Настоятель Сербского подворья в Москве епископ Моравичский Антоний в интервью сайту Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал об особенностях выбора Патриарха Сербского, сообщает Патриархия.ru.
«По Уставу Сербской Православной Церкви после кончины Патриарха Иринея избрание Архиерейским Собором нового Предстоятеля должно было состояться по прошествии 40 дней, но не позже, чем через три месяца, — отметил архипастырь. — Учитывая тот факт, что весь мир посетила страшная пандемия, не было ясности, как это организовать. Все переживали, будет ли практическая возможность созвать Собор, но, слава Богу, уровень заболеваемости в Сербии несколько снизился, и Синод определил датой выборов Патриарха 18 февраля 2021 года».
При этом, уточнил он, для соблюдения требуемых защитных мер впервые в истории было принято решение провести собрание архиереев не в здании Патриархии, а в крипте храма святого Саввы на Врачаре, размеры которого позволяли соблюсти необходимую дистанцию между членами Собора.
Продолжающаяся пандемия оказала влияние и на состав участников Собора — на этом высоком собрании отсутствовали трое архиереев. «Двое из них болели, ещё одному не удалось вылететь из Австралии, так как из этой страны был полностью закрыт выезд, — рассказал владыка Антоний. — Отмечу также, что председательствовать на Соборе должен был старший по хиротонии епископ, которым является епископ Шабацкий Лаврентий, но он, к сожалению, накануне заболел, а потому председателем был епископ Сремский Василий».
Коснувшись самой процедуры выборов Патриарха, епископ Моравичский Антоний сообщил, что для проведения первого тура каждый из 47 принявших участие в работе Собора архиереев получил листок со списком тех иерархов, которые, согласно Уставу, имеют право претендовать на избрание на Патриаршее служение (основное требование — не менее пяти лет опыта управления епархией).
«Таких у нас на момент открытия Собора насчитывалось 30 человек, — уточнил иерарх. — Каждый участник нашего собрания должен был отметить трех кандидатов, которых он потенциально видел бы на Патриаршем престоле».
Он упомянул о том, что в первом круге наибольшее число голосов получили три человека: 31 голос был отдан за митрополита Загребского и Люблянского Порфирия, 30 — за епископа Бачского Иринея и 25 — за епископа Баня-Лукского Ефрема.
Далее началась подготовка к проведению финальной части — избрания Предстоятеля жребием. Говоря о том, как это происходило, представитель Сербской Церкви при Московском Патриаршем престоле отметил: «После оглашения имен трёх кандидатов два архиерея — секретари Собора — под наблюдением комиссии, состоявшей из трёх иерархов, на каждом из трёх листов с именами кандидатов поставили печать Собора и запечатали листы в три конверта, которые, в свою очередь, поместили между листов Святого Евангелия. Затем приглашенный на Собор архимандрит Матфей (Ристанович) из монастыря Сисоевац вынул из Евангелия один из конвертов и передал его председателю Собора епископу Василию, который и провозгласил имя избранного 46-м Патриархом Сербской Церкви митрополита Загребского и Люблянского Порфирия. Аксиос! Потом последовало облачение в Патриаршую мантию и возведение на Патриаршее место».
В то же время оставшиеся два конверта открыли, и все увидели, какие имена были в них написаны, рассказал владыка.
«На следующий день в белградском кафедральном соборе во имя Архистратига Божия Михаила была совершена интронизация Патриарха Порфирия, — продолжил архипастырь. — На его главу возложили белый клобук, Патриарху также была вручена панагия с изображением святителя Саввы как знак патриаршего достоинства, который переходит от одного Предстоятеля Сербской Церкви к следующему».
Также епископ Моравичский Антоний в интервью сайту Отдела внешних церковных связей рассказал об особенностях жизненного пути и служения Святейшего Патриарха Сербского Порфирия, а также о его человеческих качествах.
Владыка Антоний напомнил, что Патриарх Порфирий в своё время был пострижен в монашество в монастыре Высоки Дечаны его духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), который впоследствии стал епископом Новосадским и Бачским; в иеродиаконы его в 1986 году рукоположил епископ Рашко-Призренский Павел, впоследствии Сербский Патриарх (†2009).
Святейший Патриарх Порфирий закончил богословский факультет Белградского университета, учился в Афинском университете, где в 2004 году защитил докторскую диссертацию. В 1999 году перешел в Бачскую епархию и стал наместником Ковильского монастыря. «Он вёл высокую духовную жизнь, которая вызвала уважение и искреннюю любовь братии, а потому стал духовником многих монастырей», — подчеркнул епископ Моравичский Антоний.
В 2014 году будущий Патриарх Порфирий был избран митрополитом Загребско-Люблянским.
Говоря о многообразных трудах нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви, епископ Антоний упомянул, что владыка Порфирий возглавлял кафедру пастырской психологии на богословском факультете Белградского университета, где преподавал вплоть до своего избрания на Патриарший престол. Он организовал общество по лечению наркозависимости, а также является признанным специалистом по теме деструктивных сект.
«Митрополита (а сегодня уже Святейшего Патриарха) Порфирия я лично знаю долгие годы, — подчеркнул настоятель Сербского Подворья в Москве. — Это человек широкой души, открытый, добрый. Его любят все архиереи Сербской Церкви, о чем говорит и тот факт, что уже на первом этапе избрания Патриарха за него отдал свой голос 31 из 47 участников Собора. Радует, когда большинство архиереев поддерживают своего Предстоятеля».
Жизнь и служение Патриарха Порфирия не миновали болевые точки истории. «Как человек, который принял монашеский постриг на Косове, в первом своем Предстоятельском слове после интронизации он сказал, что приоритетом его служения станет сохранение Косова и Метохии в рамках государственности Сербии и под окормлением Сербской Православной Церкви, — упомянул епископ Моравичский Антоний. — Для каждого серба Косово — это сердце, это колыбель духовности сербского народа и истоки государства Сербия».
Владыка также особо остановился на годах служения нынешнего Предстоятеля Сербской Православной Церкви в Хорватии. «Это очень сложный в геостратегическом плане регион, особенно для серба, — отметил он. — Как известно, между сербами и хорватами сложились напряженные отношения, особенно вследствие таких событий Второй мировой войны, как провозглашение в 1941 году Независимого государства Хорватия и создание летом того же года концентрационного лагеря Ясеновац. Там было уничтожено 700 тысяч человек, по большей части — этнических сербов. И вот владыке Порфирию довелось нести свое служение в столице Хорватии, быть мостом между двумя странами, между проживающими в них людьми. Когда находишься в таком месте, очень сложно бывает находить правильные слова, чтобы не обидеть людей, которые там живут и будут жить, и одновременно с этим помнить об ужасной трагедии. Я помню слова Патриарха Германа (†1991) из его архипастырского слова после панихиды в Ясеноваце: "Мы как христиане должны простить наших братьев, но как люди мы не можем забывать, что случилось, и тот геноцид, который был совершен над нашим народом"».
«После кончины митрополита Загребско-Люблянского Иоанна (Павловича, †2014) перед нашей Церковью стоял сложный вопрос: кого назначить в Загреб? — продолжил епископ Антоний. — Ведь это одна из самых сложнейших епархий. Надо общаться с представителями не только властей, но и Католической Церкви в Хорватии, с которой у нас конфликт по поводу возможной канонизации кардинала Алоизия Степинаца. Хорваты хотят причислить к лику святых этого кардинала, под чьим благословением происходил геноцид сербов в годы войны, на что Сербская Церковь, естественно, не сможет никогда согласиться. Благодаря особым усилиям Священноначалия Сербской Церкви нас услышали в Ватикане, и канонизация отложена на некоторое время. Отрадно, что Папа Франциск сказал по этому поводу, что святой должен быть "святым любви и мира, а не ненависти"».
Как подчеркнул представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, «тогда, в 2014 году, выбор пал на владыку Порфирия, который хорошо справился с этим непростым послушанием».
«Не разделяя слушателей на католиков и православных, он проводил совместные лекции в нашей гимназии в Загребе. На беседы с владыкой там собирались и католическое духовенство, и ученые, и простые люди. Они находили в нем человека, друга, отца, миротворца, который сеял любовь, а не ненависть», — констатировал епископ Антоний.