Государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин заявил, что канонизация кардинала Алоизия Степинаца не состоится без согласия Сербской Православной Церкви, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт Черногорско-Приморской митрополии СПЦ.
По словам Паролина, канонизация Степинаца «должна стать моментом единства для всей Церкви, как католиков, так и православных, и, поскольку православная сторона все еще сопротивляется, Степинац не будет объявлен святым». Он добавил, что не было никаких новых подробностей «в отношении того, что уже было сказано относительно канонизации кардинала Степинака, в том смысле, в котором это было объяснено епископам и в каком епископы объяснили это народу».
Он сообщил, что Ватикан впервые столкнулся с такой ситуацией, когда переговоры между хорватскими епископами и сербскими епископами относительно канонизации (Степинаца – РНЛ) провалились.
Паролин утверждает, что папа Франциск пытается понять позицию православных. По словам госсекретаря Святого Престола «такая методика самая правильная. Позиция папы хорошо известна, что диалог – единственный инструмент, позволяющий преодолевать разногласия».
Он признал, что пока диалог никаких результатов не дает, но, говорит Паролин, «по окончании встреч было выражено желание продолжить диалог, поэтому мы надеемся, что он осуществится и принесет свои плоды».
В то же время, один из католических священников, комментируя заявления госсекретаря Ватикана, заявил, что «очень жаль, что Ватикан больше понимает Сербскую Православную Церковь, чем взгляды католиков… Папа Франциск назвал сближение католицизма и Православия одной из главных целей, и Степинац является препятствием на этом пути».
По его словам, ни один из хорватских епископов не доволен политикой папы, но никому из них не разрешается публично говорить об этом. «Мы можем только надеяться, что какой-то будущий папа объявит Степинаца святым, потому что этого не следует ожидать от Франциска, что однозначно подтвердил кардинал Паролин», – заключил католический священник.
Алоизий Степинац — хорватский католический кардинал, архиепископ Загреба с 7 декабря 1937 по 10 февраля 1960, военный викарий хорватской усташеской армии. Поддерживал геноцид сербов в фашистской Хорватии.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Безусловно, ни по каким понятиям, даже по католическим, Алоизий Степинац не может быть признан святым, потому что он непосредственно причастен к геноциду над сербским православным населением, в котором активное участие принимало и хорватское монашество и хорватский клир. Не знать об этом он не мог, и его подчиненные не могли совершать подобные действия без его, минимум, одобрения, а то и санкций.
Речь идет не менее чем о 700 тысяч убитых. И в этих 700 тысячах хорватский клир и монашество целиком являются повинными не только потому, что многие из них принимали активное и непосредственное участие в убийствах, но еще и потому, что клир это благословлял, клир это организовывал. Стоит вспомнить, что Мирослав Филипович был комендантом концлагеря. Соответственно вина хорватского клира и монашества, и самого Степинаца не подлежит сомнению.
Более того, своими действиями Алоизий Степинац всецело одобрял политику дискриминации и геноцида по отношению к православному населению. Именно политику насильственного прозелитизма, политику уничтожения Православия как религии, а политика уничтожения Православия в Независимой Державе Хорватской была немыслима без уничтожения православных.
Алоизий Степинац - это военный преступник, который отделался мягким наказанием, и не может быть речи о том, что он какой-то страстотерпец, почётный великомученик и т. д. Он получил своё от Югославского суда, причём ещё достаточно мягко.
Возникает вопрос — сможет ли он стать первым экуменическим святым? Я думаю, что он может стать первым экуменическим святым, только если сербы совершенно забудут о своём Православии, только если они совершенно лишатся своей идентичности, только если они совершенно лишатся своей исторической памяти, продадут могилы своих страстотерпцев, если они деканонизируют ясеновацких мучеников. Только в этом случае. Идея представить его экуменическим святым, безусловно, безумна.
С точки зрения тактики, конечно, решение Ватикана не канонизировать его, пока на это не согласится Православная Церковь, в высшей степени разумно. Ватикан умеет великолепно действовать, умеет рассчитывать шаги и ставить долгосрочные цели и временами их достигать. Но с точки зрения стратегии, на наш взгляд, это совершенно бесперспективно. Пока жив хоть один православный серб, пока жив хоть один православный священник, пока для кого-то звучат слова святого страстотерпца князя Лазаря Сербского: «За Крест Честной и свободу златую», пока пепел ясеновацких мучеников стучит в сердце православных сербов, этого никогда не произойдёт.
На мой взгляд, это может стать только результатом воздействия психотропного оружия либо же физического уничтожения сербского народа как такового. Иных путей для канонизации этого чудовища Степинаца как экуменического святого я по совести не вижу.