и математических олимпиадах, участвует в олимпиадах по ОПК, в конкурсах по краеведению, занимая высокие места. Есть те, кто прекрасно поёт, рисует, занимается спортом. Так что не всё плохо, но есть очень серьезные проблемы, о которых необходимо говорить!
Очень важный вопрос ‒ качество преподавания школьных предметов. Во-первых, надо уточнить содержание предмета. И, во-вторых, надо подбирать тех людей, которые могут этот предмет преподавать.
Проблема ещё и в том, что сейчас преподаватели поставлены в такие условия, когда для многих преподаваемый предмет неинтересен. Так бывает с предметом «Основы православной культуры». Так бывает с любым педагогом, которому предмет навязан, но ему нужно зарабатывать, поэтому он вынужден соглашаться его вести, не будучи специалистом.
Многие школы испытывают нехватку учителей математики, химии и физики, поэтому приходится преподавать тому, кто возьмётся. А как он будет преподавать предмет? С интересом? Вряд ли. Человек не владеет материалом, поэтому не может преподать его интересно.
К сожалению, в стране разрушено педагогическое образование. И в своё время даже хотели уничтожить педагогические ВУЗы.
Т. е. опрос показал наличие кризиса в системе образования. В этом кризисе можно увидеть несколько компонентов. Первый связан с настроем детей, ‒ у достаточно большого количества учащихся значительно подавлен познавательный инстинкт, но зато резко выражен меркантилизм. Предметы изучаются не с точки зрения интереса к познанию мира, природы, человеческих отношений, а с точки зрения практической пользы, непосредственного применения. Многие выпускники школ (по моему опыту работы со студентами) не знают географии, отечественной и мировой истории, произведений живописи, классической музыки. Здесь, видимо, наслаивается, с одной стороны, «эффект Митрофанушки», а с другой стороны, плохое преподавание предметов.
Поэтому второй компонент кризиса связан с подготовкой учителей, с престижностью и значимостью профессии учителя в нашей стране. Переход на всякие инновации, непрерывное реформирование, отсутствие должного финансирования, утрата фундаментальности, а главное, отсутствие великой цели и идеологии образования ‒ вот те причины, которые сформировали глубочайший кризис в обучении и воспитании наших детей.
Третий компонент кризиса ‒ это учебники и учебные программы, по которым учатся школьники. Раньше учебники проходили всестороннюю экспертизу, серьёзную апробацию, где учитывались возрастные особенности учащихся, межпредметная связность материала, отводилось значительное время на изучение материала по принципу «лучше меньше да лучше». Многие учителя жалуются, что на большой объем материала отводится меньше времени, чем это было раньше, что нет возможности для его усвоения, что много включено лишнего и ненужного.
Если к этому добавить, что цели и задачи воспитания только декларируются, но практически не реализуются; что «эффективность» воспитательной работы показана такими примерами, как участие школьников в группах АУЕ (запрещена теперь в России), «Синий кит» (запрещена в России), в несанкционированных митингах, ‒ то, боюсь, это только вершина айсберга!
Есть, к счастью, и другие примеры ‒ волонтерские движения, краеведческая и патриотическая работа, просветительские мероприятия с участием, а иногда и по инициативе Церкви.
Но сопоставление этих двух тенденций говорит об очень тревожном и опасном симптоме ‒ о поляризации нашей молодежи, о возможном росте экстремизма среди большинства тех, кто попал под жернова всех элементов кризиса образования, кого не научили думать и не научили ответственности.