Как известно, в Сербской Церкви процедура избрания предстоятеля сочетает в себе два принципа: народного волеизъявления и Божией воли. Первоначально члены Архиерейского Собора из своей среды выбирают трех претендентов (ими не могут быть викарные епископы и архиереи, занимающие свою кафедру менее пяти лет). Избранными считаются те архиереи, за которых проголосует более 50% членов Собора. Затем имена претендентов в запечатанных конвертах помещаются в Евангелие, и игумен одного из сербских монастырей достает конверт с именем нового Патриарха и передает его старейшему из архиереев для оглашения воли Божией о новом Предстоятеле Церкви.
Именно так и было 22 января 2010 года. Архиерейский Собор избрал трех претендентов, ими стали: Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович), епископ Нишский Ириней (Гаврилович) и епископ Бачский Ириней (Булович). Конверт с именем нового Патриарха извлек игумен монастыря Лепавина в Хорватии архимандрит Гавриил. Озвучил имя нового Предстоятеля перед участниками Собора старейший по хиротонии в СПЦ архиерей - епископ Шабацко-Валевский Лаврентий (Трифунович).
Накануне выборов наши белградские корреспонденты выделяли внутри сербского епископата три группировки: во-первых, это - модернистски настроенные владыки, поддерживающие прозападный политический курс официального Белграда (самыми известными из них являются епископ Бачский Ириней, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), епископ на покое Афанасий (Евтич)); во-вторых, архиереи традиционалисты и консерваторы, настроенные оппозиционно к прозападной политике официальных властей (такие как епископ Рашко-Призренский Артемий и епископ Банатский Никанор), с некоторыми оговорками сюда можно отнести и самых ярких представителей так называемого «боснийского лобби» (епископа Зворничко-Тузланского Василия (Качавенду) и епископа Баня-Лукского Ефрема (Милутиновича)); в-третьих, архиереи, занимающие среднюю линию, лавирующие между модернистами и консерваторами, старающиеся поддерживать конструктивные отношения с государственной властью, но соблюдающие определенную дистанцию (самые известные - митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и епископ Нишский Ириней).
Выборы претендентов на патриарший престол как раз отразили этот расклад сил. Как нам сообщили наши источники в Белграде, без особых проблем пятидесятипроцентный барьер перешагнули именно владыки Амфилохий и Ириней, став первыми кандидатами. А вот за третье место в списке кандидатов шла борьба между модернистом епископом Иринеем Бачским и консерватором епископом Ефремом Баня-Лукским. В результате, третьим претендентом стал, к сожалению, известный своим экуменизмом владыка Ириней (Булович).
Затем сербские архиереи предоставили самому Господу определить достойнейшего, - и дальше уже ничего не зависело от человеческого хотения. И Господь указал на епископа Иринея (Гавриловича). Святейшему Иринею в нынешнем году исполнится 80 лет. Таким образом, Промыслом Божиим у руля церковного корабля поставлен умудренный опытом старец, которому, видимо, предстоит умиротворять как внутрицерковные нестроения, так и острейшие противоречия, существующие внутри общества и политической элиты Сербии.
Нам остается только порадоваться за православных сербов. Их архиереи преподали всему православному миру урок веры и смирения перед Промыслом Божиим. Сколько было в последнее время высказано критики в адрес избрания Предстоятеля Церкви жребием. И что нельзя доверять случаю (?!) такое важное дело, как выборы Патриарха; и что жребий - это не христианская традиция, а языческое черепкометание; и что сейчас не то время и т.д. и т.п.
Сербы же показали, что для действия Промысла Божия время в Церкви всегда ТО, что жребий - самый надежный и мирный способ обретения Предстоятеля Церкви.
Надо учиться у сербов!